Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Блок - Мир на Куликовом поле. Ответы на вопросы, 8 класс. Коровина, 2 часть.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Блок - Вопросы и задания

1. Какие стихотворения А. Блока вам знакомы? О чём они?
Запомнилось стихотворение А. Блока «Летний вечер». В нём лирический герой наслаждается тихим, озарённым закатом вечером. Природа дарит ему гармонию и покой.

2. Когда впервые у Блока появился интерес к истории? Какой представлялась ему Россия? Прочитайте главы из книги Д. Лихачёва о Куликовской битве, затем цикл стихотворений «На поле Куликовом». Подумайте, почему Русь сравнивается с женой, какие картины рисует поэт и какие мысли его волнуют.

Интерес к истории у Блока возник ещё в детстве, когда он гостил в семье деда.

Блок противопоставлял две России: одна была официальной, самодержавной, бюрократической, а другая народной. Россия была для поэта в первую очередь родиной, которую он воспринимал как «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».В цикле Русь изображается как жена, близкий и дорогой человек

Мир на Куликовом поле - Вопросы и задания

1. Какую роль отводит исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачёв русской литературе в осознании необходимости единства Русской земли?
Д. С. Лихачёв называет русскую литературу сознательным выражением русского единства, что особенно важно в период потрясений и лишений. Произведения древнерусской литературы напоминали о том, что были времена единства и величия Русской земли, и содержали призыв к объединению.

2. Сопоставьте впечатления от чтения стихотворного цикла А. Блока «На поле Куликовом» и рассказа Д. С. Лихачёва.
Труд Лихачёва содержит точные цитаты из произведений древнерусской литературы, которые подкрепляют приведённые факты об описанных событиях. Это бесстрастный, объективный текст, повествующий о Куликовской битве и её отражении в литературе.

Цикл стихов А. Блока - это произведение художественной литературы, в котором на первый план выходят чувства автора. Язык стихов образный, яркий.

На поле Куликовом - Поразмышляем над прочитанным

1. Литературовед А. С. Елеонская в статье «Куликовская битва и русская литература» пишет: «Горячей любовью к родине пронизан цикл стихотворений «На поле Куликовом». где история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении.              Судьба России — вечный бой:
        И вечный бой! Покой нам только снится
        Сквозь кровь и пыль...
        Летит, летит степная кобылица
        И мнет ковыль...
Образная система цикла «На поле Куликовом» несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки; именование Руси женой (по-древнерусски жена — и супруга, и просто женщина); формула «сам-друг»; противопоставление света и тьмы; включение в действие высших сил — в данном случае Богородицы, образ которой сливается с образом Прекрасной дамы».
Найдите в тексте цикла «На поле Куликовом» следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Прочитайте эти фрагменты.
Подумайте, какое значение они имеют для воспроизведения картин далекого исторического прошлого.

Фольклорные мотивы и элементы древнерусской поэтики помогают автору приблизиться к описываемой эпохе, передают её колорит. Благодаря им стихотворения Блока приобретают сходство с народными песнями, былинами, сказаниями.

Образ реки:
     «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво».
     «...A Непрядва убралась туманом,
     Что княжна фатой».

Русь - жена:
     «О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!»
    «Помяни ж за раннею обедней
    Мила друга, милая жена!»

Формула «сам-друг»:
    «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали».

Противопоставление света и тьмы, антитеза:
    «На пути — горючий белый камень.
    За рекой — поганая орда».

Изображение высших сил:
     «В тёмном поле были мы с Тобою...»
     «Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей».
    «И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня Ты сошла в одежде, свет струящей».

2. О чем повествует Блок в цикле «На поле Куликовом»? Как передается поэтом историческое событие битва на поле Куликовом?
Почему Блок сравнивает Русь с женой? Как вы понимаете строки: О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь! И вечный бой! Покой нам только снится...?

Блок в цикле «На поле Куликовом» передаёт мысли и переживания воина, который отправляется на битву. Лирический герой осознаёт важность этого события для всей Руси, верит в победу светлых сил. Битва на Куликовом поле изображается как обобщенный образ борьбы России с врагом, посягающим на её свободу.

Блок восклицает: «О Русь моя! Жена моя!». Родина для поэта подобна жене, которую он беззаветно любит, которой всегда будет верен, с которой будет вместе и в горе, и в радости. Жизнь Блока неразрывно связана с Русью, он готов к борьбе за её светлое будущее.

3. Какое настроение преобладает в произведении? Каким образом оно достигается? С какими произведениями сближается текст поэмы в словах: На пути — горючий белый камень...?
Стихи очень тревожные, они полны беспокойства за судьбу Руси. Максимальное напряжение в первом стихотворении, в котором много восклицательных предложений, рваный ритм, короткие предложения.
Строка «На пути - горючий белый камень» сближает произведение Блока с устным народным творчеством, в частности, сказками и былинами. В них герой часто должен сделать выбор жизненного пути, стоя на перепутье у камня.

4. Как можно объяснить строки?
Я — не первый воин, не последний.
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Лирический герой понимает, что родине во все времена угрожали и будут угрожать враги, и себя он видит в этой бесконечной череде её защитников, чувствует единство с ними. Отправляясь на бой, он знает, что может не вернуться, поэтому просит помянуть его.

5. Какие художественные средства (тропы) используются поэтом в словосочетаниях: река раскинулась, течет, грустит лениво, скудная глина желтого обрыва, грустят стога, идут испуганные тучи, горючий белый камень, долго будет родина больна, вековая тоска, ущербная луна?

Река раскинулась, течёт, грустит лениво - олицетворение,
скудная глина жёлтого обрыва - эпитет,
грустят стога - олицетворение,
идут испуганные тучи - олицетворение в сочетании с эпитетом,
горячий белый камень - постоянный эпитет (из фольклора),
долго будет родина больна - олицетворение,
вековая тоска - эпитет,
ущербная луна - эпитет.

6. Как вы понимаете концовку в стихотворении «Россия»?
В стихотворении автор изображает Россию в образе русской женщины, крестьянки в народном костюме. В последних строках появляется мотив пути, причём автор предрекает России лёгкую дорогу. Таким образом, весь цикл получает оптимистичный финал.

7. Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом» (жанром, темой, единым замыслом, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия)?
Произведения Блока объединены в цикл, потому что у них много общего. У них один жанр - лирическое стихотворение, тема - размышления о судьбе родины в сложный момент, все они проникнуты патриотическим замыслом. В них изображена одна историческая эпоха - время борьбы с игом в 1380 г., все стихи наполнены тревогой за исход борьбы и верой в могущество и несокрушимость Руси, действие происходит на Куликовом поле.

Развивайте дар слова (стр. 87)

Подготовьте чтение цикла или отрывка из него, подчеркнув пафос произведения. Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово в строках: "Опять с вековою тоскою...", "Опять на поле Куликовом..", даже в стихотворении "Россия" — «Опять, как в годы золотые...". Что подчеркивается поэтом?
В цикле неоднократно использовано слово «опять». Автор хочет сказать, что невзгоды всегда преследовали Россию, но она всегда могла им противостоять. Цикл получает обобщённый смысл, взгляд поэта устремлён не только в прошлое, в 1380 год, но и в современность, и в будущее. Цикл, созданный в 1908 году, получил очень актуальное звучание для современников Блока.

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021