Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 1
Сочинение на тему: Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

         Глубокий по своей психологии и философии роман Достоевского раскрывает женские образы своеобразно и полноценно, буквально погружая нас в тончайшую материю человеческих характеров.

         Один из ярких образов не только женского начала, но и личности в принципе – старуха-процентщица. Алёна Ивановна является своеобразным воплощением маленького человека из «подполья». Характеристика в романе даётся ей весьма нелицеприятная: сухая старушонка лет шестидесяти, со злыми глазками, простоволосая, белобрысые волосы её жирно смазаны маслом, шея похожа на куриную ногу, одета несуразно и из рук вон плохо. Но внешний неблаговидный портрет подкрепляется и чертами характера старухи: она держит в страхе свою младшую сестру Лизавету, постоянно избивая и запугивая, в общении с другими людьми проявляет злобу, гадливость, категорическую принципиальность.

         Учитывая всё это, сложно даже сказать, является ли она по сути своей женщиной? Возникает ощущение, что старуха медленно превратилась в бесполое существо, оставившее за собой лишь право на тщедушное бытие, которое как раз и было абсолютно не нужным человечеству, по мнению Раскольникова. И это – большая проблема вырождения женского духа.

         В романе нам рисуется и другой женский образ – образ, воплощённый в Авдотье Раскольниковой, сестре Родиона. Она – достаточно простая девушка, не искушённая деньгами, не страдающая честолюбием и не потерявшая в тяжёлых буднях высоких свойств своей души. Авдотья разумна, терпелива, умна, в ней есть чувство гордости, но оно не затмевает её доброй и благородной натуры. Для спасения брата и семьи она терпела домогательство Свидригайлова и сватовство Лужина и была вознаграждена в итоге счастливым браком с Разумихиным.

         И, наконец, главная женщина романа – Соня Мармеладова. Удивительная девушка, которую сам Раскольников даже назвал однажды «юродивая». Соня всю жизнь жила в бедности, особой родительской ласки не знала, здоровьем тоже не отличалась, но какая великая душевная сила таилась в ней. В возрасте около 18 лет ей, бледной, худенькой, угловатой, робкой, пришлось пойти на грех – заняться проституцией для пропитания своей семьи. Сколько боли испытала она (ведь Соня была искренне верующей), преступив заповедь «не прелюбодействуй», но она пошла дальше, не отказалась от позора, потому что другого пути у неё не было, кроме как пожертвовать собой во благо родных. Соня и по внешности настоящий ангел: хрупкая, маленькая, белокурая, с ясными голубыми глазами, которые озарялись иногда необычайным огнём духовного порыва. Эта девушка, почти девочка, смогла помочь главному герою, она смогла воскресить его душу, мало-помалу взращивая в ней положительные чувства, приближая его к божественному слову и к великому чувству любви. В финале романа мы уже ясно осознаём, что за тихим обличьем Сонечки стоит невероятно сильная, великая женщина, из тех, что определяли судьбу многих людей.

         Великий роман Достоевского открывает нам обыденные и удивительные женские характеры со всем чувством и полнотой, не позволяя остаться к ним равнодушным.

Вариант 2
Женские образы в романе «Преступление и наказание» (сочинение для 10 класса с цитатами)

Еще в юности Ф.М. Достоевский заинтересовался таким сложным явлением, как человек. Герои его произведений – люди разных социальных слоев и темпераментов, противоречивые, сложные, но их типажи и сегодня можно наблюдать в реальной жизни, потому что они не выдуманы – они среди нас. В романе «Преступление и наказание» особое место занимают два женских образа, которые помогают понять глубину произведения.

Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона, натура цельная, сильная, но до болезненности добродетельная, гордая, и этим очень похожа брата. И Раскольников понимал это: «Гордячка! Сознаться не хочет, что хочется благодетельствовать! О низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят…» Любовь, похожая на ненависть, особенно проявляется в истории Дуни и Свидригайлова. Достоевский показывает нам, что гордая добродетель может быть так же безжалостна, как и гордый порок.

Человек, который пытается наставить грешника на путь истинный, как бы снисходя к нему с высот своей добродетели, душой и сердцем не любит его таким, какой он есть, а поэтому не может дать ему опыт истинной любви к ближнему. Оскорбленная неудачным экспериментом со Свидригайловым, стыдящаяся своих былых чувств к этому порочному человеку, Дуня оказалась способной даже выстрелить в него.

Совершенно иная женская ипостась заключена в Соне Мармеладовой. Встав на грешный путь по собственной воле, но надеясь тем самым помочь мачехе и ее детям, Соня не утратила чистоты сердца и целомудренности помыслов. Грязь не пристала к ней, потому что у нее была надежная защита – вера в Бога и любовь к людям. После признания Раскольникова в убийстве, она не оттолкнула его, не отвернулась, а пожалела всем сердцем: «Что же вы такое над собой сделали!»

Узнав о преступлении Родиона, она делит с ним ответственность, подталкивая его к признанию: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет».

Раскольников замучен, загнан, но не понимает, что не найдет покоя, пока одержим своей теорией и пока его душа не вырвется из ее пут. А Соня чувствовала, что раскаявшемуся грешнику будет невыносимо тяжело, даже хуже, чем его жертвам, и она не оставляет Родиона, идет за ним на каторгу.

Образы Дуни и Сони противопоставлены в романе Достоевского. Гордая нравственность сестры толкает Раскольникова на преступление, так как подтверждает его теорию. А христианская любовь падшей женщины дает ему надежду на духовное воскрешение к новой жизни.

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021