Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Зощенко - Беда (Ответы на вопросы, 7 класс. Коровина, 2 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Проверьте себя

Что вы узнали из статьи Ю. Томашевского о М. Зощенко. Ис­пользуя справочную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о писателе.

Жизнь Михаила Михайловича Зощенко, несмотря на невероятную популярность в 20-30-е годы XX века, была очень сложной. Читатели смеялись до слез над его рассказами, а сердце автора плакало от тоски.

Зощенко вырос в многодетной семье, отец был художником, рано умер, мать – домохозяйкой. Михаил Михайлович после окончания гимназии поступил в университет, так как мечтал об образовании и писательском поприще, но денег не было, и после первого курса его отчислили.

Когда началась Первая мировая война, Зощенко добровольцем записался в армию и после окончания срочного военного училища оказался на фронте. Был ранен, получил тяжелейшее отравление газами, после которого его признали негодным к строевой службе. За время службы был награжден пятью орденами, имел звание капитана.

После революции 1917 года вновь ушел добровольцем, но уже в ряды Красной Армии. По болезни сердца комиссован. Кем только и где ни работал Зощенко, пока не стал профессиональным писателем: контролером поездов, инструктором по кролиководству и птицеводству, пограничником, милиционером, сапожником, конторщиком. Это были годы скитаний. В стране была разруха, голод, болезни.

К началу 20-х годов Зощенко имел огромный опыт общения с людьми, знал заботы и интересы простых людей. О них он и начал писать. Язык писателя был понятен всем, потому что основывался на народной речи и юморе, которого так не хватало тогда и который вселял в людей надежду на лучшее.

Зощенко смеялся в своих рассказах не над конкретным человеком, а над обстоятельствами, в которых герой находился, над его обывательскими чертами, с которыми он сам справится не мог, потому что в силу ограниченности не видит в них зла.

В 1941 году Михаил Михайлович вновь попытался уйти добровольцем на фронт, но его в действующую армию не взяли. Тогда он записался в пожарную часть и по ночам дежурил на крышах домов, спасая их от фугасов. В 1946 году его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а через три месяца после этого события началась травля писателя. Его исключили из союза писателей, он лишился работы и до самой смерти (1958 год) чувствовал себя изгоем и страдал. В это время он занимался переводами.

В полном объеме творчество Зощенко вернулось к читателю только после перестройки.

Проверьте себя

1. Чем объяснить то, что к Зощенко необычайно громкая слава при­шла почти сразу после выхода его рассказов? Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и пла­кать? Каких писателей мы вспоминаем, размышляя над этим вопро­сом?
К Зощенко пришла слава почти сразу после выхода его рассказов, потому что его произведения были понятны всем. Это были короткие повествования о жизненных ситуациях простых людей, которые не могли устроиться в новой жизни со старыми взглядами, которые не могли преодолеть в себе недостатки или не знали, как это делать. Герои Зощенко были знакомы всем, поэтому его рассказы были так популярны и востребованы читателем.

Ситуации и люди, описанные в рассказах, на первый взгляд кажутся смешными, но за этим смехом стоят слезы, потому что человеческие пороки и пороки общества мешают людям жить и развиваться духовно.

Творчество Зощенко продолжает традиции писателей, которые тоже выбирали смех оружием в борьбе со злом, это Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов.

2. Что за человек герой рассказа «Беда» и что за история приключи­лась с ним? Что вызывает у вас эта история: смех, раздражение, слёзы? Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?

Егор Иванович, герой рассказа «Беда», простой крестьянин. У него нет лошади, которую он мечтает купить. Для этого он два года копил деньги за счет отказа от курения и выпивки. И у него все получилось – нужная сумма была собрана. Егор Иванович отказался купить лошадь в соседней деревне, потому что хотел это сделать в городе, на базаре. Лошадь облюбовал, торговался долго, купил. А потом пропил с малознакомым земляком.

Мне, конечно, жалко героя рассказа. Это тот случай, когда говорят: и смех, и грех. Никто, кроме него самого, не виноват в произошедшем, хотя Егор Иванович обвиняет в своей беде торговлю вином.

3. Как вы думаете от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?
Обыватель – это человек с узким кругозором, ограниченный, живущий только личными интересами. Егор Иванович является именно таким. Он копил деньги на лошадь, отказывая себе даже в еде, вместо того, чтобы попытаться заработать больше. Накопив деньги, ему нужен был именно базар, чтобы поторговаться, чтобы почувствовать себя этаким хозяином жизни, а торговаться он не умел, и лошадь выбирал совсем не по-хозяйски. Когда торговался, то два года превратились у него в шесть лет, то есть и приврать может герой. Егору Ивановичу после покупки очень хотелось похвастаться. Он мечтал о лошади, но одновременно мечтал и о выпивке, он себе говорил, что вот купит и тогда можно будет выпить. Но и пить-то герой тоже не умеет, так как меры не знает. И вины за собой в случившемся не чувствует.

Все эти глупые поступки Егора Ивановича вызывают смех, но автор горюет о том, что на таких мужиков, как Егор Иванович, нет надежды – не хозяин он ни лошади, ни своему слову, ни стране.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов и подберите к ним синонимы: облю­бовал, до зарезу, земляк, невыносимо, очутился, скинул (шапку).
Облю­бовал – отдал предпочтение, присмотрел, выбрал.
До зарезу – очень нужно, необходимо, позарез.
Земляк – человек из той же местности, односельчанин, соотечественник, товарищ.
Невыносимо – трудно переносимо, нестерпимо, невозможно.
Очутился – оказался в неожиданном месте, угодил, попал.
Скинул (шапку) – снял резким движением, сдернул, сбросил.

Слушаем актерское чтение

[1]. У актёра были разные варианты чтения рассказа: читать его не­сколько отстранённо от героя, с лёгкой иронией или слиться с ге­роем, передавая его сомнения, радость, восторг, беду. Какой вари­ант выбрал актёр?
В чтении актера я услышал легкую иронию.

2. Как вы считаете, прав ли он в своём выборе? Подготовьте развёр­нутый устный ответ на этот вопрос.
Я думаю, что именно так, с иронией, и нужно читать этот рассказ. Все, что ни делал Егор Иванович Глотов, не заслуживает серьезного отношения: и то, как и за счет чего копил деньги, и как покупал лошадь, и как пропивал ее. Беда героя рассказа в нем самом, он не ценит даже свой труд, раз за два дня смог пропить то, на что копил два года, а самое главное – пропил свою мечту.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021