Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Пушкин - Капитанская дочка (8 класс. Коровина, 1 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

1.Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены?

         Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории. Также он интересовался переломными моментами в истории России, великими историческими личностями, представителями высшего общества, людьми из народа, оставившими свой след в истории страны, и событиями, наполненными глубоким содержанием.

         Он относился к истории без черно-белых оценок и подходов. Исторические герои в его произведениях и события изображены объективно, гармонично и ярко. К каждой исторической теме или проблеме автор использовал разносторонние подходы. Для Пушкина большое значение имела сила народного мнения.

         На исторические темы Пушкин писал много произведений. Мы изучали стихотворение «Песнь о вещем Олеге», драму «Борис Годунов», поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Также он написал «Историю пугачевского бунта» и «Капитанскую дочку».

         В стихотворении «Песнь о вещем Олеге» Пушкин обращается к событиям Древней Руси, к временам правления русских князей, к началу 10 века. Он описывает деяния храброго и доблестного князя Олега, который прославил себя героическими походами, такими, как поход в Царьград, на битву с хазарами и другими великими делами. Причина смерти князя не была установлена, но ее будто бы предсказали волхвы. Загадочность смерти князя Олега и легла в основу стихотворения Пушкина.

         В пьесе «Борис Годунов» Пушкин изображает начало Смутного времени в России. Оно началось после смерти последнего из династии Рюриковичей сына Ивана Грозного Федора. После него на Руси стал править их помощник Борис Годунов. Это был царь мудрый и дальновидный, но его правление совпало с тяжелыми для России временами – голодные годы, недоверие народа, появление самозванца Лжедмитрия.

         В поэме «Полтава» автор повествует о сражении под Полтавой, переломившем ход двадцатилетней Северной войны, в котором русская армия под командованием Петра I разбивает армию шведского короля Карла Двенадцатого. Произошла эта битва в 1709 году.

         В повести «Капитанская дочка» Пушкин обращается к временам пугачевского бунта – к 1773-1775 годам. Он показывает весь размах крестьянского восстания, описывает ход события: первая встреча главного героя с Пугачевым, движение и увеличение численности пугачевского войска, захваты им населенных пунктов и городов, жестокость Пугачева, поражение армии и казнь, показывает всю масштабность и значимость этого восстания для империи.

         Известно, что перед тем, как начать работать над произведением, Пушкин знакомился с архивными материалами крестьянского движения, проезжал по местам, где проходили сражения войска Пугачева с императорской армией, расспрашивал очевидцев.

 

2. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»?

         Пушкин считает, что в истории каждого народа есть героические и славные страницы, что каждый человек должен знать о них, гордиться этим, а если он не интересуется историей своих предков, своими корнями, и не считает нужным это делать, то он малодушный человек, и за это ему должно быть стыдно.

 

3. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, — пишет литературовед Л. Фризман. — умение передатьисторическую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова?

         Слова литературоведа Л. Фридмана я понимаю так: Гете, Скотт, Шекспир изображали исторические события правдиво и реалистично. В своих произведениях они описывали жизнь разных сословий, их быт и нравы, отношения с окружением, вплоть до того, что передавали манеру речи. Пушкин при создании своих сочинений на историческую тематику использовал творческий подход и опыт этих писателей.

 

4. В каком произведении, изученном вами в 7-м классе, Пушкин рассказывает об одном из событий Древней Руси и отталкивается при этом от летописного источника? Расскажите об этом.

         В стихотворении «Песнь о вещем Олеге» Пушкин обращается к летописному источнику, описывая событие Древней Руси. Сюжет взят из материалов древнерусской летописи. Ее автор заносит в свой труд событие кратко и сухо, только отмечая правдивые факты. В произведении Пушкина отображение этого же события происходит совершенно иначе. В нем есть и размышления о пророчестве как о божественном даре, о значении княжеской власти, о столкновении судьбы человека и его воли.

         Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» является самостоятельным произведением, в котором история загадочной смерти князя Олега от укуса змеи, выползшей из черепа когда-то любимого коня, описана ярко, лирично, проникновенно. Оно интересно для чтения и легко заучивается наизусть.

 

5.В каком из произведений поэта идет диалог двух героев в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чем они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идет речь и с какой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки?

         В драме «Борис Годунов» в келье Чудова монастыря происходит диалог двух героев - Григория Отрепьева, ставшего впоследствии самозванцем Лжедмитрием I, и старого монаха-летописца Пимена.

         Пимен до ухода в монастырь прожил бурную, насыщенную событиями жизнь. Он воевал во времена Ивана Грозного «под башнями Казани», и «рать Литвы при Шуйском отражал», и находился в Угличе в то время, как там произошло убийство малолетнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Монах сдержан в эмоциях, правдиво и беспристрастно излагает то, что ему известно. Григорий молод, горяч, он завидует мирской жизни Пимена и сожалеет о своей однообразной, скучной жизни инока. Григорий, расспрашивая летописца о судьбе царевича, узнает, что Дмитрий был ровесник ему. И тогда он решает выдать себя за спасшегося царевича.

         Труд «усердный, безымянный» - имеется в виду написание летописей, которые автором не подписывались в те времена. В Древней Руси не было авторства.

         «Правдивые сказанья» пишутся для будущих поколений, чтобы потомки могли узнать о событиях исторического прошлого своей родины именно от очевидцев тех событий в правдивом изложении.

         «Волхвы не боятся могучих владык…» - строки из стихотворения «Песнь о вещем Олеге».

         «…Младая кровь играет…» - слова из пьесы «Борис Годунов». Их говорит Григорию Пимен.

 

Проверьте себя

1.В чем заключался историзм Пушкина? В чем разница подхода А. С. Пушкина к пугачевскому восстанию в «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочке»?

         Историзм Пушкина состоит в глубоком погружении в изображаемую им эпоху. Художественный вымысел автора никогда не расходится с исторической правдой. Писатель точно воссоздает картины прошлой жизни, при этом проводит связующую нить с настоящей действительностью.

         Разница в подходе к пугачевскому восстанию в произведениях «История пугачевского бунта» и «Капитанской дочке состоит в том, что сначала Пушкин хотел «Историю…» сделать предисловием повести, в котором он дает общее описание изображаемой эпохи, поэтому внимание в «Истории…» заострялось на ходе самого восстания, на анализе причин его возникновения, на размахе движения, на отношении к восстанию богачей и бедняков, на последствиях. Здесь Пушкин выступает как профессиональный историк, это произведение является научным трудом.

         «Капитанская дочка» написана иначе, эта книга художественная, большую роль играет удачно подобранная система героев. Мы видим их личностные качества и характер, наблюдаем взаимоотношения между ними, выстраивается сюжетная линия.

         Автор показывает, какое влияние оказало пугачевское восстание на характер, внутренний мир, жизнь и судьбу простых людей, а также раскрывает с разных сторон и образ предводителя крестьянского войска Емельяна Пугачева. Исходя из наблюдений, можно сказать, что повесть стала отличным дополнением его исторического труда.

 

3. Сопоставьте главы из «Истории Пугачевского бунта» с текстом «Капитанской дочки». Найдите разницу в отношении автора к Пугачеву и объясните ее.

         Сравнивая главы из «Истории Пугачевского бунта» с текстом «Капитанской дочки», можно отметить следующие различия: в «Истории…» портретная характеристика определенных исторических лиц фотографичная и написана лаконично, в научном стиле. В повести же автор делает художественно-поэтическое описание всех персонажей – с подробностями, разносторонне. Оно живое, эмоциональное. На его основе мы можем представить образ героев более полным и реалистичным. Например, сопоставим портретную характеристику Пугачева.

         В повести: «Наружность его мне показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». 

         В «Истории: «Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел тёмно- русые, бороду чёрную, небольшую и клином». Здесь описание сухое и беспристрастное.

         Такой разноплановый подход Пушкина к своим творениям объяснялся разными целями и задачами автора. Первое сочинение – это научный исторический труд, и здесь важнее не конкретные личности, а сам ход события, понимание его причин и последствий, а также правдивое изображение исторической действительности. Второе сочинение – художественное, и его сюжет выстраивается на описании портретов героев, их чувств, их жизни, на их отношении ко всему происходящему.

 

Глава 1. Сержант гвардии

1.Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу, и какими словами напутствовал его отец?

         В первой главе рассказывается о детских годах главного героя повести – молодого дворянина Петра Гринева. Он родился в семье отставного военного, премьер-майора Андрея Петровича Гринева. Мать Петруши и жена Андрея Петровича Авдотья Васильевна была из обедневшего сибирского дворянского рода. В семье Гриневых родились девять детей, но восемь из них умерли младенцами. Это была типичная патриархальная семья. Родители Петра жили тихо и скромно, редко куда выезжали, разве что на охоту. Они были честными и порядочными людьми.

         Савельич и француз Бопре сыграли в жизни Петра Гринева различные роли. Савельич служил хозяевам верно и преданно, он ценил доверие родителей Петра к нему и всячески старался его оправдать, воспитывая и обучая грамоте Петрушу. Он во всем его опекал и следил за ним, был нянькой. Мужчина был очень привязан к мальчику и любил его. Даже на военную службу вместе с Петрушей отправляют Савельича. Нужно сказать, что именно он спасает от казни Гринева, бросившись Пугачеву в ноги, говоря «… что тебе в смерти барского дитяти?» Француз Бопре, будучи человеком несерьезным и плохим учителем, не дал Петруше достойного образования, так как совершенно не занимался своими обязанностями. Во время занятий зачастую каждый из них был предоставлен сам себе.

         При проводах Петра на службу родители вели себя по-разному. Мать плакала и просила сына беречь свое здоровье, наказывала Савельичу смотреть за Петром, дала в дорогу пирогов. Отец же простился сдержанно и сухо.

 

2. Как характеризует Гринева и Савельича случай с Зуриным?

         Случай с Зуриным характеризует Гринева и Савельича по-разному. Петр еще молод, неопытен, подвержен чужому влиянию. Он пытается во всем походить на Зурина, а тот, видя неискушенность, использует его, подзадоривает. Петр проигрывает ему в карты, напивается и, стараясь показать себя взрослым и не зависимым от Савельича, ведет себя надменно, грубит, чем его очень огорчает. Но в скором времени он просит у старика прощения и мирится с ним. Савельич сокрушается, что не углядел за подопечным, винит себя в случившемся. Он ценит хозяйское добро и в итоге возвращает проигранные деньги. На Петра, как на ребенка, он не может сердиться.

 

Глава 2. Вожатый

1.Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портретВожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность?

         Глава начинается с грустной песни о чужбине, куда попадает добрый молодец не по собственной вине, а в буйном хмелю. Она создает особый настрой и подходит к содержанию главы, в которой Петр Гринев впервые оказывается вдали от дома и встречается с людьми из народа.

         Разговор с Савельичем характеризует Гринева как человека совестливого. Ему неловко от своего поступка, он имеет искреннюю привязанность к своему наставнику и просит у него прощения, несмотря на то, что тот крепостной. Вместе с тем Петр упрям, он настаивает ехать далее, вопреки предупреждению ямщика об ухудшении погоды и просьбам Савельича.

         Савельич – человек высоконравственный, он верно и преданно служил родителям Петра, служит и ему, стараясь уберегать от неверного опрометчивого шага. Как человек мудрый и опытный, он не разделял решения Гринева двигаться дальше в буран.

         Дорога в описании Пушкина оставляет желать лучшего, это всего лишь след от саней, в то время ее там и не было. Автор называет ее «печальной». Места были унылые, глухие, они стали причиной грустных раздумий Гринева, который мечтал о гвардейской службе в Петербурге. Буран возник внезапно: начался с белого облачка на горизонте, и вскоре все заволокло снежной мглой. Таким образом, Пушкин показывает сходство бурана с пугачевским восстанием, которое разгорится также внезапно. Действия Пугачева, оказавшегося на дороге, и его умение в буран найти жилье, выведя к нему экипаж Гринева, характеризуют его как человека, знающего эти места и способного ориентироваться во время бури. Так же толково и лихо Пугачев руководил крестьянским мятежом.

         Сон Петруши имеет пророческий смысл. В нем символически отобразился нравственный выбор, который спустя несколько месяцев должен будет сделать Гринёв — присягать или нет на верность Пугачёву. Сила будущих сомнений и участие Пугачёва в судьбе Петруши будут настолько велики, что его впору сравнивать с отцом, давшим жизнь. Кровь символизировала жестокое будущее, но даже через нее Пугачёв был ласков с Гриневым и звал его к себе. Конечно, Петруша не мог понять будущее, но сон был настолько реален, что произвел на юношу глубокое впечатление.

         С хозяином Пугачёв вел иносказательный разговор, потому что рядом присутствовали посторонние. Хозяин отвечал ему тем же, и друг друга они прекрасно понимали. Ясно, что речь идёт о предстоящем выступлении. Дождик, грибки и кузов— это, скорее всего, подстрекательские действия самого Пугачёва, которые польют семена недовольства существующими порядками у казаков и кочевников, и когда эти семена прорастут, можно будет делать дело, «брать кузов и идти по грибы». Собирать урожай, значит. воевать с царскими властями. Потом Пугачёв также иносказательно предложил хозяину замолчать («заткнуть топор за спину») и удалился спать.

 

2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?

         Гринёв отблагодарил вожатого тем, что подарил ему заячий тулупчик, хотя Савельич был таким жестом очень недоволен. Это было очень благородно со стороны Гринева, потому что в тех краях стоял сильный мороз, а вожатый был почти раздетым. Поступок Гринёва был бескорыстным, Пугачёв это оценил, и в будущем доброта юноши спасет ему жизнь.

 

3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.

         Разговор Гринёва с генералом интересен тем, что генерал не в совершенстве владел русским языком и говорил с забавным акцентом. Его взволновало письмо старого боевого товарища, которое он читал и уморительно комментировал чтение: «Это что за серемонии? Фуй, как ему не софестно!».

         Выражение «держать в ежовых рукавицах», которое употребил отец Гринёва в письме к генералу, сам Гринёв скромно объяснил так: «обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли».

         Но истинный смысл этого выражения противоположный: быть строгим, не давать поблажек. Из последующих строк письма генерал это прекрасно понял и отправил юношу в Белогорскую крепость.

 

Глава 3 Крепость

1 Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях — Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

         Белогорской крепостью оказалась маленькая, забытая Богом деревушка в степи, огороженная тыном. Здесь жили, в основном, военные инвалидной команды около 130 человек да казаки. Всем в крепости руководила супруга коменданта Миронова Василиса Егоровна.

         Иван Кузьмич Миронов – капитан и комендант Белогорской крепости, старый служака. Он простоватый, но честный и добродушный.

         Его жена – бойкая деревенская женщина, любопытная до новостей. Она была властной хозяйкой, и все в деревне находилось под ее неусыпным контролем. Мирные дела она считала важнее военных.

         Маша Миронова, их дочь, – восемнадцатилетняя девушка, застенчивая, тихая, скромная, чуткая, душевная, искренняя.

         Алексей Иванович Швабрин, разжалованный за поединок военный. Первоначальное впечатление о нем у Гринева складывается вполне благоприятное, но потом окажется, что это совсем не так. Швабрин – человек с уязвленным самолюбием, мстительный, низкий, подлый, коварный.

         Солдатская песня, являющаяся эпиграфом, объявляет, о чем будет повествоваться в главе и отражает своеобразный авторский юмор. Слабый деревянный забор можно с большой натяжкой назвать «фортецией». Но в песне упоминается еще и про пушку, а она в деревне имеется.

 

2 Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

См. ответ 1.

 

Глава 4. Поединок

1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?

         В главе «Поединок» Гринёв и Швабрин проявили себя по-разному. Гринёв негодовал за то, что Швабрин обманул его доверие, и, не колеблясь, принял вызов на дуэль. Он поступил необдуманно, но намерения его были чисты. Позже, когда ему стало известно от Маши, что Швабрин ухаживал и сватался, его охватила настоящая злость, так как стали понятны те козни, которые строил этот низкий человек, его недавний приятель, на протяжении всего времени.

         Швабрин оказался человеком с очень болезненным самолюбием и высоким самомнением, чтобы удовлетворить собственную зависть и неприязнь, он готов пойти на убийство, несмотря на то, что уже был разжалован за прошлый поединок. В отличие от Гринёва, Швабрин поступает продуманно и специально вынуждает Петра на ссору. Оба дуэлянта оказались непримиримы, и попытки свести их к миру оказались тщетными.

 

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

         Насмешка и уязвленное самолюбие Швабрина сыграло разрушительную роль, эти проявления скрывали темную сторону его души. Швабрин был ничтожным эгоистом, думающим только о собственных амбициях и готовым ради того, чтобы потешить ущемленное самолюбие, погубить человека. Не остановило его и то, что Гринев еще юн и неопытен, по сути, ребенок.

         В Гринёве стали раскрываться такие черты, как благородство, бесстрашие, стойкость — ведь было ясно, что его противник старше и намного опытнее в поединках, но, чтобы сохранить собственную честь и достоинство возлюбленной, Петр, не раздумывая, идет на поединок. Его настолько возмутили предательство и подлость Швабрина, что эмоции, захлестнувшие его, взяли верх над разумом. Но это был первый мужской поступок Гринева, невзирая на всю его неосмотрительность.

 

Глава 5. Любовь.

1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф. 

         В народную песню, ставшую эпиграфом, A.C. Пушкин вкладывает печальный смысл. В ней поется о типичной для того времени ситуации, в которой девушка не вольна в своих чувствах, ведь за нее делали выбор родители и зачастую этот выбор не совпадал с ее. Узнав о том, что отец Гринева против их брака, Маша говорит Гриневу словами эпиграфа: «Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую — Бог с тобою, Пётр Андреич...»

 

2. Что можно сказать о Швабрине?

         Швабрин, хоть и принес Гриневу извинения, но отношения к юноше не изменил, а на время затаился, чтобы не испытывать терпение коменданта, который нарушил должностную инструкцию и не сообщил о дуэли и об ее зачинщике. Петр все время чувствовал неприязнь Швабрина.

 

3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?

         Слова Гринёва о «благом потрясении» я понимаю так: когда, перебрав все способы, достигнуть цели при данных обстоятельствах не получается, нужно или изменить ситуацию, или ждать, пока ситуация сама изменится.

         В произведении и Петр Гринев, и Маша Миронова все делают, для того, чтобы изменить ситуацию и быть вместе. И словосочетание «благое потрясение» указывает на наличие внешнего фактора или причины, заставивших влюбленных мобилизовать все духовные силы и возможности и стремиться к преодолению трудностей и невзгод, к счастливой жизни..

 

Глава 6. Пугачевщина

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?

         Оренбургская губерния была обширной и богатой территорией, на которой проживало большое количество кочевых народов. Они почти никому не подчинялись, не признавали государственной власти над собой. В целях контроля, а также для обеспечения безопасного продвижения по губернии были построены по всей степи десятки крепостей, наподобие Белогорской.

         Да, можно считать, A.C. Пушкин этим описанием подготавливает читателей к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости. Автор рисует дикий край, который населен людьми с вольнолюбивым, лихим нравом. В эту вольницу стекались со всей России беглые каторжники, разбойники, крепостные крестьяне, казаки – и все, кто хотел скрыться от преследования властей.

 

2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?

         После получения письма от генерала в крепости начались необходимые приготовления. Комендант хитростью удалил любопытную Василису Егоровну, запер девку Палашку в чулане и собрал военный совет. На совете было решено учредить караулы и ночные дозоры, приглядывать за казаками, а также вычистить пушку, в которой были «тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в нее ребятишками».

 

Глава 7.Приступ

1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?

         Песня, поставленная в эпиграф к этой главе, говорит о незавидной судьбе. Человек, про которого в ней поётся, за тридцать три года своей жизни ничего хорошего в ней не видел и в итоге оказался повешенным.

         Пугачёву удалось так быстро взять крепость потому что численность и силы его войска намного превышали численность и силы крепостного гарнизона,

         У защитников была плохая военная подготовка и слабое оснащение.

         Кроме этого, простые люди, многие сочувствовали Пугачеву и не хотели воевать, убивая таких же солдат или крестьян, перешедших на сторону Пугачева. Казаки вообще не захотели участвовать в защите крепости и перед штурмом покинули ее.

 

2. Как вели себя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас погнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

         У защитников крепости не было слаженности в действиях и желания защищать. Призыв капитана Миронова: «Умирать, так умирать: дело служивое!» — их не воодушевил. Военные не привыкли воевать, они редко стреляли, жили годами мирно, пугачевское войско застало их врасплох. Растерялись даже те, кто был готов сражаться.

         Иван Кузмич, Иван Игнатьич и Петр Гринёв вели себя достойно, решив исполнить свой офицерский долг до конца. Для них присяга была священной, и они были готовы умереть. Даже когда пленные оказались у виселицы, никто из них не присягнул Пугачеву и не перешел на его сторону. Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьевича повесили. Если бы не Савельич, которого Пугачев узнал и который кинулся самозванцу в ноги, то повесили бы и Гринева. Василиса Егоровна, увидев мужа на виселице, стала истошно кричать и причитать. Пугачев сказал: «Унять старую ведьму!» Молодой казак ударил старушку шашкой плашмя по голове, и она, мертвая, упала на крыльце.

         Фразой: «Народ повалил на площадь: нас погнали туда же» — автор хотел показать, как простой народ ждал прихода Пугачёва.

 

Глава 8. Незваный гость

1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?

         Использованная в качестве эпиграфа пословица «Незваный гость хуже татарина» в сжатой форме демонстрирует происходящее в главе. Пословица пришла к нам из времён, когда жива была память о татарских набегах, приносивших простому народу разорение и разлуку. Гость, которого не звали, гость нежеланный оценивается ещё хуже. А Пугачёв, устроив пир, как бы пришёл в гости туда, куда часто ходил и Гринёв, и тому оставалось только вспоминать, каково было это место в мирное время, между тем как по крепости сновали мятежники и грабили офицерские дома.

 

2. Кого Гринев называет «новобранными изменниками» и почему?

         «Новобранными изменниками» Гринёв называет Швабрина и казацкого урядника Максимыча, потому что они перешли на сторону Пугачева. В его войске они были новобранцами, а по отношению к имперской армии — изменниками.

 

3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?

         «Заунывная бурлацкая песня» «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», которую пели ближайшие сотоварищи Пугачёва в конце их пира, была проникнута чувством окончательной безысходности. Гринев смог понять такой жизненный и глубокий ее смысл, это была песня о плахе и виселице, и его поразило, что ее пели люди, которые были на это обречены.

 

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?

         Для Петруши военный совет Пугачёва и его окружения предстал странным совещанием, где никто не придерживался субординации. Все сидели за накрытым столом, пили вино и общались. Каждый мог высказать мнение, оспорить слова других и самого Пугачева. Никто не выказывал к «государю» особого почтения. Совет Пугачева резко отличался от военного совета в императорской армии, где была строгая иерархия – беспрекословное подчинение вышестоящему начальству и невозможность оспорить высказанное.

         Пугачёв простил дерзкие речи Гринёву, потому что мало кто из его людей осмеливался разговаривать с ним так откровенно и правдиво, а правда для Пугачёва была важна. Петр не вел себя высокомерно и вызывающе, он признавал, что находится полностью во власти Пугачёва. Но Гринев смог найти нужные слова и объяснить, не оскорбляя предводителя мятежников, почему он не может перейти на сторону восставших.

 

Глава 10. Разлука

1.Швабрин на службе у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.

         Швабрин сразу же перешел на сторону Пугачева и был назначен комендантом Белогорской крепости. Стараясь не выделяться среди казаков, он подстригся, как они, надел новую форму и вошел в число самых близких сподвижников Пугачева. Теперь Швабрин не скрывал свою ненависть к Гринёву, но, чувствуя себя в новом амплуа еще не очень уверенно, он не смог выдержать полный презрения взгляд своего врага, сознавая, что стал предателем.

         Савельич и здесь оставался преданным и верным, хоть и рисковал жизнью. Он воспользовался тем, что его молодого хозяина вроде бы жалует Пугачев и решил вернуть разграбленное пугачевцами имущество Гринева, даже включил в реестр лошадь и заячий тулуп. Старик принес Пугачеву бумагу со списком отобранного. Савельич едва не поплатился жизнью из-за своей прямоты и настойчивости, когда в глаза Пугачёву обозвал его людей злодеями. Требование Савельича было весьма неожиданно, так что Пугачёв просто не знал, как на это отреагировать. Несмотря на опасность, эпизод довольно смешной, даже Гринёв, читая реестр, не мог не улыбнуться от поступка Савельича, чего тот совсем не оценил. Но требование старика сыграло во всех отношениях благую роль, так как без лошади в Оренбург можно было добраться только пешком.

         У Марьи Ивановны случилась горячка, она была в беспамятстве, и Гринев был вынужден оставить ее в захваченной крепости. Петр, несмотря на несогласие отца с выбором, доставил девушку в дом попадьи и оставил ей на попечение в качестве своей невесты. Он не хотел ее оставлять в распоряжении Швабрина. Петр решил воспользоваться представившейся возможность попасть в Оренбург, где появится больше способов вызволить Машу. В этом эпизоде мы видим Гринева как человека взрослого, действующего разумно и обдуманно.

 

2. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?

         Гринёв встретился с генералом в его саду, где тот окутывал соломой яблоневые деревья. Пушкин его изображает как мирного, штатского человека. Он отреагировал на захват Белогорской крепости и участь Миронова как опечаленный родственник. Генерал был не в состоянии принять меры и помочь Гриневу.

         На военном совете генералом были собраны все главные чиновники Оренбурга, но не было ни одного из офицеров. На таком совете начинали выступать младшие, и за решительные действия выступал только один Гринёв, который имел представление о степени опасности, грозящей городу. Но трусливые чиновники, в основном, пожилые люди, отнеслись отрицательно к позиции Гринева, один даже назвал его «молокососом». Генерал прекрасно понимал правоту Гринёва, но такую ответственность брать на себя он не желал и потому шёл на поводу у чиновников. Военный совет оказался некомпетентен в стратегических вопросах.

         О «подкупательном движении» высказался директор таможни. Он сказал, что действовать нужно не наступательно и не оборонительно, а «подкупательно», то есть предложить за голову Пугачёва выкуп, и считал, что такой подход разрешит ситуацию.

 

3. Что происходило при осаде города?

         При осаде города, которая вскоре последовала, из-за попустительства чиновников жители голодали, были резко подняты цены, а солдаты не были способны в открытом бою дать отпор пугачёвцам. Видя беспомощность армии, население погрузилось в уныние. Артиллерия не причиняла вреда войску Пугачёва при отдельных операциях, а на прямой штурм Оренбурга Пугачёв не торопился, обучая и подготавливая своих людей.

 

4. О чем писала Марья Ивановна?

         Марья Ивановна писала о том, что после того как выздоровела Швабрин насильно поселил её в своем доме, держит взаперти и вынуждает ее угрозами выйти за него замуж. Но она не давала своего согласия, и он, разозлившись окончательно, сказал, что отвезёт её в штаб Пугачёва и выдаст. Марья Ивановна просила Гринева о помощи, говоря, что у нее, кроме него, никого не осталось. За эти три дня, выторгованные ею у Швабрина, чтобы якобы подумать, судьба ее должна была решиться.

 

Глава 12. Мятежная слобода

1.Как держался Гринев в пугачевском станс, и как вели себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?

         Гринёв оказался в стане Пугачева вынужденно, потому что в руки пугачевцев попался Савельич, который отстал от своего хозяина. Сначала Петр был растерян, так как сомневался, сказать ли атаману о своей проблеме. Настроение Пугачева при виде Гринева сразу поменялось, с него исчезла вся напускная важность. Он с интересом стал задавать вопросы, Гринев засмущался, и тогда Пугачев приказал своим сподвижникам выйти. Петр ободрился и рассказал о цели своего визита, все, как есть, потому что не привык обманывать, да и был прав.

         Пугачевцы Белобородов и Хлопуша наедине с атаманом, особого почтения ему не оказывали, а спорили довольно бесцеремонно.

         Когда предводитель узнал о невесте Гринева, его настроение опять поменялось.

         Потом они разговаривали наедине в кибитке, Пугачёв совсем по-простому поинтересовался у Петра, как у дворянина, мнения о своих подвигах. Самозванец хвастался успехами, рассказывал, что в одном бою «сорок генералов побил и взял в плен две армии». Только Петр не разделял его восхищения, и атаман невольно задумался о своем будущем. Также Пугачев сказал, что хотел доказать, что не такой уж он злодей.

 

2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; воли мне мало»?

         Слова Пугачёва: «Улица моя тесна; воли мне мало», — говорят, что он зависим от своих сотоварищей. Пугачёв отлично знал и чувствовал, что сподвижники его до тех пор признают государем, пока их совместные желания совпадают, то есть пока он делает то, что они хотят.

 

3. Какое значение имеет сказка Пугачева об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?

         Сказку, рассказанную Пугачёвым Гринёву, можно понимать двойственно. Пугачёв понимал ее смысл так, что рабская жизнь, хоть и длинная, ему не нужна, лучше пожить недолго, но по-настоящему свободным. Гринёв не мог понять, насколько ужасна подневольная холопская жизнь, и понял сказку иначе, что желание орла пить свежую кровь означает заниматься разбоем, идти против закона, проливать невинную кровь.

         Смысл этого диалога в том, что жизнь народа была очень трудна, потому что тысячи людей были бесправны и жестоко угнетены, а любой их протест жестко подавлялся, заканчивался казнями и каторгой. Тем, кто не выдерживал такой жизни, ничего не оставалось, как скрываться, стекаться в отряды и грабить богачей, убивать, воевать с помещиками, мстя за загубленную жизнь.

 

Глава 12. Сирота

1.Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?

         Рассказчик называет Швабрина в этой главе по фамилии и изменником: «Швабрин встретил самозванца на крыльце. Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие». В конце главы он называет его – уничтоженный враг.

 

2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?

         Пугачёв решил помиловать Марью Ивановну, потому что к нему с просьбой о помощи обратился Гринев, которого он ценил и уважал как стойкого, храброго и честного человека. Неподкупность Петра нравилась ему, и у них складывались доверительные отношения. Молодой человек не побоялся явиться снова в стан, чтобы освободить любимую из рук мерзкого Швабрина, так как поддержки от генерала он не получил. К тому же, Пугачев не был настолько кровожадными и жестоким, да и Швабрина, как человека, он не слишком жаловал.

 

Глава 13. Арест

Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

         Гринёву пришлось расстаться с Марьей Ивановной, потому что по долгу офицера он должен был принять участие в войне против армии самозванца. В отряде Зурина оставить невесту не было возможности, да и подвергать Машу опасностям Петр больше не хотел. Поэтому он отправляет Марью Ивановну с письмом к своим родителям, Он был уверен, что, узнав ее получше, они ее непременно полюбят.

 

Глава 14. Суд

1.По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?

         Гринёв был привлечён к суду по доносу попавшего в плен Швабрина. Оправдали его, потому что Марья Ивановна просила об этом лично императрицу и уверяла, что он ни в чем не виноват. После чего императрица пересмотрела обстоятельства дела Гринева, и его оправдали по ее именному повелению. Петр в действительности ни в чем не виновен, их встречи с Пугачевым были вынужденными. Кроме того, Гринев участвовал в войне с восставшими, продолжая служить в отряде Зурина.

 

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

         Гринёв и Маша Миронова, стали многодетной семьей, об этом говорит факт, что к тридцатым годам следующего века в их родовом поместье жило десять помещиков. Жили они, судя по всему, небогато. Хотя Екатерина II и пообещала обеспечить состояние дочери капитана Миронова, все дети жили в одной деревне, что говорит о скромном достатке семьи Петра Андреевича Гринева, учитывая то, что у его отца имелось всего триста душ крепостных.

         Пугачёва был четвертован 10 января 1775 года на Болотной площади. Гринёв был в толпе во время казни, и Пугачёв, заметил Петра перед эшафотом и кивнул.

 

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

         Взросление героя от недоросля к человеку достойному и честному происходило через жестокие потрясения, участником которых он стал. Изначально, будучи юным и неопытным, по пути на службу он кутит с Зуриным, проигрывает ему в карты, грубит Архипу Савельичу, требует ехать в буран. Мы видим, что он почти еще ребенок в своих поступках. Но вместе с тем он проявляет и благородство души, отдавая дорогой заячий тулуп полураздетому незнакомцу. В итоге этот широкий жест предопределяет его будущую жизнь. Незнакомец оказывается предводителем крестьянского восстания Емельяном Пугачевым и это играет в его жизни огромную роль, ведь по сути, Пугачев дает ему вторую жизнь, проявляет благородное участие в его судьбе. Полюбив дочь коменданта Белогорской крепости, он несет ответственность не только за себя, но и за нее. Война закалила его характер, волю, научила быть серьезным и благоразумным, обдумывать собственные решения. Оказавшись перед сложным и неоднозначным нравственным выбором, Петр, не посрамил свою честь, повел себя достойно и, невзирая на опасности, смог помочь невесте. Между Гринёвым, недорослем, и человеком достойным и честным разница огромная. Это можно заметить и на переменах в отношении Гринева к крепостному дядьке Савельичу – от его пьяных слов: «Молчи, хрыч!», — до слов исполненного благодарности мужчины: «Друг ты мой, Архип Савельич!»

         Вспоминая войну, он назвал её «благим потрясением». Упомянул герой об этом только раз — многое стоит за этими словами, много страданий война принесла рассказчику, но и вместе с тем, именно на ней происходило становление Петра Гринева как мужчины и как человека.

 

4. Как относится автор к героям? Подтвердите свое мнение цитатами из текста произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим. Гриневу, Пугачеву, Маше Мироновой?

         Автор к герою-рассказчику относится положительно. Он симпатизирует ему, но и вместе с тем делает его реалистичным, наделяя его не только положительными, но иногда и отрицательными характеристиками, например, когда Петр грубил Савельичу после кутежа и проигрыша Зурину. Гринев мечтал о военной службе в столице, но по желанию отца, едет в другое место. «Я воображал себя офицером гвардии, что, по моему мнению, было верхом благополучия человеческого. Тем не менее, попадаю на окраину, в Белогорскую крепость». О событиях, участником которых он там стал, Гринёв пишет честно и откровенно, не хвастаясь и не восхваляя себя, и это вызывает к нему уважение и симпатии Пушкина. На протяжении книги главный герой проходит путь становления от ребенка до взрослого мужчины с достоинством и наличием чести.

         К Марье Мироновой отношение Пушкина тоже положительное, словно любуясь ею, он наделяет свою героиню лучшими человеческими качествами: скромностью, верностью, умением любить, целеустремленностью, целомудрием. Автор проникается к ней сочувствием, это мы видим из слов матери Маши: "Маша; девка на выданье, а какое у нее приданное? - частый гребень, да веник, да алтын денег..." Дочь коменданта тоже проходит сложный путь взросления. Из стеснительной, немногословной девушки, знавшей только Белогорскую крепость, она превратилась в самоотверженную молодую женщину, Мария потеряла родителей, которых казнил Пугачев, долго болела, но она выздоровела и окрепла силой духа. Девушка на все идет ради спасения любимого человека, даже едет в далекую и незнакомую столицу, на прием к самой Екатерине Второй.

         Пугачёва A.C. Пушкин рисует нам, как сложную, противоречивую натуру, об этом говорят эпизоды с его участием, где он находится в различном расположении духа, совершая разные действия. Он яростен и жесток при казни защитников Белогорской крепости; откровенен и задушевен при рассказе калмыцкой сказки; он помнит добро и отвечает тем же, умеет разбираться в людях, ценит мужество и честность. Гриневу он не раз говорит: "Так и быть. Казнить, так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь".  Если комендант Оренбурга не старается помочь Гриневу вызволить из дома Швабрина Машу, то он это делает охотно. Также Пугачева изображает автор и как толкового предводителя.

         К восстанию A.C. Пушкин относился с сожалением и горечью, потому что понимал, что оно возникло не просто так. Он видел всю безрезультативность добиться улучшений жизни таким способом: она тут же оборачивалась разбоем, убийствами и взаимной озлобленностью. В восстании он не видит особого смысла. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — пишет он.

         К восставшим отношение автора разное. То о них пишется как о «страшных товарищах» Пугачёва, «злодеях», то описывается простоватый казацкий урядник Максимыч, которого язык не поворачивается назвать предателем — недаром Гринёв был рад его видеть во время перестрелки под Оренбургом. Явственно сочувствие к восставшим в эпизоде, когда капитан Миронов допрашивал старого башкира. Жестокие усмирения невольно готовили почву для будущих выступлений. Конечно, A.C. Пушкин сам был дворянином и сыном своего времени, поэтому он вполне искренне мог писать о «лукавых мятежниках, которые злобствовали втайне». Важно то, что при изображении отдельных лиц и конкретных ситуаций он руководствовался объективным рассмотрением того, что могло бы произойти.

 

Подведем итоги

1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка?

         Главные герои романа — Петр Гринёв, Маша Миронова и Емельян Пугачёв.

         Он назван «Капитанской дочкой», потому, что Маша Ивановна Миронова была дочерью капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости, защищавшего слабо подготовленное укрепление от пугачевцев и казненного Пугачевым вместе с другими защитниками. В жизни девушке выпало много тяжких испытаний, которые она преодолела с честью. В романе автор особенно симпатизирует девушке, наделяя образ этой героини множеством положительных качеств, она играет важную роль в судьбе Петра Гринева, прикладывает все силы к его оправданию и к их счастью.

         Да и к тому же, в романе говорится и о пугачевском восстании. Цензура могла запретить его издание, если бы в заголовке что-то указывало на данное событие.

 

2. Известно, что по России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов, вооруженных выступлений. Об этом знал Пушкин. Роман же посвящен народным выступлениям XVIII века. Исследователи пушкинского творчества считают, что истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы на вопросы, которые волновали поэта. Согласны ли вы с этим суждением? Можно ли в прошлом найти объяснение современным событиям?

         Да, я соглашусь с этим суждением исследователей творчества Пушкина, что от прошлого во многом зависит настоящее как человека, так общества и государства. A. C. Пушкина интересовали многие вопросы в отношении настоящего, и он пытался их найти в историческом прошлом России. Возможно, здесь сыграло роль трагическое событие – восстание декабристов, в котором участвовали, а потом были казнены и сосланы на каторгу многие друзья писателя. Автор еще и поэтому пытался изучить и понять причины русского мятежа на примере пугачевского восстания.

 

3. Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачевского восстания, он писал: «Я прочел со вниманием все что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но престарелых очевидцев..., затем создал научный труд «История Пугачевского бунта». Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачеве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.

         A. C. Пушкин при подготовке материалов о восстании под предводительством Пугачева побывал в следующих городах: Тверь, Москва, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск.

         Новгородский губернатор принял Пушкина за ревизора, явившегося с секретной проверкой, и встретил писателя с большим почетом, но потом ему пришел указ из Петербурга установить наблюдение за самим писателем.

 

4. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа — Пугачеве, Швабрине, Гриневе, Маше, Савельиче.

         Характеристики персонажей имеются в предыдущих ответах.

 

5. Вспомните, какой пословицей начинается первая глава. Что хотел сказать ею автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чем ее смысл?

         Пословицей «Береги честь смолоду» автор хотел сказать, что нужно еще с раннего возраста беречь свою честь, продумывать собственные поступки и решения, в соответствии с лучшими эталонами и примерами, потому что зачастую вся дальнейшая жизнь зависит от этих решений и нравственного выбора, сделанного в юности.

         Главной темой «Капитанской дочки» является тема нравственного выбора в сложных условиях, сохранение человеческого достоинства и чести. Кроме того, в повести затрагиваются темы любви, революции. воспитания, человечности.

         Основная идея повести заключена в том, что каждый человек должен стараться проявить себя сильной личностью при любых жизненных обстоятельствах, быть верным своим принципам и убеждениям и не терять человечности.

         Концовка произведения «Капитанская дочка» выстроена в виде семейной хроники. Этим достигается впечатление реальности событий. Из концовки мы узнаем о дальнейшей истории рода Гринёвых, то, что к тридцатым годам следующего столетия все его многочисленные потомки – десять помещиков жили по-прежнему в одной деревне в родовом имении. Это говорит о том, что жили они небогато и что, видимо, обещание Екатерины Второй позаботиться о состоянии сироты, дочери коменданта Белогорской крепости не было выполнено.

 

6. Какие «проверки» устраивает автор Гриневу и Швабрину на честность и на милосердие? В чем смысл четырех встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?

         Автор устраивает Гринёву и Швабрину череду соблазнов и испытаний. Это испытание честью, любовью, властью, человечностью.

         Смысл 4 встреч состоит в том, что при каждой герои все больше раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и черты характера. Первая их встреча происходит в Белогорской крепости, куда на службу приезжает юный и наивный Петруша Гринев. Они знакомятся в доме коменданта и даже становятся почти приятелями.

         Второй многозначной встречей раскрывающей личности героев становится их дуэль. Стремясь защитить свою честь и заступиться за Машу Миронову, Гринев вступает в неравный поединок, где коварный и низкий Швабрин, воспользовавшись тем, что Петр отвлекся, шпагой ранит его.

         Третья встреча Гринева со Швабриным произошла в стане Пугачева, когда Петр приехал просить у Пугачева помощи в вызволении своей невесты, которую Швабрин удерживал насильно, принуждая выйти замуж.

         Четвертая встреча происходит в тюрьме, куда Гринев попадает по доносу плененного Швабрина. Испытание честью автор также устраивает героям и при взятии крепости Пугачевым, где Гринев до последнего верен присяге и офицерской чести, а Швабрин сразу же совершает предательство, перейдя на сторону восставших.

         На протяжении повести, особенно в этих четырех встречах становится видно, как меняются герои. Гринев всегда поступает в соответствии со своими убеждениями и принципами. Он не роняет свою честь, наделен способностью любить, сострадать, и становится человеком достойным и честным, А Швабрин с каждым испытанием раскрывал темные стороны своей души, становясь все подлее и коварнее, падал в глазах Гринева и окружающих все ниже.

 

7. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют человечность (сочувствие, сострадание, доброту, честность)?

         Да, я согласна с точкой зрения некоторых литературоведов.

         У каждого сословия есть свои ценности и добродетели, представители этих сословий должны стремиться к ним, при этом между сословиями не должно быть вражды и отношения должны быть человечными. Все это мы видим в повести во многих эпизодах. А вот само восстание под предводительством Емельяна Пугачева свидетельствует о том, что на государственном уровне человечности по отношению к низкому сословию не было. Да, Гринев на протяжении повести соблюдает честь дворянина, но это не мешает ему из-за сострадания подарить заячий тулуп полураздетому, незнакомому человеку в зимние морозы. Савельич преданно заботится о хозяйском добре и о вверенном ему дитяти, при этом Гринев очень привязан к Савельичу, а тот его тоже сильно любит и старается уберечь от поспешных, необдуманных действий. Честность проявляет Гринев по отношению к Пугачеву, а тот к нему – доброту и сочувствие, помогает ему. Императрица проявляет сострадание и участие к судьбе Маши и оправдает Петра.

 

Литература и другие виды искусства

Рассмотрите иллюстрации к историческим произведениям А. С. Пушкина. Найдите в тексте и прочитайте эпизоды из повести, изображенные на рисунках. Опишите портреты героев.

         На иллюстрации П. Соколова «Савельич останавливает дуэль» запечатлен следующий момент: «Вдруг я услышал своё имя, громко произнесённое. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча...». На этой картине Савельич очень испугался за жизнь Гринева и был готов заслонить его собой. Он совсем не подумал о том, что своим криком отвлёчет его от действий противника. Гринёв приостановился, оглядываясь, а коварный Швабрин в этот момент его ранил.

         На картине А. Бенуа «Капитанская дочка» мы видим Машу Миронову и Пётра Гринёва. Маша взволнована и смущена, девушка переживает за здоровье любимого, Гринёв же очень рад и даже приподнимается в постели. «Ради Бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».

         Художник С. Герасимов на полотне «Гринёв и Маша Миронова» написал следующий эпизод: «Она встретила меня на крыльце. «Что это с вами сделалось? — сказала она, увидев меня.— Как вы бледны!»— «Всё кончено!»— отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою очередь». На картине Маша читает письмо, Гринёв с досадой и нервной задумчивостью отводит взгляд в сторону.

         А к его картине «Капитанская дочка» можно соотнести следующие слова A.C. Пушкина: «Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия». Гринёв только входит во «дворец», и Пугачёв ещё не успел узнать его. Его поза исполнена величия и значимости, грозный взгляд устремлен на входящего. Сподвижники Пугачева окружили своего «государя и сурово смотрят на офицера, окружая своего предводителя, один из них наклонился и что-то приглушенно говорит ему.

         Д. Шмаринов на картине «Капитанская дочка» запечатлел следующий эпизод: «Надели мне на ноги цепи и заковали наглухо». Мы видим кузнеца, сосредоточенно возящегося с цепью. Тот беспристрастно выполняет свою работу, ему всё равно, виновен человек или нет. Гринёв не совсем понимает, что происходит, он смотрит на ноги. Губы его плотно сжаты, на лице написана решимость. На заднем плане – отвернувшийся солдат, он ожидает окончания процедуры.

         В учебнике ещё одна иллюстрация П. Соколова. «Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну... Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы...». На Машу, упавшую на колени, смотрели придворные и сама Екатерина Вторая. Императрица благосклонно улыбается и протягивает письмо для отца Петра Гринёва.

 

Опыт литературоведческого исследования

1. Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачевского бунта Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в пушкинском тексте "Капитанской дочки" ?
Сравните портрет Пугачева п романе и в «Истории Пугачевского бунта». В чем сходство и в чем разница? Как вы думаете, что старался подчеркнуть А. С. Пушкин, описывая Пугачевское восстание, людей, окружающих своего атамана, офицеров царской армии ?
Известный историк Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта». Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк?

         При сопоставлении отрывка «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки», видно, что в повести писатель отражал те или иные документы. Например, портретную характеристику Пугачёва. В «Капитанской дочке» она дана в художественном стиле и обрамлена бытовыми деталями, она подвижна, в ней прослеживается вымысел автора, в отличие от исторического портрета, где все фотографично и сухо, но общее описание внешности соответствует. Отрывок «Пугачёв под Курмышем» схож с рассказом о взятии Белогорской крепости. В повести в беседе с Гринёвым Пугачёв словно предвидит собственную судьбу, говоря, что его дружки за его голову при случае выкупят свою жизнь, — так в итоге это и случилось.

         Описывая восстание, окружение атамана, офицеров царской армии, A.C. Пушкин старался обратить внимание читателей на их человеческие качества.

         Высказывание историка В.О. Ключевского я понимаю так, что в «Капитанской дочке» Пушкину настолько глубоко и реалистично удалось изобразить историческую эпоху и описать внутреннюю сторону событий, а также правдоподобно и детально показать жизнь и быт героев, что из его книги мы узнаем о прошлом нашей Родины намного больше, чем из сухого и лаконичного научного текста «Истории Пугачевского бунта».

 

2. Итак, мы выяснили, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвященными историческим событиям, что в любом произведении, как пишет литературовед В. И. Коровин, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определенной эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Кроме того, не существует в подобном случае ограничения жанра произведений. Согласны ли вы с этим суждением литературоведа?

Постарайтесь на примерах произведений разных жанров одного писателя подтвердить эту точку зрения. Подготовьте сообщение по этой проблеме в письменной пли устной форме.

         Литературовед В.И. Коровин утверждает, что элементы историзма можно заметить не только в произведениях на историческую тематику, но и абсолютно в любых произведениях. Из его слов следует, что произведения любого жанра будут историчными в широком понимании этого слова.

         С точкой зрения В.И. Коровина я согласна не во всем. Многие жанры могут отражать историю, но есть и такие, которые стоят вне историзма – детская поэзия, например, стихи Агнии Барто, сказки, фантастика или фэнтези.

         Если остановиться на конкретных писателях, например, на М.А. Шолохове, то можно заметить, что писатель, действительно, использует разные жанры, чтобы воссоздать историческую действительность. В его рассказах «Родинка», «Судьба человека», романах-эпопеях «Тихий Дон», «Поднятая целина» отражаются исторические эпохи и события: Первая Мировая война, революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война и послевоенное время.

         Как и герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой также изображены исторические события 1773 – 1775 годов в России, герои произведений Шолохова борются за правду, честь, за Родину, ищут смысл жизни. При этом они проявляют стойкость, бесстрашие, несгибаемую силу воли и умение после всех трагических событий и ударов судьбы возвращаться к жизни, например, как герой рассказа «Судьба человека» Андрей Соколов.

 

Творческое задание

Какие вечные проблемы поднимает Пушкин в этом произведении? В чем современное звучание романа? Напишите сочинение-эссе на эту тему.

         Несмотря на то, что роман Пушкина был написан в первой половине девятнадцатом столетии, для сегодняшних читателей он имеет большое значение. В нем автор на примере жизни и поступков героев показывает читателям, каким ценностям и идеалам отдавали предпочтение люди разных сословий в эпоху Екатерины Второй. Многие из этих понятий дошли и до наших дней.

         Современное звучание романа «Капитанская дочка» состоит в том, что и сейчас в нашем обществе также существуют причины для различных народных бунтов и недовольств, а Пушкин на протяжении романа дает понять, что такая вынужденная мера ни к чему хорошему не приводит, а зло лишь порождает зло. Все проблемы нужно решать законным путем, цивилизованно.

         Также для современных читателей повесть имеет большой поучительный смысл: учит быть честными, стойкими, смелыми, самоотверженными людьми, способными преданно любить и стремиться быть счастливыми, несмотря ни на что.

         В произведении автор дает представление о вечных проблемах и ценностях, таких как добро, честь, долг, совесть, любовь, вера, смысл жизни.

 

Стихотворения

«19 октября»

1.Кого вспоминает поэт в связи с датой 19 октября?

         Поэт на годовщину Царско-Сельского лицея вспоминает своих друзей-лицеистов.

 

2.Кого из друзей-лицеистов поименно называет поэт? Что вы о них знаете?

         В тексте поэт упоминает имена Пущина, Горчакова и Дельвига.

         Иван Иванович Пущин выбрал карьеру военного, участвовал в организации и восстании декабристов, был сослан на вечную каторгу, возвращен в 1856 году. Александр Михйлович Горчаков был министром иностранных дел Российской Империи, потом почетным государственным канцлером.

         Антон Антонович Дельвиг – поэт, в одно время с Пушкиным начал печататься. На многие его стихи написаны романсы русскими композиторами.

 

3. Как вы понимаете слова: «предсказанье», «завет», «заточение»?

         Предсказанье — сообщение о каком-либо событии, которое может случиться в будущем; завет — обещание; заточенье — пребывание в ссылке, в тюрьме.

 

4. Какие чувства вызывают у поэта воспоминания о друзьях?

         Воспоминания о друзьях вызывают у поэта радостные, теплые, светлые чувства, прилив вдохновения.

 

Туча

1.О чем это стихотворение: о рассеянной буре и туче пли о настроении поэта, связанном с картиной, которую он наблюдает? Или о чем-то другом?

         Это стихотворение одновременно и о состоянии природы после промчавшейся бури, и о настроении поэта. Также это и отклик Пушкина на десятилетие восстания декабристов.

3. Какие приметы тучи выделяет поэт, используя слова и выражения «наводишь», «печалишь», «издавала гром» и т. д.? Как называются литературные приемы, используемые поэтом?

         Поэт наделяет тучу действиями, присущими живым существам, Он одухотворяет ее. Такой прием называется олицетворением.

 

«Я помню чудное мгновенье»

1.О чем это стихотворение?

         Это стихотворение одновременно и о взаимоотношениях Пушкина с А.П. Керн, и о природе красоты и поэтического вдохновения.

 

2. Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?

         Вдохновенье — состояние творческого подъема у художников, поэтов или иных творческих людей; упоенье — восторг, наслаждение, восхищение; пробужденье — возврат к бодрствованию после сна, весеннее состояние природы, возникновение чего-либо.

 

3. С чем связано вдохновение поэта? Почему ему так важно пробуждение души?

         Вдохновение поэта связано с испытанием всякого рода чувств: любви, радости, печали, грусти и других.

         Пробуждение души очень важно для поэта, потому что только, когда в ней возникают все чувства, необходимые для принятия жизни, и душа испытывает любовь и видит красоту, поэт ощущает прилив вдохновенья и тогда ему хочется писать о том, что тревожит душу.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021