Все материалы с раздела: Сочинения по роману Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" поднимает несколько важных проблем. И одна из них - это проблема судьбы. Она важна для понимания образа главного героя.
О судьбе (роке) говорится несколько раз на страницах романа. Роковой для Бэлы становится любовь к Печорину. События развиваются по навязанному романтизмом сценарию, и изменить его невозможно. Неслучайно офицер-"автор" жалуется на скуку, не получив сначала ожидаемой кровавой развязки. Сюжет известен, "маршрут построен" от любви до смерти, хочешь - не хочешь, а иди.
Руку судьбы усматривает Печорин и в своем приключении в Тамани. Его вмешательство в "бизнес" контрабандистов - это вмешательство рока. Ту же мысль Печорин высказывает вновь, более развернуто, когда называет себя героем "последнего акта трагедии" - персонификацией рока.
Но в максимальной степени тема судьбы поднимается в "Фаталисте". Уже по названию ясно, что речь пойдет о роке. Что же тут об этом сказано?
Печорин и Вулич оба верят в предопределение. Но, тем не менее, спорят. Предмет спора не очень понятен. Вулич уверен, что есть судьба и он не сможет застрелиться, раз ему не суждено (а почему он решил, что не суждено?) Печорин считает, что Вулич в этот день умрет (видит на его лице что-то такое, что и раньше видел на лицах обреченных). То есть он тоже верит в судьбу. Поспорили. Осечка. Вулич жив. Печорин отдает ему проспоренные деньги. Но дальнейшее показывает, что Печорин прав: Вулича вскоре убивает пьяный казак. Так есть предопределение-судьба-рок? Что думает автор?
Автор не отвечает прямо на этот вопрос. Мне кажется, он в судьбу как в предопределение не верит. Поэтому "Фаталист" не заканчивается гибелью Вулича. Лермонтов описывает задержание казака. Печорин проявляет исключительную храбрость и изобретательность и в безнадежной, казалось бы, ситуации добивается успеха.
И вот теперь мы мысленно возвращаемся к тому, что мы уже знаем о Печорине. Скучающий баловень судьбы, любимец женщин, человек, не знающий, куда себя девать, оказывается, может быть решительным, хитрым, храбрым. Почему же он не займется тем, что ему так прекрасно удается, а тратит жизнь на ерунду? Судьба? Можно ли все объяснить стечением обстоятельств, злым роком? Или все-таки Печорину мешает что-то другое? Отсутствие внутреннего стержня, нравственных ориентиров? Стоит ли все списывать на время? Ведь Лермонтов сам, например, жил в то же самое время.
Мне кажется, автор поднимает тему судьбы для того, чтобы показать безволие своего поколения, отсутствие у него ориентиров. Печорин чувствует "в душе своей силы необъятные", но ни на что полезное или хотя бы интересное их не использует. У него нет достойной цели. Причина всегда не в роке, а в человеке. Именно это, мне кажется, хотел сказать автор.
Рекомендуем также ознакомиться: