Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?
Повесть об Александре Невском посвящена теме защиты русской земли и интересов ее людей. При чтении произведения чувствуешь гордость за историческое прошлое своего народа, за то, что такие люди, как Александр Невский, жили на нашей земле.
Автор повести называет себя самовидцем, и когда описывает бой на Неве, мы понимаем, что он тоже принимал участие в этом сражении. Рассказчик, называя себя очевидцем деяний князя и его современником, хочет этим убедить всех в правдивости описания жизни Александра Невского.
2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создаётся образ героя?
Автор, придавая значительности фигуре Невского, сравнивает его с библейскими героями: внешность как у прекрасного Иосифа (которого царь египетский назначил вторым царем за ум его), сила как у Самсона, мудрость как у Соломона, смелость как у храброго Веспасиана. А дружину Александра Невского автор сравнивает с воинами Давида.
В повести освещены три основных подвига Невского: битва на Неве (нападение шведов), Ледовое побоище (немецкие захватчики) и поездка в Орду (здесь князь выступает как дипломат, пытаясь спасти русских людей от власти Орды и влияния на Русь).
Перед боем на Неве с превосходящими силами врага Александр Невский молится в храме, веря в правоту своих действий (ведь он защищается, а не нападает), поэтому дух дружинников он укрепляет словами: «Не в силе Бог, но в правде», подчеркивая этим, что Бог поможет тем, кто не нападает, а защищает родную землю.
Образ Александра Невского создается при помощи портретной характеристики, сравнений с другими героями, речи, описания его действий и отношения других людей к князю.
3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замёрзшее озеро двинулось?
При описании Невской битвы автор говорит, что Александр самому королю «возложил печать на лицо острым своим копьем». Это значит, что Невский сражался с королем и ранил его в лицо. При описании сражения на Чудском озере автор дает сравнение «словно замерзшее озеро двинулось». И сразу перед нами предстает картина: на льду озера множество воинов, слышится звон мечей, лязг доспех, стоны раненых, призывные крики. Кажется, что озеро ожило, закачалось.
Литература и другие виды искусства
Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский». Что подчёркивает в портрете героя художник?
Триптих «Александр Невский» создан художником в годы Великой Отечественной войны. Ранее в 1938 году на экраны вышел фильм «Александр Невский», который заканчивался словами князя: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». Именно эти слова, на мой взгляд, и стали основными для изображения характера Александра Невского в центральной части картины. Фигура князя, богатырская, бесстрашная стоит на страже Русской земли. Невский опирается на меч, а не держит его в руке, и никому не угрожает. Он серьезен и сосредоточен. Такой человек – опора людям и защита Родине.
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?
Александр Невский в словах: «Не в силе Бог, но в правде» говорит о том, что Бог поможет тем, кто прав, за кем правда и справедливость. Русские готовились не нападать, а защищать свою землю. Это выражение очень похоже на то, что говорили во время Великой Отечественной войны: «Наше дело правое – победа будет за нами (или враг будет разбит)».
Имена шести храбрых мужей, которые «крепко сражались» вместе с Александром Невским против шведов: Гаврила Алексич, Збыслав Якунович, Яков, Миша, Савва и Ратмир.
Автор сравнивает сердца «мужей Александровых» с сердцами львов: «...ибо были сердца их как сердца львов».
Александр Невский называет высокомерным народом немцев, потому что, они похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский» и «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».
2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особенности языка жития.
Последний подвиг Александра Невского – поездка в Золотую Орду. Он поехал к хану Батыю, чтобы помочь русским людям, которых монголы заставляли воевать вместе с ними. В повести об этом подвиге сказано так: «Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той».
3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.
Горе утраты суздальцев автор выражает в словах митрополита Кирилла: «Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской». Солнце – символ защиты, всемогущества и добра. Александр Невский был именно защитником для русских людей, поэтому митрополит и говорит, что солнце зашло, то есть неизвестно теперь, что будет дальше.
4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.
Словарь устаревших слов:
самовидец – очевидец, свидетель;
деяния – поступки, подвиг, дело;
разгорелся сердцем – эмоциональные переживания;
сеча – бой, битва, сражение;
распря – вражда, грызня, конфликт между своими;
отмолить от беды – помочь спастись, отговорить врага от совершения злого действия;
сей – этот;
ратный – воинский, боевой;
дружина – княжеское войско;
брань – битва, сражение, война;
сродник – свой, родня, связанный с кем-либо кровным родством;
чадо – дитя, ребёнок; духовный сын или дочь;
зеница – глазница, глаза;
вельможа – важный и знатный человек.
5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра. используя художественные средства повести.
Честную и славную жизнь прожил князь Александр сын великого Ярослава, прозванный Невским за победу над шведами на реке Неве. Дал ему Бог силу великую, рост высокий и голос, как труба. Лицом князь был пригож, сродни библейскому Иосифу, а умом не уступит мудрому Соломону. Всю жизнь свою положил князь Александр защите земли русской и служению людям русским.
Крепко веровал Невский в Бога, ни одно сражение не начинал без молитвы о помощи и спасении товарищей. Эта вера великая помогала вселять дух бесстрашия в дружинников, которые преданы были князю свою и с честью сражались с ним плечом к плечу.
Никогда Александр Невский не ходил в походы завоевательные, а лишь оберегал родную землю от ворогов. И прошла о нем слава великая во все пределы мира. Приезжали издалека посмотреть на него и дивились гости, что все сказанное о князе сем есть правда чистая.
Хан Батый дивился мудрости княжеской, не хотел с ним воевать и даже шел на уступки, считая Александра Невского своим другом.
Когда предал Александр с миром дух свой Богу, по всей земле русской, особо в Суздальской разнесся горький плач и стенания по защитнику своему. Позже причислили Александра Невского к лику святых, чтят века долгие и благодарят за ратные и человеческие деяния.
Рекомендуем также ознакомиться: