Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Сочинение-рассуждение по роману «Мастер и Маргарита».

         Роман "Мастер и Маргарита" по праву считается самым знаменитым и таинственным произведением М. А. Булгакова. В книге поднимается множество проблем, из которых большинство не потеряло (да, наверное, и никогда не потеряет) актуальности и сейчас, почти сто лет спустя. Мне хотелось бы в своем сочинении остановиться на одной из этих проблем - проблеме ответственности человека за свои поступки.

         Действие в романе происходит в двух временных пластах и еще в каком-то месте вне времени и пространства. Но трусость остается трусостью, а подлость - подлостью в любом из них. А совесть не отпускает человека и тогда, когда времени больше для него нет. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат понял это слишком поздно.
         Понтий Пилат - одна из самых противоречивых фигур на страницах романа. Холодный и безжалостный, но, безусловно, умный и храбрый человек внезапно пугается доноса и осуждает на смерть безвинного, по своему собственному убеждению, человека. Писатель очень выразительно показывает, как меняется отношение его героя к происходящему, как и отношение его к Иешуа. Сначала это безразличие и презрение, затем эгоистичное желание сохранить для себя "гениального врача", который лечил бы его от мучительной мигрени. И, наконец, осознание недопустимости убийства - слишком позднее осознание. И вот теперь нет прокуратору покоя ни днем, ни ночью. Совесть мучает его и упрекает вечно, ведь время для Понтия Пилата закончилось.
         Понтий Пилат осознал свою вину, а вот Иуда - нет. По книге, не предатель, раскаявшийся и впавший в отчаяние, повесился, а агенты прокуратора убили самодовольного и бессовестного провокатора. Есть у Иуды «двойник» и в «московских» главах романа – это барон Майгель, убитый на балу у Воланда в ходе жертвоприношения. Не испытывают мук совести и многие другие мелкие и крупные преступники и просто негодяи: Алоизий Магарыч, руководство варьете, критики, разгромившие роман Мастера, и т.д.
         Мастер – очень необычный герой. Он не так уж часто появляется на страницах романа, мало что «совершает». Его главное дело – роман о Понтии Пилате – живет своей жизнью, ведь его создатель предал его – сжег. Роман мы встречаем в виде отдельных глав, которые называют «ершалаимскими», и затем он появляется у Воланда, провозгласившего, что «рукописи не горят». Создав свое произведение, Мастер подвергается резкой критике и впадает в отчаяние. Он начинает совершать ошибку за ошибкой: сжигает роман, бросает любящую его Маргариту, прячется в сумасшедшем доме. Он искренне страдает, и это и есть его наказание. А затем единственным выходом для него и Маргариты становится смерть. Потому что вернуться назад и все исправить невозможно.
         Еще одна героиня, мучительно переживающая свое преступление, - Фрида. Ее Маргарита встречает на балу Воланда. Фрида задушила платком собственного ребенка, и с тех пор она каждое утро находит этот платок. Его никак невозможно уничтожить, ведь нельзя уничтожить свою совесть.
         Роман решает вопрос ответственности человека за свои поступки, показывая, как переживают свою вину разные люди. Автор сочувствует тем из них, кто испытывает муки совести, те же, кто не обращает на свои проступки внимания, неинтересен Булгакову. Я думаю, он хотел таким образом показать, что звания человека достоин лишь тот, кто способен осознать свою вину и пострадать за нее.

TESTSOCH.RU - Сочинения по картинам и литературе
© 2013-2019 Все права защищены.