Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Салтыков Щедрин - История одного города (Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Салтыков Щедрин

1. Что вам известно о детстве писателя? Какие новые сведения о нем вы почерпнули из статьи?

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — русский писатель, известный под псевдонимом Николай Щедрин. Этот псевдоним происходил из старинного дворянского рода (настоящая фамилия автора сатирических произведений — Салтыков). Детские годы он провёл в помещичьей усадьбе, где познакомился с ужасом крепостного права. Начальное образование получил в домашних условиях, потом учился в Московском дворянском институте, потом — в Царскосельском лицее. Параллельно писатель печатался в журналах.

Жизненный и служебный опыт привёл писателя к мысли о том, что главное бедствие русской действительности — крепостное право. Писатель познал государственный механизм и в своих произведениях описал архетип отечественной власти.

В «Истории одного города» автор преподносит мысль о том, что текущее взаимодействие государства с преданными больше не может продолжаться: либо Россия прекратит свое существование, либо произойдёт перелом государственного строя.

2. Какие произведения Щедрина вы читали? Есть ли в них отражение времени, в которое жил и трудился автор?

В седьмом классе мы читали «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил» и «Дикого помещика». Обе сказки отражают время, в которое жил и трудился писатель.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов накормил» раскрываются проблемы крепостного права, социального неравенства, невежества дворянства.

В «Диком помещике» подняты те же проблемы. Автор подчёркивает ничтожность правящего класса, мерзость и глупость крепостного права и несправедливость в общественной жизни.

Поразмышляем над прочитанным (История одного города)…

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Не характеры героев, а авторское описание наделяет текст сказочными признаками, например:

· В произведении происходят различные мистические события, которые не произошли бы в реальности (голова, набирая трюфелями)

· Сказочное число три часто встречается в тексте (три князя, в трёх соснах, три года и три дня)

· Использование гротеска и стилизованных под сказку описаний

2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?

Реальную суть «деяний» градоначальника помогают понять использование гротеска (описания Амадея Мануйловича Клементия, Дементия Ваоламовича Брудского и т.д) и гиперболы.

3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глупопских градоначальников. Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

Градоначальники препятствовали нормальной жизни головотяпов, не справлялись со своими обязанностями, давали горожанам глупые и бессмысленные задания: снаряжали в походы за комаром, заставляли толокном месить Волгу…

Соответственно, у головотяпов не сложилось никакого представления о порядке, они «лапти растеряли да по дворам искали: было властей шесть, а сыскали семь», «блоку на цепь приковали». Хотя сами головотяпы имели благие цели и благородные мысли: они хотели избавить свой город от насилия, желали восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания города. Поэтому они решили искать себе князя, чтобы под качественным управлением реализовать задумки.

Исторические времена начинались с восклицания: «Запорю!»

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?Автор пытался обличить пороки правящей слоёв населения: их алчность, эгоизм, жестокость, безнравственность, лень и бесчестие. Салтыков-Щедрин хотел высмеять и насмешкой уничтожить то, что затормаживало развитие государства, поэтому активно использовал сатиру.

Автор хотел пробудить в русском человеке свободу мнения, действий, желаний, подтолкнуть к освобождению от рабства.

5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Салтыков-Щедрин изображает головотяпов с помощью гиперболы и гротеска. Их называли головотяпами, потому что они «тяпали» друг друга головами, случались головами обо всё, что попадалось на пути.

Соседними народами были: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, чернонебые, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, заугольники, рукосуи… — из названий понятно, чем занималось каждое племя.

Говорящие названия использованы для иронии.

6.Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т. е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.

Гипербола — художественное преувеличение (за 6 вёрст комара ловить ходили)

Сравнение — выделение общих значимых качеств между предметами или лицами.

Гротеск — чрезмерное преувеличение, предающее образу фантастический характер (Мать и дети были настолько дикими, что не умели разговаривать, рычали на людей т даже «издохли», когда обиделись щей)

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?

История головотяпов напоминает историю лягушек из басни Крылова «Лягушки, приносящие царя». Лягушки, как и головотяпы, отказались от свободы и не смогли жить самостоятельно.

Язык повествования, некоторые отсылки и фантастические элементы напоминают «Повесть временных лет»

Развивайте дар слова (История одного города)...

2. Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.

Изменить общественные порядки непосредственно через литературное произведение, но повлиять на сознание и мнение людей через произведение реально.

Безусловно, сатирические произведения Щедрина могли бы повлиять на мнения людей, а люди могли бы взяться за изменение общественных порядков тогдашней России. Более того, автор радел за изменение отношений между социальными слоями, отмену крепостного права, а в своих произведениях показывал необходимость перечисленных изменений, ничтожность правящих слоёв и порицает крестьян за подчинение произволу. Теперь народ мог увидеть необходимость самоуправления и утратить неисполнимые надежды.

Произведения Щедрина могли бы помочь изменить ситуацию среди крепостных как минимум.

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021