Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»

Заказ сочинений

         В предыдущей критике произведений Островского были выявлены важные черты русской жизни. Для Островского на первом плане стоит общая, не зависящая ни от одного из действующих лиц обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Он умеет изобразить жизнь резко и живо, обнажая самые важные стороны. Драма «Гроза» не является исключением.

         Одна из большого количества подобных критика дает заключение: «драма  должна  представлять  нам  героя,  проникнутого  высокими идеями; героиня   "Грозы",   напротив,   вся   проникнута   мистицизмом, следовательно,  не  годится  для  драмы,  ибо  не  может  возбуждать  нашего сочувствия».

         Некоторые критики считают, что Островский неправильно изображает Катерину в «Грозе».  Ее лицо «отвратительно и безнравственно», он «вывел на смех Катерину, желая в ее лице опозорить русский мистицизм». Такая критика безопасна, к ней можно относиться иронично, потому что критик сам додумывает образы, а не изображает в точности замысел автора.

         Для хорошего анализа каждый критик должен понимать, что такое драма. «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга, – с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг».  По всем известным правилам драмы, борьба Катерины между страстью и долгом – ее предмет. Но все остальные условия в произведении жестко нарушены. Также у Островского есть непростительная для критиков литературная ошибка – «двойственность интриги». Любовь Варвары к Кудряшу не позволяет произведение назвать драмой, а лишь сводит все к банальному французскому водевилю.

         Но давно уже все видят, что Островский во многом удалился  от  старой сценической рутины, что в самом замысле каждой из  его  пьес  есть  условия, необходимо увлекающие его за пределы известной теории, на которую указали мы выше. Критики должны это учитывать.

         Например, самодуры, против которых, естественно, должно возникнуть возмущение, при более внимательном рассмотрении оказываются достойными сожаления. Они добродетельны и даже по-своему умны. Таким образом, борьба в пьесах Островского совершается не в отношении действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними.

         Катерина не принимает геройских поз и не произносит героических изречений, доказывающих твердость характера, а наоборот – является в виде слабой женщины, не умеющей противиться даже своим влечениям. Никого она не обвиняет, никого не винит. Нет в ней ни злобы, ни презрения, чем красуются обычно рассерженные герои, самовольно покидающие свет. Мысль о горечи жизни, которую надо будет терпеть, до того терзает Катерину, что подвергает ее в какое-то полугоряечное состояние. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы, она отчаивается. Грустно, жалостно такое освобождение, но другого выхода нет…
В тексте критиками выявлена пошлость, сальность и скандальность. А это всего лишь правдивое описание русской души, которой не присущи аристократические манеры. Избавление Катерины от душевных мук и «темного царства» происходит только через смерть.

         Конец этот кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше по жизни, зная о ее безнравственных началах. В этом смысле, Катерина – «луч света в темном царстве».

         Литературные судьи останутся опять недовольны. Читатели пусть рассудят сами: точно ли русская жизнь и русская сила вызваны художником в "Грозе" на решительное дело? И, «если они почувствуют законность и важность этого дела, тогда мы довольны».

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021