Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Шемякин суд (8 класс, Коровина, 1 часть, стр. 39-40)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Размышляем о прочитанном

1. Кто герои «Повести о Шемякином суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

         Героями повести «Шемякин суд» являются два брата-земледельца (убогий и богатый), поп, «житель града» и судья Шемяка. Богатый, поп и горожанин в результате случайностей становятся несчастными: у богатого лошадь осталась без хвоста, поп потерял сына, горожанин – отца. Они вправе были искать правды в суде.

         Автор произведения ведет повествование отстраненно, что не дает возможности понять, на чьей он стороне. Следует обратить внимание на начало повести и подумать, почему при противопоставлении братьев написано не богатый и бедный, а богатый и убогий. Мы узнаем, что богатый постоянно помогал убогому, но все без толку. Думается, что слово «убогий» здесь обозначает не только бедность материальную, но и духовную, умственную. Убогий вообще не думает о последствиях своих действий.

         Убогий совершает три преступления: по своей халатности: оставляет лошадь без хвоста, в доме у попа сваливается с полатей и убивает младенца в люльке, а в городе, задумав самоубийство, бросается с мота и убивает старика.

         В конце повести наказанными остаются пострадавшие: они не только не нашли справедливости в суде, но и вынуждены откупаться от убогого, чтобы он не потребовал исполнения судебных решений.

 2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

         Повесть высмеивает судебную систему, где законы устанавливают люди. Эти законы можно трактовать, как угодно. Сочувствие вызывают герои, пострадавшие от убогого и от судьи. Поп и горожанин потеряли близких людей, а судья принял в отношении их издевательские решения.

 3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?

         Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

 4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.

         Повесть «Шемякин суд» – сатирическое произведение, где главным приемом является гротеск. (Гротеск – это прием, когда изображенные явления не просто преувеличиваются, но доводятся до абсурдности и фантастики). Мы видим, что происходящее в повести дается с преувеличением (у лошади оторвали хвост, убогий скинулся с мота – человека убил, а сам остался невредим), и это можно назвать гиперболой. Но в повести смешное переплетается с трагедией людей, а судебные решения доведены до абсурда – пострадавшие люди еще более наказываются. Именно в действиях Шемяки мы видим гротеск: сына попа убил убогий, а священнослужителю предлагается отдать убогому попадью, пока она не родит ребенка от убогого; горожанину предписывается сброситься с моста на убогого, чтобы убить его так же, как он отца горожанина.

5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте раз­вёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как по­говорку.

         Повесть «Шемякин суд» появилась в середине XVII века и относилась к первым произведениям демократической сатиры. В произведении явно высмеиваются судебная система и законодательство того времени. Конечно, такое вряд ли могло быть на самом деле, но несправедливые решения суда встречаются до сих пор, и в кинофильмах можно встретить продажного судью или служащего правоохранительной системы. Так что впечатление от повести довольно печальное: прошло почти 400 лет, а подобные шемякины суды возможны и в XXI веке.

 

 Слушаем актёрское чтение

«Шемякин суд»

Вспомните, какие произведения из древнерусской литературы из­учали до восьмого класса и какие из них вам хотелось бы пере­читать? «Шемякин суд» — небольшое произведение, но необычайно значительное.

         Ранее из произведений древнерусской литературы мы знакомились с «Подвигом отрока-киевлянина и хитростью воеводы Претича», летописью «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Более всего мне запомнились отрывки из «Повести временных лет», и хочется не перечитать, что изучали, а познакомиться с другими отрывками из этой самой древней летописи.

 1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает со­чувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипер­бола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками поль­зуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?

         Гротеск и гипербола применяются автором в изображении действий убогого и Шемяки, и эти сатирические приемы помогают понять, кого автор высмеивает, а кому можно сочувствовать.

         Читать текст, в котором отсутствуют описания, сложно. Актер в передаче смысла произведения использует логические ударения и паузы, неторопливый темп, повышение и понижение силы голоса и интонации.

 2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского ис­полнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мне­нию, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чте­нии передать ваше личное восприятие текста.

         Приемы, которые использует Анатолий Вологдин при чтении текста, помогают понять мысли автора и смысл произведения. Мне думается, что читать по-другому этот текст будет неправильным. Например, нельзя насмешливо или язвительно читать слова Шемяки по отношению к людям, ищущим у него правды. Нужно читать именно так, как это делает актер, как будто то, что говорит Шемяка, серьезно. Ведь Шемяка, произносил свои глупые решения, как произносят торжественную речь.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021