Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

С.А. Есенин (9 класс, Коровина, 2 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

1.Прочитайте статью о Сергее Есенине и раздел «В творческой лаборатории С.А. Есенина», подготовьте пересказ или материал для диалога о поэте.

         Сергей Александрович Есенин родился в 1905 году в с. Константинино Рязанской губернии в крестьянской семье. Отец его был приказчиком, в деревне он бывал редко. Маленький Сережа жил с дедом и бабушкой по линии матери. Детские годы будущего поэта были счастливые и беззаботные.

         Дом деда-старообрядца всегда был пристанищем странников, слепцов, перехожих калик и других людей, которые пели духовные песни. Дед знакомил маленького Сережу с Библией и Священной историей, а бабушка со сказками, и они были толчками к его сочинительству. Также на его творчество влияли деревенские частушки.

         Первые стихотворные опыты появились в раннем возрасте, когда Сереже Есенину было 8 лет, хотя сам поэт считал, что начал сочинять с 9 лет, а некоторые современники автора утверждали, что даже с 13.

         Есенин закончил земское училище с отличием в 1909 г., потом была Спас-Клепиковскую учительскую школу в 1912 г., получил специальность «учитель школы грамоты». В эти годы он пишет стихи о любви и не только. Например, к периоду раннего его творчества относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», где описывает традиционный деревенский пейзаж.

         Вскоре Есенин уезжает в Москву, становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, поддерживающего поэтов-самоучек. Автор поступает сначала в контору издательства «Культура», потом в типографию И.Д.Сытина. В то время он живет в гражданском браке с А. Изрядновой, от которого у них рождается сын Юра.

         С 1914 г. Есенин стал печататься в журналах и газетах, у него вырабатывается его особый индивидуальный стиль. В 1915 г. автор едет в Петербург. В своих стихах он особенно воспевал многострадальную и родную сердцу деревню, затрагивал Первую Мировую войну и многие другие темы. Здесь Есенина называли «рязанским Лелем», «рязанским Дафнисом». В 1916 г. появляется первый сборник поэта «Радуница», потом выходит сборник «Голубень». В это время поэт венчается в Вологде с Зинаидой Райх. У них рождается 2 детей. В 1920 г. их семья распадается.

         В 1918 г. Есенин снова переезжает в Москву, здесь выходит ряд его сочинений: сборник «Преображение», «Сельский часослов», книга «Ключи Марии».

         Автор ведет богемный образ жизни, в 1922 г. женится на американской танцовщице Айседоре Дункан. В эти годы появляются такие его сборники, как «Пугачев», «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Русь советская», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы». Появляется и поэма «Анна Снегина».

         Несмотря на то, что сначала поэт с восторгом и надеждой принимал грядущие перемены, революцию, дальнейшие события в стране все больше разочаровывали и угнетали его, он не видел ничего хорошего в происходящем. Бессмысленность и жестокость гражданской войны, утопившей Россию в крови, тяжелая жизнь, трагическая судьба деревни, безверие. Он ощутил, что новый строй ему чужд, метался, не находя себе места и не видя жизненного смысла.

         Все эти события стали причиной самоубийства поэта в гостинице «Англетер» в Ленинграде. Похоронен Сергей Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище. Сергей Киров сказал о поэте такие слова: «Не удержался. Видать, разбился о камень черствых людских сердец».

 

2. Что повлияло на раннее творчество С. Есенина? Когда появились его первые стихотворения? Какова их тематика? Как оценивают писатели и литературоведы его произведения?

         Стихи Есенин начал писать рано, по одним сведениям, в 8 лет, по другим — в 13 лет. Сам автор утверждает, что начал писать в девятилетнем возрасте. Рассказы из Библии и священной истории, которые Есенин слышал от деда, сказки, которые рассказывала бабка, и деревенские частушки послужили, по мнению самого поэта, «толчками» к началу его творчества.

         Первые стихотворения, по словам Есенина, были духовными стихами. И только позже, по просьбе товарищей, он решил «попробовать себя в стихах другого рода». Они были посвящены любви. Есенин в 1912 году (ему было 17 лет) даже подготовил сборник стихов с названием «Больные думы», но этот сборник не был опубликован.

         Первое признание получили стихи Есенина о природе. С 1914 года их начали публиковать детские журналы «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

         Есенин был избран не только простым членом литературно-музыкального Суриковского кружка, но и вошёл в его редакционную комиссию. Его стихи были оценены достаточно высоко. Но эта оценка не удовлетворила молодого Есенина, и из Москвы он отправился в Петербург.

 

3. Каковы особенности творчества С. Есенина?

         Различные периоды жизни и творчества поэта характеризуются проявлением различных черт, возникновением новых особенностей.

         Если говорить в целом, то можно выделить:

- особенности тематики – темы Родины, русской природы, судьбы русской деревни, пути России, любви к женщине, сострадания к «братьям нашим меньшим», религии;

- особенности проблематики – проблема судьбы человека, культурный и духовный багаж которого сформирован ушедшей эпохой, в период исторических катаклизмов;

- особенности стиля – музыкальность, близость к фольклору, употребление диалектизмов, богатая метафоричность;

- высокое мастерство в использовании красок-символов.

 

4. Знаете ли вы строки есенинских стихотворений, которые стали афоризмами? Назовите их. Прочитайте наизусть стихотворения, известные вам.

         Некоторые строки стихотворений Есенина быстро и прочно откладываются в памяти, становятся крылатыми выражениями, афоризмами. В них заключены в лаконичной форме важные мысли.

         Из стихотворений автора, приведённых в учебнике, стали афоризмами следующие фразы: «...Куда несёт нас рок событий?», «Большое видится на расстоянии», «Любимая! Меня вы не любили...» («Письмо к женщине»); «Не жалею, не зову, не плачу...» (одноимённое стихотворение).

 

5. Как относился С. Есенин к пушкинскому творчеству? Что говорил об этом?

         Свое отношение к пушкинскому творчеству Сергей Есенин выразил в ответах на вопросы редакционной анкеты одного из журналов. Он писал: «Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше как гения страны, которой я живу». «Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант. Думаю, только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки».

 

6. Прочитайте включенные в учебник стихотворения С. Есенина, подготовьте их к выразительному чтению наизусть (на выбор). Проанализируйте одно из них. Определите размер стихотворения, особенности рифмы, лексики.

 

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный...»

Вступление

         Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» было написано Сергеем Есениным в 1914 году, а напечатано в 1916 г. Своим настроем, смыслом оно несколько отличается от других стихов автора, сочиненных в тот период.

Произведение наполнено чувствами тревоги, грусти, обреченности, беспокойства за судьбу деревни.

Тема

         Основная тема стихотворения – тревога за будущее деревни, за ее судьбу.

Проблема, поднимаемая в нем поэтом, – убогое, нищенское, плачевное состояние русской деревни. Автор рисует ужасающие картины деревенской запущенности, называет свою малую родину «заброшенным краем», «пустырем», где нарушена привычная, созидательная, размеренная жизнь.

Композиция

         Стих состоит из пяти четверостиший. Он написан в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он замечает признаки заброшенности, беспризорности, запущенности сельской местности.

         Написано произведение хореем, имеет перекрестную рифмовку.

Жанр

         Это стихотворение относится к лирическому жанру. Оно наполнено чувствами и переживаниями лирического героя: его сожалением, болью, обидой за состояние малой родины, грустными мыслями и прогнозами.

Выразительные средства

         Автор в стихотворении использует особую лексику, интересные художественные приемы и традиционные средства выразительности, которые оживляют неприглядный сельский пейзаж, делая его загадочным, волнующим, трогательным.

         В тексте имеется обращение «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь» и риторический вопрос: «Уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?»

         Эпитеты: «край заброшенный», «плесень сизая», «сенокос некошеный».

         Метафоры: «солома-риза», «рукав черемухи», «ветер окропил плесень», «избы забоченились».

         Литота – «Избы забоченились, а и всех-то пять».

         Олицетворение: «черемуха машет рукавом».

         Сравнение: «как метель, черемуха».

         Из других приемов в произведении Есенин употребляет такие, как ассонанс – в первом четверостишии со звуком «ы», аллитерацию – в третьем четверостишии со звуком «с».

         На увлечение Есенина церковной тематикой указывает лексика третьей строфы –« риза», «окропил». Также поэт использует просторечные слова – «сказ», «жисть», «забоченились» и лексику возвышенную – «окропил», «заревая».

 

7. Что характерно для есенинского стиля?

         Для есенинского стиля характерны глубокая лиричность, напевность (многие его стихотворения стали известными песнями) и та редкая задушевность, которая присуща исключительно чутким людям. Также в стиле Есенина важное значение имеет монологичность и афористичность речи. Еще в нем прослеживается связь с фольклором и народными традициями, он обладает национальной самобытностью. Огромную роль в стиле поэта играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

 

8. Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях поэта?

         Особенно часто звучат в стихотворениях поэта следующие темы:

1.Тема любви. Женщины.

2. Тема Родины и природы.

3.Тема революции.

4.Тема деревни.

5.Судьба народа.

6.Россия крестьянская.

7.Россия бунтарская.

8.Темы жизни и смерти.

9.Темы обреченности, несбыточности надежд, тоски.

 

9. Грустные или веселые интонации преобладают в его произведениях? Как вы это объясните?
         В произведениях Есенина преобладают грустные интонации. Происходит это потому, что короткая жизнь и творчество поэта пришлись на тяжелые для России времена, когда разрушались до основания практически все устои государства, рушился такой близкий и родной поэту крестьянский мир, размеренная, созидательная жизнь деревни, сельская глубинка приходила в запустение. Есенин был выходцем из деревни, он, как лирический поэт, очень любил свой край, родные пейзажи, и ему было больно за его заброшенность, опустошение, за развал сел и хуторов. Также на поэта наводили грусть размышления о смысле жизни и его поиски, его тревожили события, происходящие в стране, будущее России, собственная неустроенность, понимание неизбежности увядания и смерти.

 

10. Какой образ родной природы возникает в стихотворениях «Вот уж вечер. Роса...», «Край ты мой заброшенный...»? Какие чувства и настроения пронизывают эти стихотворения?

         В стихотворениях «Вот уж вечер...», «Край ты мой заброшенный...» возникает два разных образа родной природы. В первом произведении автор придается воспоминаниям о прошлом, и поэтому оно проникнуто ностальгическими нотками. Здесь сельский пейзаж спокоен и светел, автор рисует теплый деревенский вечер, наполненный ощущениями и звуками: росу на крапиве, яркую луну, освещавшую крышу, соловьиную песнь, высокие стройные березы, «как большие свечки», реку, стук колотушки сонного сторожа. Автор чувствует единение с природой, умиротворение; он наслаждается простотой и естественностью вечера, существующей в природе гармонией.

         Во втором стихотворении Есенин рисует весьма неприглядный деревенский пейзаж: маленькую заброшенную деревню и ее угодья, которые никто не возделывает, никому не нужный луг с перезревшей травой, пять покосившихся изб, крытых соломой, вороны, бьющие в окна крыльями. Пейзаж, можно сказать, удручающий, плачевный. Оживляет его только цветущая черемуха, которую автор сравнивает с метелью и, применяя прием олицетворения, одушевляет ее. Но и она на фоне этой заброшенности и запустения не радует своим цветением. Это произведение проникнуто чувством грусти, сожалением и горечью поэта от того, что его родной край так изменился, далеко не в лучшую сторону, что о хороших временах остались только воспоминания.

 

11. Как Вы понимаете строфы?

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в Раю!» —
Я скажу: «Не надо Рая,
Дайте родину мою».

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

         В первой строфе поэт показывает, насколько сильно он любит Россию, свою родину, что он ее променяет даже на рай.

         Во второй строфе показаны сожаление, боль, обида, грусть автора по поводу того, каким стал его край – заброшенным, опустевшим. Нарушен привычный деревенский уклад, некому выполнять сельские работы, никто не косит сено.

 

12. Какие высказывания о С. Есенине кажутся Вам самыми важными?

         Конечно, большинство литераторов и критиков высказывались о творчестве Сергея Есенина положительно, доброжелательно, даже с восторгом, но находились и такие, которые занимались травлей поэта, например, партийный публицист Г. Устинов, которыйназывал Есенина«неисправимым психобандитом»,

         Очень красиво и проникновенно о Сергее Есенине сказала Анна Ахматова: «Его не вырвешь из полей и рощ».

         С.М. Киров, сожалея об уходе Есенина из жизни, сказал о нем такие слова: «Не удержался. Видать, разбился о камень черствых людских сердец».

 

Обогащайте свою речь

1.Подготовьте рассказ о С. Есенине, сопроводив его чтением есенинских стихотворений.

         Смотрите ответ на вопрос №1

 

2. Какие строчки стихотворений С. Есенина вам часто приходят на память, и вы повторяете их в разговоре с одноклассниками?

          «Лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии», «Куда несет нас рок событий?», «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать!»

 

3. Как Вы понимаете следующие слова, словосочетания, строки стихотворений и как называется прием, который используется поэтом: «Тихо льется... листьев медь...», «От говорила роща золотая...», «О всех ушедших грезит конопляник...», «В саду горит костер рябины красной...», «Как метель, черемуха машет рукавом...*, «Избы забоченились...», «...нашептал ковыль»?

         В строках – «Отговорила роща золотая...», «О всех ушедших грезит конопляник...», «нашептал ковыль...» природные образы (роща, конопляник, ковыль) автор наделяет человеческими способностями — говорить, шептать, грезить – это прием олицетворения.

          «В саду горит костёр рябины красной...»: «костёр рябины» — метафора. «...Тихо льётся с клёнов листьев медь...»: «листьев медь» — метафора, медь «льётся» – метафора.

          «...Как метель, черёмуха машет рукавом» — сравнение («как метель»), машет рукавом – олицетворение.

          «Избы забоченились...» — значит, покосились, завалились на бок от того, что брёвна подгнили.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021