Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Лермонтов - Мцыри (8 класс. Коровина, 1 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

«Мцыри»

Проверьте себя

2.Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них.

         Среди произведений на историческую тему, созданных Лермонтовым, мне известны: поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, удалого купца Калашникова и молодого опричника Кирибеевича» и стихотворение «Бородино».

         В «Песне… Лермонтов изображает эпоху царствования Ивана Грозного, 16 век. Особое внимание он обращает на жизнь и быт разных категорий населения: бояр, купцов, опричников, на изображение образа русского царя Ивана Четвертого, который по утверждению одних историков был слишком жесток и кровожаден, а другие считают, что это не так.

         Сюжетная линия поэмы выстраивается вокруг семьи купца Степана Калашникова и молодого опричника Кирибеевича, который стал настойчиво ухаживать за женой купца Аленой Дмитриевной, против ее воли. Купец был вынужден защищать честь жены и своей семьи, что и сделал, убив в кулачном бою обидчика. Царь, даже не поинтересовавшись причиной такого поступка Калашникова, казнит его при всем честном народе за то, что он убил его любимого опричника. В «Песне…» Лермонтов поднимает многие проблемы: любви, семьи, чести, человеческого достоинства, царской власти, опричнины.

         Стихотворение «Бородино» отражает другую историческую эпоху – девятнадцатое столетие, период после Отечественной войны 1812 года. Стихотворение представляет собой развернутый ответ на вопрос. В начале стихотворения молодой солдат задает вопрос пожилому, опытному солдату:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

         А бывалый старый солдат рассказывает ему о великом и легендарном сражении русской армии с армией французской у деревни Бородино –  о Бородинской битве, в которой русские войска в кровопролитнейшем бою побеждают. Он повествует о ходе сражения и о патриотизме и героизме русских солдат, давая понять, какой дорогой ценой русской армии досталась победа.

 

Проверьте себя

1.Расскажите о характерных чертах романтического героя (на примере героя поэмы «Мцыри»).

         Лермонтов изображает образ романтического героя, наделяя его всеми необходимыми для этого качествами и чертами характера. Он рисует цельную, одухотворенную натуру с богатым внутренним миром и высокой мечтой.

         Мцыри – представитель одного из горских народов Кавказа, и хотя он был вырван из родной привычной среды шестилетним ребенком, мечтой и целью его жизни было возвращение домой – в родной аул, к своей семье. То есть автор наделяет героя чувством любви к своей малой родине.

         Кроме того он наделяет Мцыри могучей силой духа, несгибаемой волей, храбростью и отвагой. Лермонтов показывает каждое движение его души, передает искренность, откровенность, радость, упоение, боль отчаяния и безысходность, печаль и надежду. Оказавшись за стенами монастыря, на природе, юноша был потрясен и очарован ее красотой, многогранностью, буйством растительности, красочностью. Он испытывает единение с ней и чувствует упоение и восторг. Увидев молодую грузинку, он чувствует первое неясное влечение, интерес к женщине, незнакомое ему чувство влюбленности.

         Романтичность героя проявляется и в стремлении к свободе, в желании жить хоть недолгой, но полноценной и вольной жизнью.

 

2.Каковы отличительные черты романтического пейзажа? Приведите примеры романтического написания природы в поэме М.Ю. Лермонтова.

         Пейзаж в произведении «Мцыри» играет важную роль. На его фоне становятся понятны движения души героя, состояние его внутреннего мира. Лермонтов рисует единение главного героя с роскошной и обильной природой Кавказа:

О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад,

Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил.

Или:

Я сам, как зверь, был чужд людей,

И полз, и прятался, как змей.

         Романтический пейзаж показан глазами главного персонажа, он передает его мысли, чувства, мечты. Особую романтичность тексту придают средства выразительности - эпитеты, сравнения, олицетворения. Они передают духовную силу и мощь героя, противопоставляют красоту и роскошь благодатной природы Кавказа размаху и необузданности чувств Мцыри.

Вокруг меня цвел Божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них

Серег подобье дорогих.

         Автор показывает совершенство и величие кавказской природы, ее первозданность, обилие флоры и фауны, Ее жизнь отлажена, она существует сама по себе, по своим законам, даже без вмешательства в нее человека, в отличие от главного персонажа, который лишен в жизни возможности быть свободным, иметь право выбора.

 

Размышляем о прочитанном

1.Чем отличается интонация повествования об истории героя от исповеди Мцыри? Что значит слово «исповедь»? Что отстаивает в своей исповеди Мцыри?

         Интонация повествования об истории героя отличается от исповеди самого героя тем, что она сдержанная, размеренная. Поэт просто описывает жизнь Мцыри, а в рассказе Мцыри интонация быстро меняется, поражая душу читателя своей безысходностью, трагичностью и глубиной отчаяния. В его монологе много вопросов, создающих взволнованность и эмоциональность речи, имеются и риторические вопросы, восклицательные предложения, незаконченные фразы.

         Слово «исповедь» - многозначное. Оно означает 1. Перечисление своих грехов перед Богом или священником. 2.Рассказ о себе, о своих мыслях. 3.Откровение в чем-либо.

         В поэме Лермонтова мы видим исповедь молодого послушника монастыря, но она не обращена к Богу для покаяния, а монолог Мцыри является рассказом о себе, в частности, о трех днях жизни, проведенных им на воле, и произносит он его с целью выговориться, чтобы облегчить душу. В своей исповеди Мцыри пытается отстоять свое право быть свободным человеком, жить полной жизнью, испытать все ее прелести и соблазны, глубоко ее познать. Он не желает отойти от мира, не познав его. Юноша хочет сам принимать решение и быть хозяином своей судьбы.

 

2.Каковы история судьбы Мцыри и его характер? Что делал, что видел и о чем вспоминал герой на воле? О чем тоскует он и печалится? Почему не желал Мцыри «помощи людской»?
Какова его битва с барсом и как бы вы оценили Мцыри-борца?
Как вы понимаете сравнение «...В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого сравнения? На что надеется Мцыри?
О чем просит Мцыри в конце исповеди? В чем смысл сравнений Мцыри жизни в монастыре и на воле?  

         Мцыри – сын горского народа. Но шестилетним ребенком он был пленен русским генералом, увезен из родного дома и оставлен умирать в грузинском монастыре, потому что в дороге заболел. Мальчик выжил, он жил среди монахов и воспитывался ими в смирении. Но горцы – народ свободолюбивый и горячий, с гордым нравом. Хоть ребенок выглядел худым и слабым внешне, но он уже тогда был силен духом и храбр. Когда Мцыри вырос и должен был принять обет, он совершает побег из монастыря в грозовую ночь, не желая отходить от мирской жизни, которую не успел познать. Нашли его через три дня в окрестностях монастыря умирающим.

         Он эти три дня находится на свободе в единении с природой, чувствуя к ней доверие, восторгаясь ею и уподобляясь ее обитателям. Вместе со всеми потрясениями и впечатлениями к нему возвращаются его детские воспоминания и видения. Мцыри вспоминает свою семью и родной аул. Он отчаянно хочет найти домой дорогу, но не может. На звериной тропе юноша сталкивается с барсом, вступает с ним в схватку и побеждает; в итоге силы покидают его.

         Мцыри, оказавшись на природе, сторонится людей, не желает обращаться к ним за помощью, потому что не видел от них добра и не верит им.

         Печалится Мцыри о том, что умирает вдали от родины, что он так и не смог туда вернуться, не воссоединился со своим народом и с родными. Юноша просит, чтобы его перенесли в монастырский сад, желая напоследок подышать чистым, свежим воздухом и налюбоваться красотой природы. Но особенно он хочет насмотреться на хребты родного Кавказа, которые оттуда видны. Он надеется на то, что, умирая, услышит родную мелодию, долетающую с аула, и ощутит себя рядом с родственником или другом. Мцыри просит похоронить его на этом месте, тогда его душа спокойно уйдет на небо, никого не проклиная.

         Сравнение «в тюрьме воспитанный цветок» характеризует отношение юноши к его жизни в монастыре. Он не раз называет монастырь тюрьмой, потому что там он не мог жить так, как хотелось, не мог принимать собственные решения. Оказавшись в нем еще ребенком, он не чувствовал ни любви, ни ласки на протяжении многих лет. То есть Мцыри рос, как цветок без солнца, был цветком, взращенным в темнице. Хоть это и не тюрьма в прямом смысле слова, но в монастыре он чувствовал бессмысленность своего существования и не находил применения своим силам.

         Сравнивая жизнь в монастыре и на воле, Мцыри объясняет различия между обычной полноценной жизнью со всеми ее опасностями, превратностями, соблазнами и неожиданностями и предсказуемым, подчиняющимся традиционному распорядку существованием в монастыре. Называя монастырь тюрьмой, он подчеркивает свою несвободу, зависимость от чуждого ему уклада, протестует против него и не желает удаляться от мира, в котором столько неизведанного и интересного.

 

3.Какую роль играют в поэме картины кавказской природы, и какие литературные приемы помогли автору показать их?

         Картины кавказской природы играют в поэме немаловажную роль. Автор, используя контрастные цвета и звуки, показал бушующую растительность пейзажей Кавказа, ее многообразие, буйство и насыщенность красками, также автор отметил изящество горного ландшафта. Природа словно отражает состояние души юного послушника, оказавшегося за пределами монастыря, показывая всю противоречивость, размах, необузданность его чувств и нетронутость души.

         При изображении природы Лермонтов использует в изобилии такие литературные средства, как эпитеты. Например, «пышные поля», «объятья каменные их», «седой, незыблемый Кавказ», «радужный наряд» и другие.

Сравнения:

Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом...
... В снегах, горящих, как алмаз...

 

Метафоричные олицетворения:

Простёрты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг...

 

         Также поэт использует приемы аллитерации и иные средства выразительности, подчеркивая ими контраст между безрадостной и бесцветной монастырской жизнью и бушующей, роскошной природой за пределами монастыря.

 

4. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с ним? При изложении своей позиции подтвердите ее текстом поэмы.

         Да, я соглашусь с утверждением литературоведов, поэт, действительно, провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Свое мнение я объясню тем, что Мцыри очень тянулся к мирской жизни во всех ее проявлениях. Он не боялся природных стихий, и когда покинул монастырь во время разгулявшейся бури, то на лоне природы испытал необычайную радость и счастье, ощутил полное единение с природой, доверие к ней и руководствовался в выборе пути только своими силами, инстинктами, всецело полагаясь на них. Это автор подчеркивает в этом отрывке поэмы:

Я убежал.
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
...Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор...

         Но Мцыри не смог найти дорогу домой, природа оказалась обманчивой и коварной. Юноша лишь растратил собственные силы, кружась вокруг стен монастыря и сражаясь с барсом. Он не смог сориентироваться, в какую сторону ему идти, и когда, изнемогая без сил, он понял, что вновь вернулся к монастырю, его охватило отчаяние.

И страшно было мне, понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей...

...Мир Божий спал

В оцепенении глухом

Отчаянья тяжёлым сном.

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

 

5. Совпало ли ваше впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» с впечатлениями В. Г. Белинского?

         Да, мое впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» во многом сходно с впечатлением знаменитого критика В.Г. Белинского. Его отзыв о поэме Лермонтова довольно эмоционален и объективен, он очень интересен сам по себе, а также тем, что раскрывает нам знаменитого критика, как человека, мастерски владеющего литературным языком.

         В качестве иллюстраций к произведению использованы рисунки автора, а также рисунки Л. Андреева, И. Тоидзе.

 

6.Какие мысли литературоведов во взгляде на лермонтовского героя близки друг другу? Что вам показалось особенно важным для создания характеристики Мцыри в их высказываниях?

         В своих высказываниях литературоведы сходятся на том, что автор дал прекрасные, яркие, живые описания горной природы и показал ее соответствие богатому и неизведанному внутреннему миру Мцыри, в котором перепуталось множество различных чувств. Также мнения литературоведов сходятся и в характеристике молодого послушника, единодушно отмечая его крепость духа, но слабость тела. Хотя с этим можно поспорить. Судя по изображению главного героя художником И. Тоидзе, можно утверждать, что Мцыри вырос физически крепким и сильным юношей. Об этом также свидетельствует и его поединок с барсом.

 

Литература и другие виды искусства

Известны ли вам иллюстрации к поэме? Так ли представлялись зрительно герои и эпизоды из произведения?

         Да, мне известны рисунки самого автора к поэме, а также иллюстрация М. Тоидзе к этой поэме. Но мне не такими представлялись зрительно участники поединка, зверь и человек. Особенно другим мне представлялся главный герой – более хрупким и уязвимым.

 

Рассмотрите иллюстрацию к поэме. Удалось ли художнику И. Тоидзе передать пафос поэмы «Мцыри», характер главного героя?

         На иллюстрации М. Тоидзе запечатлел самый решающий момент смертельной схватки Мцыри с барсом. Юноше практически уже почти удалось одержать победу над разъяренным хищником, подмяв его под себя. Одной рукой он удерживал зверя за горло, а другой за заднюю лапу, не давая ему вывернуться. На картине молодой послушник написан сильным, крепким, смелым и решительным человеком. — ему удается победить свирепого дикого зверя.

 

Творческое задание

Составьте план и подготовьте характеристику Мцыри, включите в нее цитаты из текста и высказываний литературоведов для подтверждения своих суждений о герое

План характеристики героя

  1. История жизни Мцыри.
  2. Причины бегства.
  3. Взаимоотношения с монахами.
  4. Отношение к миру.
  5. Закономерность судьбы.

 

         1.Мцыри был привезен русским генералом в грузинский монастырь шестилетним ребенком. Генерал оставил его там, потому что в дороге малыш заболел.

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести...

         Мцыри рос и воспитывался в обители в соответствии с монастырским укладом и уже должен был принять монашеский обет. Но во время грозы и бури юноша сбежал из монастыря. Нашли его через три дня недалеко от монастыря. Он умирал.

...Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью.
Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли...

         2.Причины бегства Мцыри заключались в его стремлении к вольной жизни, свободе. Прозябание в монастыре он считал пленом и не желал все время так существовать. Он хотел посмотреть и познать мир, ощутить все его проявления, взять многое от жизни. Юноша стремится к свободе, окунуться в реальную действительность:

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны как орлы.

 

         3.Мцыри совсем не раскаивается в своём побеге, а сожалеет лишь о том, что так мало успел познать за эти три дня и не нашел путь домой. Он не чувствовал тепла и участия со стороны монахов, хотя и нуждался в этом все годы.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

 

4.Мцыри завидует чернецу в том, что тот прежде, чем отойти от мира, смог ощутить и познать все прелести и сложности мирской жизни и даже устал от нее. А Мцыри эта жизнь была незнакома, и она влекла его.

Я молод, молод...

Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

 

         В схватке с барсом Мцыри растрачивает все свои силы, Юноша видит всю переменчивость и опасность дикой природы. Израненный и обессиленный Мцыри понимает, что его побег обречен на неудачу: он сравнивает себя с тюремным цветком, обожженным лучами зари:

Но что ж?

Едва взошла заря,

Палящий луч её обжёг

В тюрьме воспитанный цветок...

 

         Но герой не раскаивается в своём поступке; если что и вызывает у него сожаление — так это то, что он не смог добраться до родины. Мцыри просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.

 

         5.Судьба Мцыри – это закономерность, потому что юноша оказался в реальном мире неподготовленным, он познавал его, совершив побег из монастыря, опираясь только на свои инстинкты, чувства, неясные и неосознанные желания. Мцыри одинок и беззащитен перед сложной, полной опасностей действительностью. Он не доверяет людям и не надеется на их помощь, протестует против навязываемой ему жизни, участи монаха, но делает это неосознанно и непродуманно, Его протест стихиен, поэтому ему не удается достичь желанной высокой цели – вернуться на родину, к своему народу, в родную семью.

 

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов и словосочетаний и включите их в отзыв о поэме Мцыри: божья благодать, занемог, могучий дух, отвер­гать пищу, ребяческих утех, окрестить, обитель, допрос, раб, вечный, ненавидеть, от желаний отвык.

Божья благодать — дар для человека от Бога;

занемог — заболел, плохо себя почувствовал;

могучий дух — сильный, мощный, несгибаемый дух;

отвергать пищу — отказываться от еды;

ребяческих утех — детские забавы;

окрестить — дать имя, осуществить обряд крещения, осенить крестом, обозвать;

обитель — монастырь;

допрос — опрос обвиняемого, свидетеля с целью выяснения чего-либо;

раб — зависимый, угнетённый эксплуатацией человек;

вечный — бесконечный, существующий веками, сохраняющий свои свойства или качества длительное время без изменения;

ненавидеть — питать ненависть, испытывать сильнейшую неприязнь;

от желания отвык — отказался от своих желаний.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021