Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Пушкин - Стихотворения (9 класс, Коровина, 1 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Размышляем о прочитанном (стр. 162)
1. Какая мысль выдвигается в стихотворении на первый план и почему?
         На первый план в стихотворении выдвигается мысль о верности Отчизне и надежде на перемены в стране в лучшую сторону, которые сделают Россию и русский народ свободными. Пушкин своим стихотворением призывает быть преданным своей Родине и готовым к борьбе за ее свободу и процветание.
2. Какие значения включает в себя строка «Пока свободою горим...»
         Смысл данной строки заключается в том, что пока люди жаждут свободы, мечтают о ней и готовы за нее сражаться, пока еще они верны чести, высоким идеалам и активны, они могут принести много пользы своему Отечеству.
3. С чем сравнивает поэт ожидание вольности для своей Отчизны?
         «Мы ждем с томленьем упованья
         Минуты вольности святой,
         Как ждет любовник молодой
         Минуты верного свиданья»
         Из этих строк нам становится понятно, что ожидание вольности для своей Отчизны поэт сравнивает с ожиданием свидания с возлюбленной молодого любовника. Такое сравнение указывает на сильное, страстное желание свободы для страны и на надежду, что его желание сбудется, и эта свобода непременно когда-то наступит.
4. Как вы понимаете концовку стихотворения?
         Смысл концовки стихотворения «К Чаадаеву» можно трактовать следующим образом: автор призывает верить в будущую вольную жизнь в России, когда страна «вспрянет ото сна», свергнет самодержавие, а на его обломках напишут имена борцов за ее свободу. Можно считать, что Пушкин предвидел перемены в стране, борьбу с тиранией и деспотизмом, достижение свободы. Финал имеет оптимистический и уверенный настрой на светлое будущее России.

Размышляем о прочитанном (стр. 165)
1. Каков пафос стихотворения?
         Стихотворение «К морю» проникнуто романтическим пафосом. Пушкина восхищают его свобода, могущество, бескрайность простора и грозность. Оно может быть разным: гордым и своенравным, грустным и ласковым. Оно ведет себя так, как ему захочется, никому не подвластно. В отличие от человека, который не волен в своих желаниях. Пафос элегии заключается в стремлении автора, как и любого другого человека, обрести свободу.
2. Почему для выражения этого пафоса поэтом избрано изображение моря?
         Поэт для выражения пафоса избирает море, потому что для него именно оно становится символом свободы, вольной жизни. Морская стихия живет по своим законам, она никому не подвластна. Кроме того, море обладает могучей силой, способной сокрушить все на своем пути, его характер непредсказуем и несдержан. Тайны морской стихии, ее решительность и непреклонность очаровывают, вдохновляют и огорчают автора. Пушкин сожалеет о своей несвободе, что он вынужден навсегда покинуть эти чудесные края, и прощается с морем.

Размышляем о прочитанном (стр. 168)
Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение "Пророк". В чём смысл финальных строк?
         Начинается стихотворение со слов «Духовной жаждою томим, В пустыни мрачной я влачился…». Такое начало говорит о том, что герой стихотворения – человек, не понимающий своего предназначения в мире. Он не видит в жизни смысла, но пытается найти его. И его путь к познанию самого себя выглядит мрачным и пустынным. (Возможно, автор имел в виду собственное состояние после расправы над декабристами, ведь многие из них были его друзьями). Но, преодолев телесные и духовные муки, человек находит себя, свое предназначение и обретает смысл жизни. Теперь он слышит «Бога глас», который становится для него единственной истиной. Это способствует духовному преображению героя.
         Завершается стихотворение побуждением к действию, призывом: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Этими словами автор доносит до сознания творческих людей, что нужно так творить, чтобы поражать людские души, вызывать в них эмоциональный отклик. Автор считает, что поэт неотделим от народа, он должен быть справедливым пророком, вещать людям правду, вести их за собой к лучшей жизни и свободе.

Размышляем о прочитанном (стр. 172)
1. Можно ли считать, что стихотворение «Анчар» — суровое обличение деспотизма? Подтвердите свою позицию примерами из текста.
         Да, стихотворение Александра Пушкина «Анчар» можно считать суровым обличением деспотизма. В нем поэт создает яркие, колоритные образы: анчара, царя-владыки, раба. Знакомясь с описаниями в стихотворении ядовитого дерева пустыни – анчара и царя, мы видим, что и дерево, и владыка вокруг себя сеют смерть. Но о растении, которое «в день гнева породила природа», создается впечатление, что оно тоже страдает от одиночества и всеобщей отверженности, стоя, как «грозный часовой», «один во всей Вселенной», поэтому оно вызывает и чувство некоего сожаления. Владыку же Пушкин наделяет такими качествами, как беспощадность, жестокость, равнодушие, властность, граничащая с самодурством, коварство. Именно с помощью этого образа он изобличает деспотизм. Царь-деспот посылает раба за смертельным ядом, зная, что тот погибнет: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки». При этом его нисколько не трогает участь раба. Самодурству и коварству царя нет предела, он посылает смерть от отравленных стрел в соседние княжества: «А царь тем ядом напитал свои послушливые стрелы и с ними гибель разослал во все соседние пределы».
2. Кому сочувствует и кого осуждает поэт?
         Я думаю, что поэт сочувствует, конечно же, рабу, которого царь отправляет на верную смерть – «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Раб бесправен, его жизнь ничего не стоит и заканчивается трагически у ног его господина. Также, судя по тому, как автор поэтично описывает анчар, какие использует при этом яркие эпитеты – «зелень мертвую», «смертную смолу», старославянизмы – «древо», «ветвь», «хладными», сравнение – «как грозный часовой», гиперболу – «один во всей Вселенной», можно утверждать, что к дереву, напитанному смертельным ядом не по своей воле, к его одиночеству, он тоже испытывает сочувствие. Но анчар таким породила природа.
         Осуждает Пушкин тирана и деспота царя. Он показывает «непобедимого владыку» жестоким, надменным, властным самодуром, исполненным изощренного коварства. Ему для победы все средства хороши. Царь не ценит человеческую жизнь, целенаправленно и безжалостно губит ядом анчара свое окружение: преданных ему слуг, соседей.
3. Какие лексические и синтаксические средства использует поэт для усиления выразительности изображаемого?
         Для усиления выразительности изображаемого поэт использует следующие средства: лексические – слова-старославянизмы: «ветвь, «древо», «хладными», «челу», «владыко»; яркие, меткие эпитеты: «мертвую», «увядшими», «чахлой и скупой», «раскаленной», «грозный»; лексические повторы: послушно – послушливые, «принес он смертную смолу» - «принес – и ослабел, и лег», слова-антонимы: владыка – раб, сравнения и олицетворения: «Анчар, как грозный часовой», «Природа породила … напоила». Имеется в стихотворении и гипербола «один во всей вселенной». К синтаксическим средствам можно отнести обилие в тексте глаголов, которые передают стремительность смены действий, повторы союзов: «К нему и птица не летит, и тигр нейдет», «Принес – и ослабел, и лег…, и умер…».

Размышляем о прочитанном (стр. 176)
Какое из стихотворений о любви кажется вам более сильным, более полно выражающим чувства автора? Почему?
         На мой взгляд, более сильным и более полно отражающим чувства автора является стихотворение «Я вас любил». Потому что в нем безответная любовь показана настолько бескорыстной и сильной, что в ней мы наблюдаем проявления самоотвержения, жертвенности, высочайшего благородства со стороны любящего человека. Лирический герой любит нежно, горячо, искренне, но, видя, что его чувства возлюбленная не разделяет, он не хочет ее ничем печалить, желает ей счастья и чтобы избранник девушки любил ее так же сильно, страстно и благородно, как он.

Проверьте себя (стр. 183)
1. Как через колдовское кружение метели создаётся ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.
         Через колдовское кружение метели создается ощущение нереальности происходящего, его сочетание с мистическими образами, звуками, фантастическими видениями, что и усиливает смятение души, вселяет в путников оторопь и страх. И ямщик, и барин пугаются разыгравшейся вьюги и верят в злые силы.
         Можно нарисовать следующие картины, навеваемые этим кружением: сильный, холодный ветер, кидающий в лицо ямщика и морды коней снежные вихри, перенесенную сугробами санную дорогу, бескрайний мутный простор, в котором почти ничего не видно из-за пурги. Также мы видим неяркий свет луны, и на ее фоне причудливые, едва видимые духи – бесы, ведьмы, домовые, которые играют, суетятся, стремятся сбить экипаж с дороги и погубить путников.
2. Повторение слов, звуков усиливает ощущение смятения души. Какие же слова, звуки повторяются в стихотворении?
         В стихотворении часто повторяются слова и фразы.
         Указательная частица «вон»:
         Посмотри: вон, вон играет,
         Дует, плюет на меня;
         Вон — теперь в овраг толкает
         Одичалого коня;
         Указательное наречие «там» и личное местоимение «он».
         Там верстою небывалой
         Он торчал передо мной;
         Там сверкнул он искрой малой
         И пропал во тьме пустой».
         Начальное четверостишье, которое тоже состоит из повторений:
         Мчатся тучи, вьются тучи;
         Невидимкою луна
         Освещает снег летучий;
         Мутно небо, ночь мутна.
         Глагол в форме 1 лица, единственного числа – «еду»:
         «Еду, еду в чистом поле».
         Наречие «страшно»:
         «Страшно, страшно поневоле».
         Звук колокольчика:
         «Колокольчик дин-дин-дин…»
         Кроме этих и других повторов в тексте употреблены контекстуальные синонимы, например, злится – плачет, синтаксические конструкции, имеется богатейшая звукопись.

Размышляем о прочитанном (стр. 185-186)
1. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастёт народная тропа»?
         Автор уверен, что не будет забыт народом потому, что всем своим творчеством он пробуждал в людях добрые чувства, стремление к свободе и взывал их к человеколюбию.
         И долго буду тем любезен я народу,
         Что чувства добрые я лирой пробуждал,
         Что в мой жестокий век восславил я Свободу
         И милость к падшим призывал.
         Поэт считает, что его душа не умрет, а будет жить «в заветной лире», что его произведения будут всегда востребованы обществом и интересны читателям разных поколений, так как в них он затрагивал вечные темы и проблемы, которые актуальны в обществе любой эпохи и в жизни каждого человека. Поэтому его поэзия и проза всегда будут находить своего читателя.
2. Сопоставьте произведение Горация «К Мельпомене» (см. его во второй части учебника) со стихотворением Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В чём их сходство и в чём различие?
         Сравнив стихотворения «К Мельпомене» Горация и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина, можно отметить в них некоторые сходства и различия, это касается и стиля написания, и формы, и идеи произведений.
         Прежде всего, стихи похожи основной идеей – желанием оставить после своего ухода из этого мира память о себе своими поэтическими творениями, в каждое из которых вложена частичка их души. И Гораций, и Пушкин считают, что их творчество останется в веках, оно не будет забыто, при этом Гораций утверждает, что его памятник «вечнее меди прочной», а Пушкин считает, что его памятник «нерукотворный», то есть не материальный, а невидимый, духовный. Но и в то же время Александр Сергеевич абсолютно уверен что станет известен «по всей Руси великой» и что его будут помнить потомки. Он просит Музу принять и хвалу, и клевету равнодушно и не требовать венца. Гораций Квинт же, наоборот, за свои заслуги просит Мельпомену увенчать его кудри лавровым дельфийским венцом.
         Что касается различий в стилях написания, то оба произведения представляют собой поэтические тексты, но у Горация использована форма оды, а у Пушкина – форма поэмы. Это сказывается на размере и строении произведений. Стихотворение Горация состоит из 4 строф, а в стихотворении Пушкина их пять.
3. Чьё высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нём, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?
         Я считаю, что наиболее полно личность А. С. Пушкина характеризует высказывание о нём критика Аполлона Григорьева, которое было произнесено им спустя двадцать с лишним лет после гибели поэта в 1859 году:
         «...Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».
         «Вообще же не только в мире художественном, но и в мире всех общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономии».
4. В стихотворениях А.С. Пушкина много строчек (шутливых, серьёзных), посвящённых творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строк. Как вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского», «К портрету Вяземского»? Что подчёркивает поэт в «портретах»?
         Вот некоторые строки, которые Пушкин посвятил другим поэтам:
         «Стих каждый в повести твоей
         Звучит и блещет, как червонец»
         («К Баратынскому»)
         «Твой образ был на нем означен,
         Он духом создан был твоим:
         Как ты, могущ, глубок и мрачен,
         Как ты, ничем неукротим».
         («К морю» о Байроне)
         Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
         Мой брат родной по музе, по судьбам!
         Я жду тебя, мой запоздалый друг –
         «Приди; огнём волшебного рассказа
         Сердечные преданья оживи...»
         («19 октября», Вильгельму Кюхельбекеру)
         В стихотворении «К портрету Жуковского» Пушкин дает описание портрета своего учителя и наставника. Он подчеркивает такие его качества, как доброту, благородство, мудрость, касается влияния Жуковского на литературу той эпохи. Описывая портрет его друга и соавтора Вяземского, Пушкин подчеркивает его элегантность, острый ум, умение быть в центре внимания. Эти стихотворения – не только портреты творческих личностей, они также отражают и литературную эпоху, в которой те творили. Пушкин также говорит и о важности дружбы и наставничества между литераторами.
5. Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю (горечь, ревность, тревога, восторг и т.д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви («Сожжённое письмо», «Признание», «Ты и вы», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»)?
Как вы понимаете строки?
                                         Этот взгляд
         Всё может выразить так чудно!
         Ах, обмануть меня не трудно!..
         Я сам обманываться рад!
         ...И сердце вновь горит и любит — и оттого,
         Что не любить оно не может.
         Когда Пушкин вспоминает об адресатах своей любви, его переполняют и сообщаются читателю такие чувства, как восхищение и восторг («Мадонна»), горечь от безответной любви («Сожжённое письмо»), романтическая тревога влюблённого человека («Признание», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»), интимной нежности («Ты и вы»).
         Эти строки я понимаю следующим образом: влюбленного поэта приводит в восторг выразительный взгляд возлюбленной, побуждающий его испытывать сладостные иллюзии. Также поэт говорит о любвеобильности своего сердца, что оно не может не любить.
6. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берёт в плен лирика поэта»? Как вы понимаете фразу:
«Жизнь в лирике Пушкина увидена "сквозь магический кристалл" прекрасного и человечного»?
         Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. Он отдавал предпочтение таким темам, как любовь, природа, общество, судьба, предназначение человека. Лирика поэта берет в плен своей чувственностью, изысканностью, искренностью, глубиной.
         Фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного» я понимаю так, что любой творец, изображая жизнь в своем произведении искусства, руководствуется определёнными представлениями о ней. Пушкин верил в доброе и разумное начало в человеке. Он показывал многообразие жизни во всех ее проявлениях. В каждом событии можно увидеть черты гармонии и красоты, и Пушкин руководствовался именно этим подходом в своем творчестве.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021