Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Устное народное творчество (8 класс. Коровина, 1 часть, стр. 11, 13-15, 19-20)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Хороводные и лирические песни (Стр. 11)

1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

         «Зацветала у лозы лоза» - лирическая песня

         «И туда – гора, и сюда – гора» - хороводная песня.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда – гора, и сюда – гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым много­голосием?

         Солист как бы начинает повествование песни, а хор поддерживает рассказ. При сольном исполнении слышно и понятно каждое слово, а когда вступает многоголосый хор, то становится важным не содержание, а настроение. И, конечно, хор – это объединение людей, которое состоит из личностей (солистов).

3. Песня «И туда – гора, и сюда – гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?

         Мы услышали, что привычное нам народное слово «дЕвица» здесь заменено словом «дивчина», вместо слова «встретила» употреблено «встрела», также в этой песне мы видим диалектное слово «крыница»(криница), что в данном случае означает «колодец».

4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, бо­лее чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

         Я думаю, что текст четко донести до слушателя важно в исторической песне, потому что для исторического произведения важны события и необходимо, чтобы слушатель понял их. А в хороводных песнях важно настроение, действия и интонации.

Исторические песни Фонохрестоматия(Стр. 13-15)

1. «Там татары шли» – одна из нескольких песен, передающих фоль­клорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, по­чему этот драматический сюжет сохранила народная память?

         Драматический сюжет песни «Там татары шли» связан с татаро-монгольским нашествием на Русь, оно было очень длительным, не одно поколение русских людей сменилось за время этого трагического события. Много городов было разорено, много семей было разъединено и угнано в плен. Именно поэтому народная память сохранила эту песню. И мне кажется, что большое значение здесь имеет и сюжет повествования о материнской и дочерней любви, о нерушимых родственных связях: бабушка любит внука, хоть на половину тот и татарин.

         Один из вариантов этой песни является колыбельной, это тоже является причиной сохранения ее в народной памяти.

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историче­скую связь?

         Драматизм песни передается повтором «они ковылу жгли», далее «семейку делили» (то, что поделить, казалось бы, нельзя). Результат дележа противопоставляется: брат сестру отпустил, а вот зять тещу в плен взял. И он ее не повез, а погнал, босую, голую по пожарищу. Мы видим совсем не родственные отношения, тем более потом зять не просит, а приказывает теще сразу три дела делать.

         Мы видим из песни, что два народа, несмотря на противостояние и борьбу с оружием в руках, имели и кровные узы. Дочь из песни была женой татарина и жила хорошо, ее называли «барыней». И дочь не забыла матери, как только она ее узнала, назвала «родимой мамушкой» и велела бросать работу.

         Музыкальные средства, передающие драматизм песни, заключаются в повторах первых слов строк, сменяющих друг друга сольном и хоровом пении, особые распевки окончаний слов.

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?

         Баллада – это лиро-эпическое произведение на историческую, мифологическую или героическую тему. В древности баллады пелись.

         Песня «Там татары шли» имеет много общего с балладой. Это, прежде всего, историческая тема (татаро-монгольское нашествие). Текст имеет четкий сюжет и исполняется пением.

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хо­ром имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

         Сходство в исполнении народных песен фольклорным коллективом и хором имени Пятницкого, я думаю, в сохранении традиций: сольное и многоголосое хоровое пение, русские национальные костюмы. Главное различие в исполнении народных песен этими коллективами заключается в том, что у хора песни исполняются в музыкальной аранжировке и в сопровождении оркестра народных инструментов, а фольклорный коллектив стремится к оригинальному (историческому) исполнению песни как в мелодии, так и в сохранении особого произношения слов. Фольклорный коллектив исполняет песню без музыкального сопровождения для сохранения исторической достоверности звучания.

Размышляем о прочитанном

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?

         Народные песни бывают календарными и бытовыми и делятся на три жанра: обрядовые, лирические и исторические

         Обрядовые песни имеют тесную связь с обрядами, которые воплощают представления народа о природе и мире. Часто они входят в календарный цикл: колядки, масленичные, веснянки, заклички, летние и осенние обрядовые песни.

         Бытовые песни связаны с событиями жизни человека: свадьба, похороны, рекрутский набор.

         Обрядовый фольклор в настоящее время имеет эстетическую и историческую ценность. Он всегда был интересен писателям, художникам и композиторам, потому что в народной поэзии заключена душа русского народа, его мудрость и взгляд на исторические события, сильно выражена связь с природой.

         Я знаю русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». А еще с детства слышал о колядках. Обряд колядования в деревнях и малых городах России жив до сих пор. Колядки связаны с Рождеством. Это короткие песенки, которые исполняются ряжеными людьми. Их поют по окном дома или прямо в доме. Хозяева угощают колядующих пряниками, печеньем, конфетами.

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настро­ения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

         В лирических песнях отражаются чувства и эмоции простых людей, описывается повседневная жизнь, внутренние переживания. Они могут быть светлыми и радостными, даже игривыми, удалыми, но много среди них печальных и тоскливых.

         Темы лирических песен отражают народную жизнь, это и солдатские, рекрутские песни, бурлацкие, ямщицкие, семейные, любовные, шутливые.

         В исторических песнях идет рассказ о реальных событиях и исторических лицах, в них отражается отношение народа к происходящему в стране. Как правило, историческая песня посвящена одному какому-то событию и погружает слушателя в мир прошлого. У исторических песен разное настроение, которое зависит от содержания. Если речь идет о славных сражениях и победах, то и песня звучит торжественно, радостно. А если речь идет о трагических моментах истории родной земли, то песня звучит протяжно, грустно, тоскливо. 

3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?

         Исторические песни и былины схожи тем, что посвящены определённым событиям, память о которых осталась в народе на века. Но былины, я думаю, намного старше исторических песен, потому что события былин происходили так давно, что они превратились из реальных в сказочные. А исторические песни наполнены точными фактами и деталями. В достоверности содержания и объеме их различие.

         К схожести былин и исторических песен можно отнести манеру их исполнения речитативом, а также отсутствие рифмы, наличие повторов и постоянных эпитетов.

 4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отра­жается время?

         Частушка – это короткая рифмованная песенка юмористического, шутливого или сатирического характера. Появились частушки сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Исполнение частушек должно быть ритмично, это делалось обычно в паре (две девушки или парень с девушкой), это своеобразный диалог, а иногда и спор, доходящий до словесного поединка. Частушки использовались в литературных произведениях, например, Маяковским, Горьким, Твардовским.

         У частушек, как и других народных песен, могло быть сопровождение игрой русских народных музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, трещотки, сопилки.

         Как правило, частушки сочинялись на злобу дня, время их создания мы можем понять из употребляемой лексики: название событий, упоминание имен, а также по использованию архаизмов (слов, вышедших из активного употребления) и диалектизмов (слова, присущие определенной местности).

 5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и це­лых строк? Приведите примеры таких повторов.

         Повтор слов и целых строк в народной песне придает распевность и выразительность исполнению, делает неспешным действие, как бы по лестнице поднимаясь к кульминации повествования. Например, «Уж ты, ночка, ты, но­ченька тёмная, Ты, тёмная ночка, осенняя!», «И сюда – гора, и туда – гора, Между теми горами крутыми Всходила заря. Между теми крутыми горами Всходила заря».

6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

         Образ Пугачева в народных песнях окутан ореолом безмерного уважения и сострадания, к нему относятся как к заступнику обиженных и справедливому царю. Народ жалеет Пугачева, сочувствует его трагическому концу. Эти чувства выражаются в песне обращениями к герою «Емельян, ты, наш родный батюшка!» или сравнениями «Красное солнышко закатилось...», а народ себя после казни Пугачева считает осиротевшим: «Как остались мы, сироты горемычны».

 Обогащаем речь

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, коно­пельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?

         В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суф­фиксы -еньк-, -к-, -очк-. Эти суффиксы придают словам значение нежности, в песню добавляют душевную теплоту к происходящему. Слова сердечный, родной нежность и любовь имеют в своем значении: сердечный – это самый близкий и милый сердцу, родной – одного роду-племени.

 2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?

         Все эти словосочетания роднят исторические песни с былинами и сказками, доказывают авторство народа этих песен, потому что большинство выражений относятся к постоянным эпитетам.

 3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

         Слова: частушка, часто, частить – имеют общий корень -част-, они однокоренные и связаны по смыслу, ведь частушка стала называться именно так из-за особого исполнения: быстро, ритмично пелась одна частушка, и тут же сменялась другой.

 Творческое задание

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или ис­полнение одной из частушек (напевное произнесение).

Петя гуглил Интернет –

На урок искал ответ.

А нашел их сотни три!

Теперь попробуй все прочти!

 О покорении Сибири Ермаком (19-20 стр.)

Размышляем о прочитанном

1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Поче­му? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?

         Предание о Пугачеве для меня путаное и непонятное. Из него получается, что царь зачем-то стал Пугачевым, а потом вернулся на престол. А вот предание о Ермаке для меня было очень интересным, в нем много событий.

         Пугачев, по представлениям народа, царь-заступник, запросто разговаривающий с народом. А вот Ермак в предании представляется былинным богатырем, который служит Родине, укрепляет ее мощь. Предание о Ермаке выражает патриотические чувства народа.

2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что – народной фантазией?

         В предании о Пугачеве нет реальных событий, только отголоски. Народ жалел Пугачева, и, видимо, поэтому создал предание, где он оставался жив, а не был казнен. Никогда Екатерина II не считала Пугачева мужем, он никогда не был царем – все это фантазия народа.

         В сказании о Ермаке больше исторических фактов, потому что Ермак Тимофеевич в истории России остался как завоеватель Сибири. Все исторические свидетельства о нем говорили, что это был очень умный, справедливый и смелый человек.

3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой от­вет цитатами из текста преданий.

         Рассказчик предания о Пугачеве уверен в правдивости повествования, поэтому рассказ заканчивается: «Всё это точно было!». Но можно такое утверждение принять и за сказочную концовку, типа, «и я там был, мед-пиво пил…», то есть только ради красного словца это и говорится.

         А вот концовка предания о Ермаке объясняет, почему это предание живет, и это звучит убедительно: «Вот и появились русские на сибирской земле и по­сейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».

 Обогащаем речь

1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: мно­го в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, за­вёл разговор, богатства несметные, нехоженая землища лежит, одолел сибирского хана и т. д.

         Узнал Иван-царь, что за Уралом есть земля под названием Сибирь, и много в ней всякого добра таится. Призадумался царь. Да так призадумался, что одолела его хвороба от мечты несбыточной. Не было рядом с ним человека, который смог бы помочь ему Сибирью завладеть. Слег не на шутку грозный царь.

         Тут слуга его, простой человек, выведал у него причину болезни да и подсказал, что нужно сделать. А нужно найти смелого казака Ермака Тимофеевича - уж он-то точно Сибирь завоюет.

         Отправились верные слуги царя на Дон искать Ермака, но так и вернулись ни с чем. Сказали, что всех птиц на Дону видели, всех баб сосчитали, а Ермака не нашли.

         Тогда опять слуга царя на помощь ему пришел, сказал он Ивану-царю, что сам Ермака найдет. Собрал его царь в дорогу, в доспехи одел, лучшего коня дал, а слуга, как вышел за ворота, все оставил и пошел по белу свету пешком. Долго он так ходил, встретил такого же странника, как сам, завел с ним разговор и узнал от него, что Ермак на Урале живет. Пошел слуга на Урал, нашел, где живет семья Ермака, и попросил передать казаку, что ждет его к себе сам Иван-царь.

         И вскорости явился Ермак перед царем, шапки не сняв, без поклона, спросив, зачем он понадобился. Царь сказал казаку, что любого другого за такое неуважение уж давно бы без головы оставил, а Ермаку Тимофеевичу предложил за милость царскую отплатить тем, что в Сибирь сходить. Туда, где нехоженая землица лежит, и сделать русскими эти земли с богатствами несметными.

         Вернулся Ермак на Урал к друзьям своим, передал им просьбу царя, и отправились они в сибирские земли. Там встретились с людьми из Кучумова царства, сразились с ними и одолели сибирского хана. Кучума в Москву хотели отвезти, но убили его по дороге казаки за поведение предательское.

         А царю Ермак велел передать, что теперь могут русские люди в Сибири жить и кучумовым людям от этого хорошо будет, потому что был у них раньше царь очень злой и жадный.

         С тех пор и живут русские люди в Сибири, потому и помнят Ермака Тимофеевича. Помнят того, кто сделал эти земли русскими, в которых богатства на всех хватит.

2.В чём сходство и различия преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях: в некоем месте, убогий, хомут, начал поносить брата, бить челом, полати, челобитная, посул, истец, мзда.

Предания и сказки имеют сходство:

  1. это жанры устного народного творчества – фольклора;
  2. у них один автор – народ;
  3. они вариативны, то есть существует по несколько вариантов на один и тот же сюжет;
  4. в преданиях, как и в сказках есть постоянные эпитеты, например, «слуги верные», «добрый конь».

Предания и сказки различаются:

  1. сказки – это вымысел, а предания в основе имеют реальные исторические события и лица;
  2. герои преданий – люди, герои сказок – звери, фантастические существа, звери, предметы, люди.

в некоем месте – в одном месте

убогий – скудный, нищий, бедный

хомут – часть упряжи лошади, которая крепится на шее

начал поносить брата – начал ругать брата

бить челом – просить

полати – деревянные настилы для лежания над русской печью

челобитная – прошение, написанное на бумаге

посул – обещание (в Древней Руси название вознаграждения за услугу, взятка)

истец – тот, кто обращается в суд за справедливым решением (ищет правды)

мзда – плата за труд

 Литература и другие виды искусства

1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изо­бразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ерма­ком»?

         Да, в предании идет речь о сражениях, и на картине как раз изображен момент битвы.

2. Найдите в альбомах или в ресурсах Интернета цветную репродукцию картины В. И. Сурикова. «Покорение Сибири Ермаком». Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впе­чатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образы Ермака и его сподвижников.

         На картине Василия Сурикова изображен решающий бой казаков с войском Кучума. Картина поражает динамикой происходящего и прославляет победу русских воинов. Мы видим переживания людей: казаки – несокрушимы, решительны и отважны, с ними Бог и Ермак, воины Кучума как бы в некоторой растерянности и ошарашены натиском противника.

         На переднем плане крупно мы видим казаков с пищалями, Ермака в шлеме, указывающего направление только вперед, на втором плане войско Кучума с луками и копьями.

         Преимущество казаков очевидно: они действуют сообща, каждый знает свои обязанности: один управляет лодкой, второй заряжает, третий стреляет. Образы казаков четко прорисованы, их лица полны решимости. Над русским войском подняты хоругви (Спас и Георгий Победоносец) – это говорит не только о том, что Бог с ними, но, наверное, и то, что они принесли с собой православную веру на сибирскую землю.

 Слушаем актёрское чтение

Предание «О покорении Сибири Ермаком»

         С преданиями вы давно знакомы. В седьмом классе вы слуша­ли предание «Пётр и плотник» в исполнении Анатолия Вологдина. В этом году вы прочитали два предания: «О Пугачёве» и «О покоре­нии Сибири Ермаком».

1. Какие впечатления оставила у вас увертюра Н. А. Римского-Корса­кова?

         Увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Звучание увертюры Н.А. Римского-Корсакова в начале сказания как бы настраивает слушателя на неспешное серьезное слушание о важных для страны событиях.

2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства проявились при прослушивании – торжественность, печаль? Что осо­бенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?

         В предании рассказывается о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем в 1582 году. Это реальные события из истории нашей страны. Основные чувства, которые возникают при прослушивании, это торжественность и гордость за свой народ.

         Мне понравилось, как меняются интонации в голосе Леонида Кулагина по ходу повествования: от обыденной до торжественной речи.

3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?

         Вряд ли бы я смог прочитать так, как актер, но и представить лучшее чтение я не могу.

4. Какими представляются вам герои предания?

         Главный герой предания Ермак Тимофеевич в моем воображении похож на Илью Муромца, такой же сильный, мужественный защитник родной земли, умеющий объединять людей и вести их за собой. А вот Иван-царь здесь совсем не похож на Ивана Грозного, мне видится он маленьким, стареньким и беспомощным.

         В слуге, который пошел искать Ермака, мне кажется, народ воплотил собирательный образ простого сметливого русского мужика, которому не нужны богатства и власть, который готов служить не царю, а Родине.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021