Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарен? Какие из его произведений Вам известны? О чем они?
М.В. Ломоносов сначала учился в Славяно-греко-латинской академии, далее в Киевской академии, потом продолжил образование в Германии.
Ломоносова называют ярким примером «универсального человека», которого интересовало буквально все. Он сделал открытия во многих областях науки: химия, физика, астрономия, филология. Он смог заново открыть секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и обобщал факты в исторические труды. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно занимался картографией. Трудно переоценить его вклад в развитие и становление литературного языка: он вывел правила стихосложения и сам был автором многих поэтических произведений.
Стихотворные произведения Ломоносова мы изучали в предыдущих классах. В 5 классе – «Случились вместе два астронома в пиру...» (это басня о споре Коперника и Птолемея о вращении Земли и Солнца, который был разрешен поваром на примере жаркого и очага), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс).
2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учеными мира?
Ломоносов обладал мощным умом, наблюдательностью, способностью к обобщениям, трудолюбием, настойчивостью, стремлением доводить дело до конца, искренностью, страстностью, правдивостью. Ломоносов был одарен красноречием, безусловным педагогическим талантом. Он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы.
3. Что явилось целью жизни Ломоносова?
Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире и особенно в России: «утверждение наук в отечестве», как писал сам Ломоносов. Он сделал все для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.
4. Что Вы знаете о теории «трех штилей»? Поставьте слова высокий, средний, низкий с каждым рядом жанров: героические поэмы, оды, трагедии, драмы, сатиры, письма, элегии, комедии, эпиграммы, песни, басни.
К созданию теории «трёх штилей» Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык.
До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно- славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер: «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом».
Вместо «ещё, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь была переполнена славянизмами: «иже», «якоже», «понеже». Употреблять «простой» язык в книжном сочинении считалось невежеством и необразованностью.
Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно- славянского. Составил первую грамматику русского языка. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность. Но преобразователь всё же советует поэтам учиться красотам и важности церковных книг.
Сочинение М. В. Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке» включило в себя разработанную учёным теорию «трёх штилей».
Высокий стиль – героические поэмы, оды, трагедии
Средний стиль – драмы, сатиры, письма, элегии
Низкий стиль – комедии, эпиграммы, песни, басни
5. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?
Александр Сергеевич Пушкин так написал о великом ученом: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
6. Прочитайте произведения М. В. Ломоносова, расскажите о своих впечатлениях.
Стихи М. В. Ломоносова в XXI веке читаются очень трудно, потому что поэт использует много непривычных слов и речевых оборотов. Самое удивительное, что в его поэтических произведениях всегда поднимаются сложнейшие вопросы мироздания, видимо, написание стихов было для него ещё одним способом познать тайны природы и как-то оформить их. В ломоносовских одах ощущается восхищение великими делами, оды полны гордости за великую России и лишены какого бы то ни было лицемерия и фальши.
Рекомендуем также ознакомиться: