В произведении Н. Карамзина «Бедная Лиза» центральный мужской персонаж – Эраст. Это богатый молодой человек, привлекательный внешности с выразительными глазами, которые не оставляют равнодушными никого.
У него доброе и отзывчивое сердце, несмотря на ведение активного светского образа жизни, он любит романы и идиллические произведения художественной литературы. У него богатое воображение и очень живой разум.
Изначально можно посчитать, что Эраст – персонаж положительный. Однако, это далеко не так. Да, он влюбляется в крестьянку, нищую, но все встречи с ней – тайны. Дворянин не должен по своему положению встречаться и жить с более низкой по сословию девушкой.
На первых порах отношения их носили сугубо платонический характер, но позднее переросли в самую настоящую страсть, но сердце Эраста помимо доброты еще и ветрено. Он обманывает возлюбленную, сладкоголосо обещает ей богатство и совместную жизнь.
Постепенно любовь ушла, и Лиза наскучила Эрасту. Он начал все больше отдаляться от нее. А потом уходит воевать. Но армейский быт и окопная жизнь нисколько не интересуют молодого человека. У него была своя страсть – азартные игры. В один момент он проигрывает в карты все свои деньги и возвращается в страну.
А там он решается на брак по расчету – идет не к Лизе, а выбирает богатую вдову, которой нравился.
На протяжении всей повести Карамзин несколько раз упоминает о деньгах: когда Эраст покупает цветы Лизы, ее работу, проигрывает все свои средства, пытается откупиться от нее. Герою уже не нужна любовь Лизы, и он уходит к состоятельной вдове, чтобы жениться по расчету. Предпочитает чувствам выгодную партию, сулившую ему финансовое благополучие.
Таким способом автор связывает деньги с фальшью, обманом, нечистыми помыслами. Он хочет показать, что настоящие, искренние чувства неподвластны влиянию денег. Они не продаются и не покупаются.
На самом деле, Эраст – трус и авантюрист, легкомысленный и азартный человек, под маской благородного и воспитанного дворянина. Именно его предательство подтолкнуло Лизу к самоубийству.
Судьба по-своему наказывает героя: он так и не находит в жизни счастья, его душа неспокойна, мается в терзаниях.