Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Русская литература XVIII века (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 35-41 (9 вопросов)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Вопросы и задания

1. Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

В начале XVIII века Петром I были проведены значительные реформы, которые изменили жизнь России так, что обратного пути уже не было, несмотря на то, что не все приходившие к власти после него могли продолжить курс первого императора. Страна быстро развивалась и укрепляла свои позиции. Была создана регулярная армия, благодаря чему Россия победила в Северной войне и для нее открылся выход в Балтийское море. Армия требовала ресурсов – строились заводы и фабрики, что дало толчок развитию промышленности. Стремительно развивалась торговля, в том числе внешняя.

2. Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII ве­ке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.

         В XVIII веке наряду с экономикой развивалась и общественная мысль. Много внимания уделялось просвещению и образованию: были открыты Московский университет, профессиональные училища, школы, Академия художеств, Академия наук, первый русский театр и печатная газета. Активно развиваются искусства: архитектура, живопись, скульптура. Именно в этом веке появляется знаменитый памятник Петру «Медный всадник».

         Особое внимание уделялось литературе, целью которой было воспитание человека. Основным пафосом произведений стали преобразования и государство. Основными жанрами были ода и высокая сатира. Во второй половине XVIII века в литературе появляются такие жанры, как прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма». Развитие сатиры привело к изданию сатирических журналов, например, «Всякая всячина» (журнал Екатерины II), «Трутень» (Н.И. Новиков), «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта».

3. Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кан­темир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Хе­расков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столе­тия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

         В предыдущих классах мы знакомились с творчеством авторов XVIII века. Это М. В. Ломоносов: «Случились вместе два астронома в пи­ру...» (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Ве­личества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс);

         Г. Р. Державин: «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи...» (7-й класс), Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (8-й класс); И. А. Крылов: басни (Крылов начал писать в XVIII веке, продолжил в XIX веке).

         Гавриил Романович Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой – «Беседу любителей русского слова». Державин присутствовал на выпускном экзамене в лицее, когда А.С. Пушкин читал свое стихотворение, и благословил будущего поэта на путь творчества. А.С. Пушкин, когда работал на «Капитанской дочкой», пользовался записями Державина о восстании Пугачева, так как Державин участвовал в подавлении этого бунта.

 4. Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару. <...>

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид. <...>

         Первый отрывок из стихотворения М. Ломоносова, второй – Г. Державина.

 5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

         В европейском искусстве и литературе классицизм возник в XVII – начале XVIII века. Классицизм – это эстетическое направление и художественный стиль, в основе которого лежал эстетический эталон античного искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию стилей и жанров, которой придерживались в своих трудах философ Аристотель и римский поэт Гораций.

         К высоким жанрам они относили эпопею, трагедию и оду. К низким жанрам – комедию, сатиру и басню.

         Классицизм зародился в эпоху позднего Возрождения в Северной Италии в XVII веке, но его развитие и расцвет произошли во Франции, правда высокого уровня достигли низкие жанры. Комедии Мольера даже стали называть «высокими комедиями». Всем были известны басни Лафонтена и сатирические произведения Буало.

         Особенностью русского классицизма стало обращение к национальным истокам куда больше, чем к античности, и развивался он в России тоже на уровне «низких жанров».

6. Приведите пример произведения, относящегося к класси­цизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

         В 8 классе мы знакомились с комедией Фонвизина «Недоросль». Это произведение написано с соблюдением законов классицизма: мы видим единство времени, места, действия, язык комедии ясный и точный.  В комедии противопоставлены идеальный мир и мир невежества, персонажи строго делятся на положительных и отрицательных.

8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются дости­жения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

         До XVIII в России не существовало художественной литера­туры в современном понимании, то есть совокупности произве­дений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви, а ху­дожественная литература (например, сочинения Симеона Полоц­кого) широкого распространения не имела.

         На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литера­турные достижения других народов, осмыслить их и «переса­дить» на русскую почву.

         Во-вторых, чтобы литература стала органической частью об­щества, требовалось уловить важнейшие общественные тенден­ции и выразить их в художественных произведениях. Так, обще­ственная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспиты­вала своих современников.

         В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от бо­лее развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это об­ретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующе­го века.

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021