Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идет речь об истории или исторических событиях?
Историей Н.В. Гоголь интересовался с детства. Он знал русскую, украинскую, всемирную истории, разбирался в истории мировой культуры, архитектуры, изобразительного искусства.
В собственных сочинениях Гоголь часто обращается к исторической тематике. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в «Миргороде», в «Мёртвых душах», в «Петербургских повестях», в «Тарасе Бульбе» писатель часто обращается к истории царской России — к царствованию Екатерины Второй, к Отечественной войне 1812 года, к борьбе казаков Запорожской Сечи с польской шляхтой в XVII веке, включая в свои произведения исторические анекдоты, предания, народные песни. Особое отношение у Гоголя к национальной истории, связанной с фольклором, воплощенной в легендах и былинах.
2. В чем видел Гоголь опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились ее «прежняя мощь и богатырство»?
Историческую опасность для России Н.В. Гоголь видел, прежде всего, в измельчании людей, как физическом, так и в нравственном. Он отмечает малодушие людей, что они часто ссорятся из-за пустяков, забывают о своих героических предках, не радеют за благополучие и развитие России, все больше поддаются личным соблазнам, ради них обманывают ближних. Писатель замечает, что в обществе становится все меньше достойных, умных и благородных людей, способных на великие поступки. Что многие люди в погоне за чинами утрачивают положительные качества и черты характера, и что теперь в обществе встречают по одежке.
Н.В. Гоголь надеялся смехом потрясти человеческое сердце, заставить человека в зеркале юмора ужаснуться тому, каким он стал. Писатель считал, что ужаснувшийся человек перевоспитает сам себя, захочет жить по божеским заветам. Тогда и возродится старинная простота и чистота, появится простор для проявления высоких душевных и духовных качеств. Люди тогда смогут совершать богатырские подвиги, прославляя Россию.
3. Можно ли считать, что мысль Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня (например, при создании «Диснейленда»)? Какой цели служат эти проекты?
Считать, что мысль Н.В. Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня, например, при создании Диснейленда, конечно же, нельзя. Объекты, такие как Диснейленд, предназначены чисто для развлекательных целей, а не для глубокого познания истории, и они имеют лишь внешнее воплощение с проектом Гоголя. На самом деле, Гоголь думал о серьезном архитектурном памятнике, в котором отражалось бы последовательное развитие мировой культуры, человеческой гениальности, весь длительный путь, проделанный человечеством за десятки веков.
1.О каком театре мечтал Гоголь? Когда был поставлен «Ревизор» в театре (в Петербурге, в Москве)? Какова была реакция зрителей и императора? Что изменилось в окончательном варианте 1842 года?
Гоголь мечтает о театре как о «великой школе» для общества, он представлял его «кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок».
Впервые «Ревизор» был поставлен в Петербурге на сцене Александринского театра 19 апреля 1836 года; на представлении присутствовал император Николай Первый с наследником.
В Москве «Ревизор» был поставлен 25 мая 1836 года на сцене Малого театра.
Зрители на премьере отреагировали на комедию с недоумением, которое к концу спектакля перешло в ярость. Комедия задела даже самых неискушенных зрителей. Николай I тоже отлично понял суть премьеры. Передовая общественность, люди демократических взглядов, наоборот встретили спектакль с восторгом.
Н.В. Гоголь в течение нескольких лет продолжал дорабатывать пьесу, и окончательный вариант был готов в 1842 году. В окончательном тексте варианта 1842 года появляются знаменитое выражение: «Над чем смеётесь? Над собой смеётесь!», эпиграф («Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»), и изменяется немая сцена.
2. Какую оценку пьесе дал В. Г. Белинский? Какую «развязку» впоследствии придумал Н. В. Гоголь к «Ревизору»?
В.Г. Белинский дал оценку «Ревизору» как «истинно художественному произведению». Главной заслугой автора он считал то, что тот произвёл поворот всей национальной драматургии к социальной тематике, к изображению действительных процессов в русском обществе.
Н.В. Гоголь в 1846 году написал «Развязку «Ревизора»». В ней он уточнял, что под провинциальным городом подразумевается «душевный город» человека, чиновники— это «бесчинствующие страсти», а Хлестаков— «ветреная светская совесть». Именно так он понимал аллегорическое толкование пьесы.
3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?
Это не нужно принимать в буквальном смысле. Возмутились только дворяне и чиновники, потому что увидели в героях самих себя, а император сказал, что от пьески ему досталось больше других. Пьеса обличала глупость, взяточничество, казнокрадство, пресмыкательства, а чиновники почти все воровали, получали взятки и были лицемерами.
Н.В. Гоголь очень переживал, наблюдая злобную реакцию тех, кого, по его первоначальному мнению, здоровый смех мог ужаснуть, как-то пробудить, исправить.
Он начинает понимать, что в людях недостойных истина не вызывает стремление жить в соответствии с ней, а, наоборот, желание эту истину, унизить, очернить.
1. Какова тема комедии «Ревизор»? Каков сюжет?
Центральная тема комедии «Ревизор» – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия, изображение жизни провинциального города. Сам Н.В. Гоголь так определяет тему пьесы: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Сюжет «Ревизора» новый, он исключительно во всем совпал с творческими устремлениями и желаниями автора. В нем «удивительная смелость завязки» и не менее удивителен финал пьесы. Действия сюжета последовательны и вытекают из характеров самих персонажей.
2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?
Первым сообщает о ревизоре городничий, он зачитывает письмо «с пренеприятнейшим известием», а Добчинский с Бобчинским наперебой сообщают обществу о приезде чиновника, когда видят Хлестакова в трактире и замечают, что тот с повышенным вниманием следит за их обедом.
Все поверили этому сообщению, потому что, во-первых, ожидали приезда ревизора, который мог вести проверку и инкогнито; во-вторых, потому что несколько странный для провинции внешний вид Хлестакова как раз подходил для петербуржского чиновника; в-третьих, для городничего это была первая ревизорская проверка, и он очень переживал;
в-четвертых, чиновники узнают, что за постой молодой человек тоже не платит; в-пятых, появление Хлестакова было внезапным.
Хлестаков, конечно же, не является значительным лицом, он мелкий чиновник и ничтожный человек.
В беседах с чиновниками Хлестаков много обманывает, изворачивается, подстраивается и легко находит общий язык с каждым из них, использует их испуг и растерянность, берет деньги в долг, С купцами он ведет себя как начальник, получая от них подарки. С женой и дочкой городничего он заигрывает и кокетничает, волочится за ними поочередно – от матери к дочери и наоборот.
3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?
Завязка комедии является сцена прочтения письма о скором приезде ревизора, слова городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». С развязкой не так просто. В традициях театра во времена написания комедии был такой тип развязки, когда все внутренние конфликты произведения разрешены, добро торжествует, порок наказан. Развязкой является немая сцена, которая возникает после сообщения о приезде настоящего ревизора.
Хлестаков не собирался никого обманывать и не строил никаких планов в отношении чиновников и других обывателей города N. Он не интриган, а просто ведет себя так в соответствии со складывающейся ситуацией. Молодой человек лишь любезно принимает предназначенные ему почести и подношения. Гоголь о нем писал: «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит».
4. Почему помещики Бобчинский, Добчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?
Городничий, помещики Бобчинский и Добчинский обманываются, потому что все они сразу пугаются своих махинаций, должностных преступлений, мошенничества, начинают думать, в чём их могут уличить. Кроме того личность ревизора сомнений у них не вызывает, так как они знают, как в столице получают звания и чины, и настоящий ревизор вполне мог быть таким как Хлестаков. Поэтому привыкнув обманывать других, городничий с помещиками оказываются одураченными сами. Чистосердечие и простота Хлестакова обманули городничего.
Чиновники верят Хлестакову в сцене вранья, потому что он показал себя как человек общительный и остроумный, а чиновники были тугодумами, они довольно медленно соображали и при этом изъяснялись достаточно косноязычно. Хлестаков своей лёгкой безудержной болтовнёй просто не давал им опомниться и дать здравую оценку его словам. Для них любой человек, который говорит много и самоуверенно, ассоциировался с большим начальником.
Ремарки в комедии предназначены для актёров, чтобы они лучше поняли свою роль. Также ремарки помогают увидеть отношение автора к героям комедии.
5. Что означало известие о прибытии нового ревизора, и кто этот новый ревизор — чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на вопрос.
Я думаю, что, судя по тому, какое потрясение произвело на персонажей сообщение о приезде настоящего ревизора, этот проверяющий разоблачит все должностные преступления городничего и его окружения, положит конец всем махинациям и мошеннической деятельности чиновников. Новый ревизор – не просто чиновник, а совесть каждого персонажа.
Именно его чиновники города N так напряжённо ждали в начале комедии.
6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам?
Экспозиция в произведении: сцена получения и чтения письма о скором приезде ревизора, слова: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Завязка: сообщение помещиков о появлении в трактире Хлестакова. Кульминация — чтение письма Хлестакова, разоблачающего его. Развязка – немая сцена.
7. Известно, что Николай I после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Из фразы Н. В. Гоголя «Все против меня!» вовсе не следует, что пьесой возмутились все сословия.
Возмущение пьеса вызвала у дворян и у чиновников, которые увидели в ней самих себя, во всей красе, потому что она была направлена против глупости, взяточничества, казнокрадства и пресмыкательства, а почти все чиновники в то время занимались воровством, брали взятки и лицемерили.
А царь Николай Первый сказал, что от пьесы ему досталось больше всех, потому что он увидел все пороки, существующие в обществе властьимущих и, понял, что во всех их злоупотреблениях служебными полномочиями виноват он сам и правительственный аппарат, позволяющий чиновникам за безнаказанностью и вседозволенностью так нахально и самоуверенно себя вести.
Воспользовавшись словарем литературоведческих терминов или литературным энциклопедическим словарем, дайте определения терминам: ремарка, монолог, диалог. Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии.
Ремарка — авторское пояснение, сопровождающее драматический диалог. Пример:
ДействиеI , явление I, городничий:
«...Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя».
Монолог— развёрнутое высказывание действующего лица, обращённое к партнёру, самому себе или зрителю; часто является способом самохарактеристики героя.
Пример: Действие II, явление I, монолог Осипа.
Диалог — разговор двух или нескольких лиц, вводимый в повествовательное произведение, а также форма литературного текста, преимущественно драмы.
Пример: Действие II, Явление 11, диалог Хлестакова и Осипа.
1.Какова сценическая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Как была принята она общественностью и критикой?
Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» была написана за два месяца.
Первое представление комедии прошло в Петербурге на сцене Александринского театра 19 апреля 1836 года; на нём присутствовал сам царь Николай Первый с наследником. В Москве 25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен на сцене Малого театра. Автор несколько лет дорабатывал пьесу, и окончательный вариант был готов в 1842 году.
Общественностью и критикой комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» была принята по-разному. Правящие сословия возмущались, называя её в печати глупым фарсом, который недостоин искусства и ничего общего не имеет с действительностью. Широкая общественность и демократические критики В.В. Стасов, В.Г. Белинский, напротив, встретили пьесу восторженно.
2. В чем новизна комедии? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил В. И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя»?
Новизна комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" заключается в том, что в ней нет ни одного положительного персонажа, нет традиционного противопоставления положительных и отрицательных героев. Новизна комедии также в том, что ее завязка и развязка представляют собой эксперимент в области литературы. Автор обличает и высмеивает пороки и недостатки всех героев, таким образом, единственным положительным образом комедии является честный сатирический смех, чего не было в отечественной литературе до появления творчества Н.Гоголя.
Автор говорит о замысле всего произведения: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
В.И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя» относил новизну и оригинальность комедии, «мощный всплеск реализма» на сцене, а также её замечательные художественные достоинства.
3. В чем загадка характера Хлестакова? Манн считает, что «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.
Николай Васильевич Гоголь ярко, живо, реалистично изображает образы своих персонажей, дает им глубокую характеристику, он пишет, что самым сложным и «трудным» в комедии является образ того, кого приняли за ревизора. «Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание, но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо». Загадка Хлестакова, конечно же в том, что он не тот, за кого его принимают, на самом деле это – мелкий, легкомысленный человек, ни к чему в жизни не стремящийся, пустой и бездушный.
Он живет одним днем и полностью отдается «приятности» нового положения. И его главное качество – стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полной мере. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Художественный образ Хлестакова точно попал в цель, которую ставил перед собой писатель, поэтому его можно считать настоящим открытием Н.В. Гоголя, которое смог оценить его читатель, причём не только в 19 столетии. И поэтому можно считать, что Ю. Манн совершенно верно рассуждает о том, что «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя». Мы видим перед собой как будто реального "ревизора" того времени - самодовольного, слабохарактерного, непорядочного человека. Его душа потёмки для окружающих, но он с готовностью рад им подыграть, абсолютно не задумываясь о возможных последствиях.
Как оказалось, Хлестаков падкий на похвалу и лесть человек, ему даже не хочется заморачиваться мыслями о том, почему так происходит. И он доволен собой. Ему нравится то, что его обихаживают, расхваливают, заискивают перед ним. Н.В. Гоголь удивительно точно и тонко преподнёс читателю этого безнравственного, беспринципного, отвратительного человека. Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего положения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, — он так и не понял.
Несомненно, Хлестаков, конечно, негодяй, но окружают его тоже люди порочные и непорядочные. Они не лучше Хлестакова и, может быть, даже хуже. Как говорится, все они "одним миром мазаны", что и хотел наглядно показать Гоголь. И это автору отлично удалось.
4. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?
Образ города в комедии довольно мрачный, неприглядный. В нем нет нигде порядка. Ни в больницах, где царит беспорядок, грязь, плохо кормят и не умеют лечить, ни в здании суда, где сторожа растят гусей и попутно сушат белье, а заседатель всегда нетрезв, и разит от него, как будто он только вышел из винокурного завода. Нет порядка и в учебных заведениях, не говоря уже об улицах, где под каждым забором до сорока телег мусора навалено. Этот нелестный образ города возникает на основе реплик персонажей, авторского описания в тексте не приводится.
Городская пирамида выстраивается следующим образом: верх пирамиды – городничий Сквозник-Дмухановский, под ним находится судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин, городские помещики Бобчинский и Добчинский, полицейские и прочие. У купцов нет никаких прав, но они имеют средства, чтобы откупиться от чиновников. Те, у кого нет средств, являются людьми совершенно бесправными.
У женской половины города тоже есть своя пирамида. Места в ней зависят от высоты статуса мужей или отцов. Анна Андреевна, жена городничего, завидует молодости своей дочери Марьи Антоновны, всячески опекает и одёргивает её, показывая, кто хозяйка. Для Марьи Антоновны основные соперницы — дочери Земляники. Есть также и бесправные женщины, такие персонажи, как слесарша Пошлёпкина и унтер-офицерская вдова.
Члены этой пирамид не довольны своим положением и стараются при удобном случае акцентировать внимание на недостатках конкурентов, всячески подсиживают их. Выводят на чистую воду друг друга Бобчинский и Добчинский, городничего же за глаза они называют свиньёй и подлецом, Земляника на всех доносит Хлестакову. Жена же городничего настолько уже витает в высоких сферах, что, не стесняясь, презрительно отзывается обо всех них, как о «ком попало».
Все завистливы, лживы, изворотливы. говорят правду друг о друге только за глаза.
5. Какова ситуация «Ревизора»? Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь «ситуацией ревизора» замкнул всех единым, общим чувством страхом?
Ситуация ожидания ревизора для бюрократов и проворовавшихся чиновников предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно.
Страх в системе самодержавно-бюрократического управления города, описанного в "Ревизоре", играет очень большую роль. Ведь у них царила анархия, и процветало взяточничество, а к ним дошла информация про проверяющего, который не берет взяток и скрывается под обликом обычного гражданина. Таким образом, всю городскую управу объединяло чувство общего страха – потерять должность, а может даже и сесть за решетку.
Из-за страха все чиновники становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью, сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем. После разоблачения Хлестакова чиновники боятся еще больше, помещики тоже боятся приезда начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом, делают множество спонтанных и бессмысленных поступков, лишь в конце осознавая, что всё это было напрасно, от этого их страх переходит в ужас, парализует все их слова и движения, возникает заключительная – немая сцена.
6. Сравним высказывания литературоведов: Г. Гуковский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него
ждут; В. Ермилов — что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему?
Я считаю, что высказывания литературоведов Гуковского и Ермилова не противоречат, а дополняют друг друга. Хлестаков играл роль ревизора не специально и вследствие этого совершал постоянно такие промахи, которые могли бы его разоблачить, но перепуганные чиновники, каждому его «ляпу» находили доступное их пониманию объяснение.
7. Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему? «Миражность» возвышения Хлестакова в том, что он играет роль, к которой меньше всего способен, меньше всего достоин и которой, в известном смысле, меньше всего добивался... С раскрытия обмана Хлестакова мы все более чувствуем, что комедия переходит... в трагедию...» читаем мы в книге Ю. Манна «Поэтика Гоголя». Как вы воспринимаете пьесу Гоголя — в большей степени комической, смешной или трагической, сатирической, грустной? Против чего направлена пьеса Гоголя «Ревизор»? Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?
Н.В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля, потому что смех –это лишь поверхностное восприятие пьесы, а не глубокое понимание ее содержания и целей автора. Он хотел, чтобы люди серьезно задумались над пороками и преступной халатностью чиновничьего аппарата и общества в целом.
Пьесу можно воспринимать по-разному, в зависимости от уровней и целей её прочтения. Но я склоняюсь больше ко второму, более глубокому восприятию – к трагическому, сатирическому, грустному. Потому что страшно себе представить, что такие люди, как персонажи комедии Гоголя, могут занимать высокие посты и руководить жизнью общества, распоряжаться судьбами людей и страны. Также горько осознавать и то, что такими людей может сделать и неограниченная власть, вседозволенность и безнаказанность, которые они получают, занимая высокий статус.
Пьеса направлена против тяжелых пороков тогдашнего общества и недобросовестных людей, занимающих ответственные посты на местах.
«Хлестаковщина»— негативное явление в обществе и в литературе, возникшее после появления пьесы «Ревизор». Это стремление некоторых бездарных, мелких, ничтожных людей с помощью легковесной, лживой болтовни и игры выдать себя за тех, кем они, на самом деле, не являются.
8. Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных с историей Украины или России.
Во многих произведениях Н.В. Гоголя прослеживаются исторические мотивы. Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — описание полёта Вакулы в Петербург к Екатерине II, но в целом назвать это произведение историческим было бы неправильным.
Исторической теме полностью посвящена повесть «Тарас Бульба», которая входит в сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами...». — «Миргород» (1835).
Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты, хотя в книге он описывал не конкретные исторические события и сражения, в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. Автор стремился передать живо и реалистично дух того мятежного времени, так как его передавали в народных песнях, странствующие по Украине бандуристы.
В повести «Тарас Бульба» Гоголь показал жизнь, быт, обычаи казаков Запорожской Сечи, автор подробно и детально описывает казачьи жилища, курени, мы узнаем, как живет семья казачьего полковника Тараса Бульбы и другие его товарищи по Сечи. Также Гоголь интересно описывает саму Сечь, чем занимаются там казаки, как они готовятся к походам и защищают родную землю, сражаясь с польской шляхтой. Центральной темой повести является тема патриотизма, любви к родине, к своему краю. Кроме образа главного героя Тараса, писатель представляет читателям самобытные, колоритные образы молодых казаков, сыновей Тараса Бульбы – Остапа и Андрия. Кроме патриотической темы в произведении автор поднимает такие темы, как товарищество, любовь, предательство, героизм, казачья честь.
Книга заканчивается трагически, все три центральных героя умирают разной смертью, Тарас и Остап страшной и мучительной, Андрий, совершив предательство, погибает от рук Тараса.
Критик В.Г. Белинский назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине», что, безусловно, так.
9. Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был «смех». Как вы это понимаете? О каком смехе развлекательном или грозном — он размышлял? Что осмеивает это «честное, благородное лицо»? Первоосновой комического является закон несоответствия. Имеется в виду то воздействие, которое оказывает несоответствие мнимого истинному, тому, что делается. Подумайте, как закон несоответствия реализован в комедии Н. В. Гоголя.
Слова Н. В. Гоголя можно понимать так, что смех в комелии «Ревизор» настолько благороден, искренен и непосредственен, что становится важным самостоятельным персонажем пьесы, имеющим своей целью честно высмеять, обличить все пороки и недостатки чиновников. Конечно, автор писал о грозном, предупреждающем смехе, своей пьесой он не стремился развлекать зрителей. Смех как «честное, благородное лицо» осмеивает условия, которые люди ставят сами себе.
Закон несоответствия лучше всего реализуется в образе Хлестакова. Его принимают за очень важное лицо, перед которым все трепещут и пресмыкаются, а на самом деле он совершенно ничтожный и вздорный человечишка. Также можно проследить закон несоответствия и между тем, какими должны быть чиновники, как государственные служащие, и тем, какими они были на самом деле в городе N.
10. Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства.
У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я мог только тогда, когда мне представлялись самые мельчайшие подробности его внешности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье». Можете ли подтвердить слова писателя, опираясь на текст его произведений («Заколдованное место», «Тарас Бульба», «Ревизор»)?
В цитате из «Авторской исповеди» говорится о том, что Н.В. Гоголь для написания какого-либо персонажа должен был иметь его прототип и хорошо представлять себе его внешность, какой она была на самом деле. Зная внешнее, он угадывал внутреннее — характер человека, его душевные качества. Думаю, что это, действительно, так.
Судя по тому, какими реалистичными и яркими изображены чиновники в комедии «Ревизор», Тарас Бульба, его сыновья и казаки Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дед Максим в «Заколдованном месте» можно утверждать, что Николай Гоголь был очень наблюдательным человеком и видел в окружающих его людях прототипов будущих героев его произведений.
11. Черты художественного историзма Гоголя не оставались неизменными. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» историзм был тесно связан с фольклором, с народной фантастикой. В дальнейшем Гоголь все больше погружался «в сор и дрязг» современной жизни. Он прямо вписывал своих героев в быт, который изображал детально и подробно. Этими свойствами отличается и комедия «Ревизор». Однако в ней, как и в других произведениях писателя второй половины 1830-х годов, историзм связан с религиозными идеями. По мысли Гоголя, в русском обществе исчезла совесть. Души людей утратили ее. Наша совесть есть данный нам Богом ревизор души, не тот ложный, которым предстает Хлестаков, а настоящий, который как символ появляется в финале комедии. Он невидим, но непременно присущ всем. И когда он обнаруживается, то наступает душевный крах для бесчестных, пошлых и бездушных людей. Смех над ними соединяется с горечью, с убийственной иронией. В таком состоянии оказывается городничий. Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии «Ревизор».
Из приведённых размышлений можно выделить три основных утверждения, относящихся непосредственно к «Ревизору»: вписывание героев в детальный быт и прописывание этого быта, религиозный характер гоголевского историзма и ревизор как человеческая совесть, а также то, что городничий оказывается в состоянии горечи и убийственной иронии.
Детальных описаний города, жизни горожан, деятельности чиновников в комедии довольно много. Все центральные персонажи пьесы, несмотря на занимаемые ими высокие должности, одинаково порочны – пользуясь неограниченной властью и положением, а также безнаказанностью, они давно забыли, что значит жить по правде и по совести.
Примеров, подтверждающих порочность чиновников в тексте великое множество. Вот только некоторые из них.
Судья: не только берет взятки, но и искренне не понимает, почему он должен этого стыдиться, ведь он берет взятки "всего лишь" борзыми щенками. Городничий приказывает почтмейстеру Шпекину распечатывать чужие письма и читать их, как он говорит, "для нашей пользы».
Уездный лекарь Гибнер не умеет лечить людей и не разумеет по-русски, поэтому пациенты у него «мрут, как мухи».
«Человек простой: если умрет, так и умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет» и другие примеры.
В отношении нравственной символики образа ревизора, как ложного, так и настоящего, в тексте никаких указаний на такое прочтение нет. Сам автор только спустя несколько лет заявил об этом.
Третье утверждение очень ярко проявляется в монологе Городничего в пятом действии, в явлении седьмом: «Обручился! Кукиш с маслом— вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрит, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит себе самому кулаком.) Эх, ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю; мало того, что пойдёшь в посмешище... найдётся щелкопёр, бумагомарака, в комедию тебя вставит, вот что обидно, чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеётесь? над собой смеётесь!..»
Рассмотрите иллюстрации разных художников к комедии «Ревизор». Кому из художников, на ваш взгляд, удалось передать атмосферу жизни чиновничества, их взаимоотношения, их портреты? Расскажите об одной из иллюстраций подробнее, сопровождая рассказ цитатами из текста.
В учебнике приведены иллюстрации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» следующих авторов: В. Самойлов. Сцена V действия первой постановки «Ревизора» в Александринском театре. П. Боклевский. Действие I, явление 1. Действие V явление 2. А. Константиновский. Хлестаков рассказывает. Хлестаков берёт деньги у Хпопова. Неизвестный художник. Из немой сцены.
На мой взгляд, передать атмосферу жизни чиновничества, их взаимоотношения, их портреты наиболее реалистично удалось художнику А.И. Константиновскому, он наиболее тонко и эффектно передал настроение и эмоции эпизода. На его иллюстрации «Хлестаков берет деньги у Хлопова» мы видим, как уверенно чувствует себя Хлестаков, вжившись в роль проверяющего, и как стелется, заискивает и робеет перед ним Хлопов, он даже изображен не в полный рост, а пригнувшимся. Этой иллюстрации соответствуют следующие слова Хлестакова: «Вот со мною престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?»
Какой смысл заключен в «немой сцене»? Почему она так важна? По-разному ее трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители. В. Белинский подчеркнул ее ограниченность, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, М. Храпченко видел в ней внешнюю развязку, а подлинной развязкой считал слова городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь». В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Сам Гоголь говорил,
что она выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». Ю. Манн считал, что немая сцена завершающий аккорд произведения, что в ней всеобщность переживаний героев, цельность человеческой жизни получает пластическое выражение, что Гоголь дал немую сцену как намек на торжество справедливости, а в результате ощущение тревоги, страха от этой сцены многократно возрастает. Как бы вы рассмотрели эту сцену? Подготовьте устное или письменное рассуждение на эту тему. Проанализируйте подробно одну из сцен пьесы, характер одного из персонажей, немую сцену, начало пьесы и т. д. — на выбор.
Это ключевая сцена, а весь ее смысл в том, что во время немой сцены зритель может полно и без прикрас увидеть каждого героя, понаблюдать, какое впечатление произвело на них сообщение о приезде настоящего ревизора, в какой ужас их ввергла эта новость, как они по-разному реагируют на нее. Кто-то открыл рот, кто-то присел к земле, осознавая за собой немало грехов. Кто-то выглядит нелепо, потому что не знает, как себя вести. Гоголь хотел показать сильный испуг, шок, тревогу, растерянность чиновников.
Рекомендуем также ознакомиться: