Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Кто герои «Повести о Шемякином суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?
Героями повести «Шемякин суд» являются два брата-земледельца (убогий и богатый), поп, «житель града» и судья Шемяка. Богатый, поп и горожанин в результате случайностей становятся несчастными: у богатого лошадь осталась без хвоста, поп потерял сына, горожанин – отца. Они вправе были искать правды в суде.
Автор произведения ведет повествование отстраненно, что не дает возможности понять, на чьей он стороне. Следует обратить внимание на начало повести и подумать, почему при противопоставлении братьев написано не богатый и бедный, а богатый и убогий. Мы узнаем, что богатый постоянно помогал убогому, но все без толку. Думается, что слово «убогий» здесь обозначает не только бедность материальную, но и духовную, умственную. Убогий вообще не думает о последствиях своих действий.
Убогий совершает три преступления: по своей халатности: оставляет лошадь без хвоста, в доме у попа сваливается с полатей и убивает младенца в люльке, а в городе, задумав самоубийство, бросается с мота и убивает старика.
В конце повести наказанными остаются пострадавшие: они не только не нашли справедливости в суде, но и вынуждены откупаться от убогого, чтобы он не потребовал исполнения судебных решений.
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
Повесть высмеивает судебную систему, где законы устанавливают люди. Эти законы можно трактовать, как угодно. Сочувствие вызывают герои, пострадавшие от убогого и от судьи. Поп и горожанин потеряли близких людей, а судья принял в отношении их издевательские решения.
3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?
Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.
4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.
Повесть «Шемякин суд» – сатирическое произведение, где главным приемом является гротеск. (Гротеск – это прием, когда изображенные явления не просто преувеличиваются, но доводятся до абсурдности и фантастики). Мы видим, что происходящее в повести дается с преувеличением (у лошади оторвали хвост, убогий скинулся с мота – человека убил, а сам остался невредим), и это можно назвать гиперболой. Но в повести смешное переплетается с трагедией людей, а судебные решения доведены до абсурда – пострадавшие люди еще более наказываются. Именно в действиях Шемяки мы видим гротеск: сына попа убил убогий, а священнослужителю предлагается отдать убогому попадью, пока она не родит ребенка от убогого; горожанину предписывается сброситься с моста на убогого, чтобы убить его так же, как он отца горожанина.
5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.
Повесть «Шемякин суд» появилась в середине XVII века и относилась к первым произведениям демократической сатиры. В произведении явно высмеиваются судебная система и законодательство того времени. Конечно, такое вряд ли могло быть на самом деле, но несправедливые решения суда встречаются до сих пор, и в кинофильмах можно встретить продажного судью или служащего правоохранительной системы. Так что впечатление от повести довольно печальное: прошло почти 400 лет, а подобные шемякины суды возможны и в XXI веке.
Слушаем актёрское чтение
«Шемякин суд»
Вспомните, какие произведения из древнерусской литературы изучали до восьмого класса и какие из них вам хотелось бы перечитать? «Шемякин суд» — небольшое произведение, но необычайно значительное.
Ранее из произведений древнерусской литературы мы знакомились с «Подвигом отрока-киевлянина и хитростью воеводы Претича», летописью «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Более всего мне запомнились отрывки из «Повести временных лет», и хочется не перечитать, что изучали, а познакомиться с другими отрывками из этой самой древней летописи.
1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?
Гротеск и гипербола применяются автором в изображении действий убогого и Шемяки, и эти сатирические приемы помогают понять, кого автор высмеивает, а кому можно сочувствовать.
Читать текст, в котором отсутствуют описания, сложно. Актер в передаче смысла произведения использует логические ударения и паузы, неторопливый темп, повышение и понижение силы голоса и интонации.
2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чтении передать ваше личное восприятие текста.
Приемы, которые использует Анатолий Вологдин при чтении текста, помогают понять мысли автора и смысл произведения. Мне думается, что читать по-другому этот текст будет неправильным. Например, нельзя насмешливо или язвительно читать слова Шемяки по отношению к людям, ищущим у него правды. Нужно читать именно так, как это делает актер, как будто то, что говорит Шемяка, серьезно. Ведь Шемяка, произносил свои глупые решения, как произносят торжественную речь.
Рекомендуем также ознакомиться: