Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?
В основе церковно-славянских текстов лежали христианские представления человека о мире. Тексты создавались для богослужений, каждое слово в них было связано с Богом и наполнено Им, и для человека Слово стало божественным чудом.
Древнерусскую литературу отличало отсутствие вымысла в произведениях, они были основаны только на исторических фактах и создавались в строгом соответствии с жанром. Древнерусскую литературу называют святоотеческой, потому что писались тексты с Божьего благословения священнослужителями (монахами). Древнерусская литература отличалась и тем, что строго соблюдала этикет: этикет миропорядка, поведения и словесный этикет.
2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы вам по предыдущим классам?
К жанрам древнерусской литературы относятся жития, хождения, поучения и слово.
Житие – описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых. Написание жития являлось одним из условий признания святости. Мы знакомились с «Житием Сергия Радонежского» и «Житием святого и благоверного князя Александра Невского».
Хождение – это произведение, в котором давалось описание путешествия или паломничества. Например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
В древнейшем периоде русской литературы существовал жанр «слово», оно было торжественным или учительским.
Слово как торжественное красноречие составлялось по очень важным поводам, касающимся всей Русской земли в целом, сюда относились внешняя и внутренняя политика, борьба за независимость, вопросы войны и мира. Например, «Слово о погибели земли Русской».
К учительскому красноречию относится «поучение». Оно имеет практическую цель: донести информацию до всех людей на общедоступном языке. Поучения были небольшими по объему, в них отсутствовали риторические украшения. «Поучение Владимира Мономаха».
3. Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.
В 5 классе мы изучали «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», в 6 классе – «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе», в 7 классе – «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в 8 классе – «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином суде».
Герои произведений древнерусской литературы: ремесленник-кожемяка («Сказание о кожемяке»), Ярослав Мудрый («Из похвалы князю Ярославу и книгам»), Владимир Мономах «Поучение Владимира Мономаха», князь Петр и дева Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), Александр Невский («Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»), судья Шемяка («Повесть о Шемякином суде»).
Я хочу рассказать о «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича» из летописи «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. В «Повесть временных лет» также включены изучаемые школьной программой народные предания: рассказ о юноше-кожемяке (992 г.) и рассказ о белгородском киселе (997 г.).
Когда в 968 году на Руси впервые появляются печенеги, киевский князь Святослав был далеко от дома: он воевал с Византией. Около Киева был небольшой отряд воеводы Претича, но стоял он по другую сторону Днепра, а сам город был осажден, и некому было подать весточку, что люди в осаде. Подвиг отрока-киевлянина заключался в том, что он бесстрашно прошел через стан врага, спрашивая врагов, не видел ли кто здесь коня. Юношу спасло умение говорить по-печенежски, но когда увидели печенеги, что отрок в Днепр кинулся и поплыл на другую сторону, то полетели в него стрелы. Передал юный киевлянин просьбу княгини Ольги воеводе о спасении.
Воеводе удалось убедить печенежского князя, что Святослав с огромным войском приближается к Киеву, а его, Претичи, отряд лишь передовой. Печенежский князь поверил, испугался, запросил мира и отступил от города.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрелами переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?
Древнерусская литература развивалась в течение семи веков. Она возникла в XI веке и была до Петровской эпохи. Сам термин «древнерусская литература» считается условным, так как произведения этой эпохи являются памятниками восточнославянской словесности средневековья.
Периоды древнерусской литературы:
1 период. XI – первая треть XII веков. Это период становления (ученичества). Главная тема произведений («Повесть временных лет») – превосходство христианства над язычеством.
2 период. Вторая треть XII – первая треть XIII веков. Характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Смоленск, Галич и т.д.).
3 период. Вторая треть XIII – конец XIV веков. Это трагический для Руси период татаро-монгольского нашествия. Основная тема – героическая борьба и национальное возрождение.
4 период. Конец XIV – XV века. Время подъема национального самосознания, формирование нравственного идеала.
5 период. Конец XV – XVI века. Эпоха Московского царства. Все областные литературы сливаются в общерусскую. Расцветает публицистика.
6 период. В этот период Смутного времени происходит столкновение старых и новых принципов письма. Его делят на два отрезка: в первый – разрушается старый метод изображения действительности и появляются новые жанры, а во второй отрезок литература стала делится на официальную и демократическую.
7 период. Завершается эпоха древнерусской литературы в XVII веке. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека – не князя, не святого.
5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.
План статьи
Рекомендуем также ознакомиться: