Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Оды М.В. Ломоносова (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 50-58)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Вопросы и задания

1. Как бы Вы сформулировали тему каждой оды М. В. Ломо­носова? Какие строки показались Вам особенно важными для жанра оды?

         Тема «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» – вос­торженное преклонение перед могуществом Творца, создавшего пространство настоль­ко бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загад­ками, что ум человека не в силах воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.

         Несомненна характерная для од торжественность в строчках: «Открылась бездна, звезд полна; // Звез­дам числа нет, бездне – дна».  Здесь Вселенная сравнивается с бездной, настолько она огромна и непостижима для человека, но это-то и будоражит ум и воображение автора, заставляет удивляться силе Творца.

         В «Оде на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» затрагивается много тем: величие преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и само­бытности русского государства, восхищение огромными природными богатствами страны и надежда на великие способности русского народа.

 2. Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечер­нее размышление о Божием Величестве при случае велико­го северного сияния» и «Оды на день восшествия на Все­российский престол Ее Величества государыни императри­цы Елисаветы Петровны 1747 года»? В чем поэт видит заслугу императрицы?

         Главная мысль «Вечернего размышления…» заключается в том, что разум человеку для того и дан, и для того сам человек является образом и подобием Бога, чтобы суметь постичь законы мироздания, научиться задавать «натуре» вопросы и находить на них ответы. Идея «Оды на день восшествия…» – прославление науки и ее возможностей.

         Елизавета Петровна – дочь Петра I – правила страной шесть лет, когда Ломоносов посвятил оду на день ее восшествия. Главной заслугой Елизаветы автор считает наступление «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «рос­сам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета не вела войн).

         Заслугой Елизаветы Ломоносов считает возвращение политики Петра: «...Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «...Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь».

         Покровительство наукам – это тоже Ломонос называет заслугой императрицы, хотя более верным было бы сказать: хорошо, что не мешала. Наукам покровительствовал ее фаворит И.И. Шувалов, который способствовал открытию Московского университета.

 3. Как Вы понимаете эти строки?

...может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

         Смысл строчек этих строчек в том, что Россия, будучи великой страной, способна быть первой и в науке, что нужно растить, воспитывать и учить русских людей, а не надеяться на западные умы. Нужно верить в свой народ!

4.  Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?

         Картины мира, рисуемые в «Вечернем размышлении...», величественны и грандиозны по масштабу. В восклицательных предложениях в этой оде заключен восторг от сложности и непостижимости мироздания. Каждый вопрос – это вопрос, на который наука может и должна дать ответ в будущем.

         В «Оде на день восшествия...» изображены человеческие действия и устремления. Ломоносов описывает действия, которых следует ожидать от просвещённой императрицы, не только кровной, но и духовной дочери Петра Великого. Здесь восклицания направлены на передачу чувств, а вопросы более риторические, чем требующие какого-либо ответа.

 5. За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется? Под­твердите ответы чтением фрагментов из текста оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

         Поэт фактически прославляет Елизавету за то, что она является дочерью великого отца («Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь»), за то, что она русская и при этом очень красивая («Но краше в свете не находит / Елисаветы и тебя»). Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту долгожданную тишину, что именуется поэтом «отрадой», «воз­любленной» и «блаженством».

         М. В. Ломоносов надеется, что дочь Петра продолжит преобразования отца, и прежде всего, будет уделять внимание развитию наук и искусств.

         Ломоносов мечтает о процветании России, ведь в стране есть огромные природные богатства, для освоения которых необходимо развивать отечественную науку.

 

Развивайте дар слова

1. Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть ис­пользованы в нашей разговорной речи сегодня: дерзнет, щедроты, утеха, отечество, благословенны, посрамляет, Парнас, бездна. Приведите примеры.

         Дерзнёт – попытается что-то сделать, несмотря на преграды и даже опасность.

         Щедроты – богатства, которыми одарил Творец мир. Это и природные богатства, и человеческие таланты.

         Ободренны – воодушевлены каким-либо явлением, собы­тием.

         Утеха – радость от новой возможности, какой-либо факт, уменьшающий вечную скорбь и тревогу падшего мира.

         Отечество – родная страна, её народ, её территория и куль­тура.

         Благословенны – получившие разрешение и одобрение от церкви, поддержка в каком-либо начинании.

         Посрамляет – показывает ограниченность и несовершенст­во, затмевает соперника собственными достоинствами.

         Парнас – в прямом значении – гора, на склонах которой жили музы. В переносном –высоты культурной жизни, мир, в котором царит чистое искусство.

         Бездна – безграничное пространство, отсутствие видимых границ, «без дна».

         В современной разговорной речи могут быть использованы не все слова, потому что большинство из них относятся к книжному стилю. В разговорной речи слова снижаются по своему пафосу. Можно сейчас услышать выражение «от щедрот душевных», которое обозначает «в подарок, бесплатно». Мы можем употребить слово бездна, но значение будет несколько другим «бездна новинок», то есть много, большой выбор. Слово «утеха» также будет снижено по своему значению, в разговорной речи оно будет обозначать развлечение: «Нашли себе утеху!»

 2. Вопрос, который не требует ответа, называется риторичес­ким. Подумайте, с какой целью используются риторичес­кие вопросы в одах М. В. Ломоносова.

         Риторические вопросы – это утверждения в форме вопроса, они не требуют ответа, то есть подразумевается, что ответ и так ясен. В этом смысле вопросы «Вечернего размышления...» труд­но назвать риторическими: Ломоносов говорит о тех вопросах, ответы на которые ищет его пытливый ум; это не риторика ради риторики, а подлинное научное вопрошание, можно даже сказать, выдвижение гипотез:

         Несколько вопросительных предложений в «Оде на день восшествия...» вполне можно назвать риторическими: «Какая светлость окружает / В толикой горести Парнас?», «Твоей вели­кодушной воле / Что можем за сие воздать?»

4. Подготовьте «похвальное слово Елизавете», опираясь на текст оды Ломоносова.

         Нет ничего прекраснее на этом свете Елизаветы и мира, который она подарила русским людям на много лет. Она кротка душою, а взгляд ее так мягок, что обещает Рай. Вступив на трон, она приняла ответственность за свой народ, и не пожелала завоевывать земли за счет слез народа и его бедствий.

         Такие дары Елизаветы ободряют людей на свершения ради Отечества и государыни. 

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021