Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

М.В. Ломоносов (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 42-50)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

 1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро ода­рен? Какие из его произведений Вам известны? О чем они?

         М.В. Ломоносов сначала учился в Славяно-греко-латинской акаде­мии, далее в Киевской академии, потом продолжил образование в Германии.

         Ломоносова называют ярким примером «универсального человека», которого интересовало буквально все. Он сделал открытия во многих областях науки: химия, физика, астрономия, филология. Он смог заново открыть секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и обобщал факты в исторические труды. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно занимался картографией. Трудно переоценить его вклад в развитие и становление литературного языка: он вывел правила стихосложения и сам был автором многих поэтических произведений.

         Стихотворные произведения Ломоносова мы изучали в предыдущих классах. В 5 классе – «Случились вместе два астронома в пиру...» (это басня о споре Коперника и Птолемея о вращении Земли и Солнца, который был разрешен поваром на примере жаркого и очага), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс).

 2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать ря­дом с великими учеными мира?

         Ломоносов обладал мощным умом, наблюдательностью, способ­ностью к обобщениям, трудолюбием, настойчивостью, стремлением до­водить дело до конца, искренностью, страстностью, правдивостью. Ломоносов был одарен красноречием, безусловным педагоги­ческим талантом. Он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы.

 3. Что явилось целью жизни Ломоносова?

         Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире и особенно в России: «утверждение наук в отечестве», как писал сам Ломоносов. Он сделал все для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.

4. Что Вы знаете о теории «трех штилей»? Поставьте слова высокий, средний, низкий с каждым рядом жанров: героические поэмы, оды, трагедии, драмы, сатиры, письма, элегии,  комедии, эпиграммы, песни, басни.

         К созданию теории «трёх штилей» Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык.

         До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно- славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжно­старинные слова, склонял и спрягал эти слова на церковносла­вянский манер: «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом».

         Вместо «ещё, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь была переполнена славянизмами: «иже», «якоже», «поне­же». Употреблять «простой» язык в книжном сочинении счита­лось невежеством и необразованностью.

         Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно- славянского. Составил первую грамматику русского языка. На­родный русский язык получил достойную честь и самостоятель­ность. Но преобразователь всё же советует поэтам учиться красо­там и важности церковных книг.

         Сочинение М. В. Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке» включило в себя разработанную учёным тео­рию «трёх штилей».

         Высокий стиль – героические поэмы, оды, трагедии

         Средний стиль – драмы, сатиры, письма, элегии

         Низкий стиль – комедии, эпиграммы, песни, басни

 5. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?

         Александр Сергеевич Пушкин так написал о великом ученом: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екате­риной II он один является самобытным сподвижником просвеще­ния. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

6. Прочитайте произведения М. В. Ломоносова, расскажите о своих впечатлениях.

         Стихи М. В. Ломоносова в XXI веке читаются очень трудно, пото­му что поэт использует много непривычных слов и речевых обо­ротов. Самое удивительное, что в его поэтических произведениях всегда поднимаются сложнейшие вопросы мироздания, видимо, написание стихов было для него ещё одним способом познать тайны природы и как-то оформить их. В ло­моносовских одах ощущается восхищение великими делами, оды пол­ны гордости за великую России и лишены какого бы то ни было лицемерия и фальши.

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021