Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Платонов - Возвращение. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 2 часть (Ответы на вопросы).

А. П. Платонов

1. Что вы знаете о жизни Платонова? Что нового вы узнали о писателе, прочитав статью?
Платонов - это псевдоним писателя. Настоящее его имя - Андрей Платонович Климентов. Литературный псевдоним взят по имени отца, слесаря и изобретателя-самоучки. От него у Платонова любовь к машинам и механизмам. Семья была бедной, детей было 11. Будущий писатель был старшим сыном, поэтому рано начал трудиться, сменил много рабочих профессий.

В годы гражданской войны стал военным корреспондентом. Затем проявил себя как писатель, поэт, критик.

В раннем творчестве выражает свои идеалистические революционные взгляды («Котлован», «Чевенгур»). В предвоенные годы не печатался. Во время Великой Отечественной войны снова был военным корреспондентом. После войны его снова не печатали

Умер в 1951 году от туберкулёза.

Призвание писатель получил уже после смерти.

Из статьи мы узнали, что Платонов предчувствовал испытания, которые ждали страну. Он один из первых среди русских писателей проанализировал явление фашизма.

2. Какие рассказы Платонова вам известны? О чем они? Перескажите кратко один из наиболее любимых вами рассказов. Назовите героев платоновских произведении. Чем они интересны?
Мне известны рассказы «Никита», «Корова», «В прекрасном и яростном мире», сказка «Неизвестный цветок».

Платонов изображает в своих произведениях простых людей, но при этом они обладают выдающимися душевными качествами: добротой, самоотверженностью, гуманностью, трудолюбием. Писатель ставит своих персонажей в сложные обстоятельства, и они успешно преодолевают их. Чувствуется. что автор любит своих героев, сочувствует им, восхищается ими.

Больше всего мне понравился рассказ «В прекрасном и яростном мире». Главный герой - машинист Мальцев, он страстно любит свой поезд, знает и чувствует его. Он настолько хорошо знает свой маршрут, что ему кажется, что он видит его, даже когда ослеп. Это рассказ об ответственности, вере в человека, преданности своему делу.

Герои остальных названных произведений - это дети. Никита из рассказа «Никита» - мальчик, обладающий развитым воображением, он представляет все окружающие его предметы одушевлёнными. Даша - героиня сказки «Неизвестный цветок». Она стремится облегчить жизнь цветка. растущего среди камней и с помощью друзей облагораживает пустырь. В рассказе «Корова» главный герой - мальчик Вася. искренне сопереживающий корове, у которой погиб теленок, а потом скорбящий и о её гибели.

3. Постарайтесь определить, какие рассказы писателя начинаются так:
«Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушёл на главную работу— на войну, и не вернулся оттуда...» — начало рассказа «Никита».
«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек...»  — первые слова рассказа «Юшка».
«В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался...» — начало рассказа «В прекрасном и яростном мире».

4. Какой герой и из какого рассказа сказал так:
«Давай всё трудом работать и все живые будут...» — слова Никита из рассказа «Никита».
«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...» — это отвечает Юшки из рассказа «Юшка» односельчанину, который его бьёт.
«А отчего ты на других непохожий?..» — спрашивала девочка Даша у цветка в рассказе «Неизвестный цветок».

«Возвращение»

1. Кто герои рассказа? Какой смысл имеет эпизод с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом скоро забыл о ней? О чем рассказала она Иванову на следующий день, о чем тревожилась? Почему они оба чувствовали себя осиротевшими? Как расстались Маша и Иванов? Почему автор говорит только о чувствах Маши ("заплакала, потому что никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба")?
Герои рассказа «Возвращение» - демобилизовавшийся солдат Иванов, встреченная им на вокзале девушка Маша, жена Иванова Любовь Васильевна, их сын Петруша и дочь Настя. Также в тексте говорится о Семёне Евсеиче, знакомом Любови Васильевны, но сам он не появляется.
Когда Иванов в первый вечер на вокзале видит женщину в ватнике, он быстро о ней забывает, потому что его мысли поглощены скорым возвращением домой, к семье.

На второй вечер, когда иванов и Маша разговорились, она поделилась с ним своими тревогами о том, как нелегко возвращаться к новой гражданской жизни, к далёким родственникам, которых она не любила. Оба героя «чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии», к которой сильно привыкли. За годы войны сослуживцы стали их семьёй, дружной, сплочённой, расставаться с ними больно, вступать в новую жизнь страшно.

Иванов прожил у Маши два дня, а потом уехал. На вокзале ««Иванов привычно поцеловал её и любезно обещал вечно помнить её образ». Девушка не верит его словам, а после отбытия поезда плачет, «потому что никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила его судьба». Маша обладает большим сердцем, искренне привязывается ко всем, и автор сочувствует её. Иванов же выбросил девушку из головы, как только сел в поезд. Для него отношения с Машей были только средством скрасить дорогу и возможностью «погулять ещё немного на воле». Становится понятно, что таких Маш за годы войны у него было много.

2. Как встретился Иванов с женой — Любовью Васильевной? Что ей приходилось делать, когда он был на войне? Опишите портрет старшего сына — Петра. Прочитайте вслух первый разговор сына с отцом. Как этот разговор характеризует мальчика?
Иванов встретился с женой дома, он обнял её и долго стоял так, «чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека», пока маленькая Настенька не начала отталкивать его от матери и плакать.

Во годы войны Любовь Васильевна работала на кирпичном заводе.

Петруше шёл двенадцатый год, он был серьёзным и потому казался старше своих лет. Вот описание Петруши из текста: «Пётр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нём были поношенные, но ещё годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех — где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького небогатого, но исправного мужичка».

Первым делом на вокзале Петруша спрашивает, почему отец так долго ехал, а потом интересуется полученными орденами и удивляется, почему наград мало. Затем он проявляет себя как хозяйственный человек, высказывает недоумение, почему отец хранит вещи в сумке, а не в сундуке. Мальчик сразу берёт инициативу в разговоре на себя, ведь он чувствует себя главой семьи, он отвечает за хозяйство, а отца он совсем забыл и не готов признать его главенство над собой. За годы войны этот мальчик совсем забыл, каково это - быть ребёнком. Позднее Иванов назовёт сына «дедом», и это отношение к жизни, как у старика, проявляется уже в первом разговоре отца и сына.

3. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: "Долго они жили здесь без него и скучали по нем" ?
Иванов смотрел на знакомые вещи в доме и заново привыкал к ним, вдыхал их знакомые запахи.

Иванову хочется верить, что разлука была тяжела не только для него, но и для его семьи, его дома.

4. Как объяснить, что отец не мог понять ясно, «почему у Петрушки сложился такой характер»? Как дети заботились о матери?
Иванов не понимал, почему Петруша вырос таким суровым в хозяйственном отношении, требовательным к сестре и матери, скупым даже в мелочах. Жена сказала ему, что они «ничего жили», не жаловалась на тяжёлый труд и голодную жизнь в тылу. Вернувшийся отец не понимает, что тяжёлые испытания выпали не только ему, как солдату, но и всей семье.

Петруша взял на себя заботы по хозяйству, научил и Настеньку всем домашним делам, чтобы облегчить жизнь матери, работавшей на заводе. Дети экономят продукты, дрова, тепло в доме.

5. Почему Иванов решил уехать из дома, а затем вернуться домой? В чем смысл новых ощущений героя: «...почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием»? Что изменилось в герое и как он сам говорит об этом?
Иванов хотел уехать из дома, не прожив с семьёй и дня, потому что подтвердились его опасения, что возвращаться в прежнюю, мирную жизнь будет нелегко. Он видит, что главой семьи стал Петруша, чувствует, что ему нет места в их жизни. Если он останется, им придётся заново привыкать друг к другу, а он не привык подстраиваться и уступать. Сыграло свою роль и появление в доме Ивановых Семёна Евсеича, которого Иванов считает любовником жены. В результате всего ему кажется, что он здесь лишний, ненужный.

Глядя на бегущих за поездом детей, герой рассказа понимает, что его любят, в нём нуждаются. Только в этот момент его сердце наполнилось любовью к детям. Он избавился от эгоизма и себялюбия.

Совершенствуйте свою речь

1. Почему рассказ назван «Возвращение"? Что имел в виду автор: возвращение с войны, возвращение к детям, возвращение к человечности, состраданию? Подготовьте ответ-рассуждение.
Название рассказа «Возвращение» имеет сразу несколько смыслов. Во-первых, это физическое возвращение, приезд домой с войны, во-вторых, это душевное возвращение к детям, в-третьих, это возвращение к человечности и состраданию. Приехав домой, герой мыслями и душой ещё со своей семьёй. По-настоящему Иванов вернулся к мирной жизни только в финале рассказа.

2. Подготовьте сообщение о героях рассказа.
Любовь Васильевна - жена главного героя, которая в годы войны работала на заводе и была вынуждена оставлять детей одних. Постепенно она сблизилась с вдовцом Семёном Евсеичем, который приходил присматривать за Настенькой и приносил ей гостинцы. Любовь Васильевна оставалась верна своему мужу, потому что любила его и ждала с войны, не теряя надежды. Эта мудрая женщина спокойно выслушивает упрёки мужа, старается его переубедить и восстановить взаимопонимание в семье. Она не жалуется мужу на тяжёлую жизнь, потому что не хочет его огорчать.

Иванов привык за годы войны жить вдали от семьи, поэтому ему тяжело возвращаться домой. Он чувствует себя обманутым, замечает пренебрежительное отношение сына. Он не готов к трудностям и эгоистично хочет оставить семью, но в последний момент отцовские чувства просыпаются в нём, и он сходит с поезда.

3. Как вы понимаете слова и словосочетания: Но наступило позднее время ночи, и Настя закрыла уставшие глядеть глаза; А у тебя вон Петрушка что за человек вырос — рассуждает, как дед, а читать небось забыл; Мать говорила спокойно, только сердце ее мучилось; ...солдат — сын отечества, ему некогда жить по-дурацки, его сердце против неприятеля лежит?
Язык Л.П. Платонова всегда очень необычен и ярок. Созданные им словосочетания непривычны, оригинальны, наполнены свежими смыслами.
Но наступило позднее время ночи, и Настя закрыла уставшие глядеть глаза - девочка и так легла позднее обычного, поэтому вечер кажется ей глубокой ночью. Глаза Насти не просто устали, они «устали глядеть», ведь за день девочка получила массу новых впечатлений - встретила отца, которого совсем забыла.

А у тебя вон Петрушка что за человек вырос - рассуждает как дед, а читать небось забыл - Иванов не понимает изменений, произошедших с сыном, и несправедливо укоряет жену за неправильное воспитание Петруши.

Мать говорила спокойно, только сердце её мучилось - Любовь Васильевна была мудрой женщиной, он не кричала в ответ, не упрекала мужа ни в чём. Она желает мира и согласия в семье, поэтому сохраняет спокойный вид, когда на сердце тяжело.

...Солдат — сын отечества, ему некогда жить по-дурацки, его сердце против неприятеля лежит - Петруша приводит слова Харитона, чтобы помирить родителей. Он считает, что на фронте у солдат одно чувство - ненависть к фашистам..

4. Какой смысл вкладывает писатель в слова: Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем? Можно ли считать, что эти слова отражают главную мысль рассказа?
Приведённая цитата показывает, какие изменения произошли в душе иванова, когда он увидел бегущих за поездом детей. Поначалу, вернувшись домой, он зациклен на себе, своих чувствах и обидах. Он не слышит жену, когда та пытается объяснить характер её отношений с Семёном Евсеичем, не понимает Петрушу и не разделяет его забот о пайке и дровах. Он хочет отвлечься от забот и уехать к Маше. Но в финале он сходит с поезда, чтобы быть с семьёй, жить её заботами и заново обретать взаимопонимание.

Автор считает, что душевное возвращение очень важно, ему и посвящён рассказ.

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021