Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Тургенев - Бирюк (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 240, 249-250)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Совершенствуем свою речь 

Познакомьтесь с книгой «И. С. Тургенев в воспоминаниях современников». Подготовьте устный рассказ о жизни писателя, используя статью учебника и материалы биографических словарей «Русские писатели XIX века». 

         Иван Сергеевич вырос в селе Спасском. Там он познакомился с первым дворовым учителем, который и зажег в нем поэта. Он учился сначала в пансионе, а затем в университетах Москвы и Петербурга. Тургенев занимался переводами. Стал известным после написания “Записок охотника”. Но это произведение позже подверглось цензуре. 

         Иван Сергеевич был сослан в родное имение на два года. Потом Тургенев переехал за границу. Но даже несмотря на это он писал произведения только на русском языке. 

 

Размышляем о прочитанном  

  1. Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие  изобразительные приёмы использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.  

         Тургенев использует следующие изобразительные приемы: эпитеты (лиловая туча), олицетворение (ракиты шевелились и трепетали), градацию (предложение, начинающееся со слов «Сильный ветер внезапно загудел в вышине…»). 

         Гоголь использует гораздо больше изобразительных прие­мов: перифразы (девственная пустыня), сравнения (в них, как в лесу; обольстительный, как морские волны; как серебро), мета­форы (зелено-золотой океан, синие волны воздуха), диалектиз­мы (волошки, овражки), риторические восклицания (Черт вас возьми, степи, как вы хороши!), олицетворения (звезды гляде­ли) и т.д. 

         Сопоставляя описания природы Гоголя и Тургенева, я пришел к выводу, что Гоголь используют гораздо больше средств художественной выразительности. 

 2. Какая сцена в этом маленьком рассказе может считаться самой важной? Объясните свой выбор. Подготовьте её исполнение в лицах. 

         Я считаю, что это диалог между лесником и мужиком. Бирюк хоть и суровый по характеру, но имеет большое и доброе сердце. 

3. Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто — Фомой Кузьмичом, кто — Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал «бирюком»? Чем  вызван его суровый и нелюдимый характер? Почему рассказ назван «Бирюк»? 

         Местные жители его боялись. Мужик был виновен, так как решил воровать чужую древесину. Бирюк отпустил его, потому что пожалел. Он тоже был беден.  

         В рассказе Бирюком и Фомой называет героя рассказчик. По имени и отчеству к Бирюку обращается пойманный мужик, в эпизоде его поимки. Автор пишет в примечаниях, что бирюком в Орловской гу­бернии называют человека одинокого и угрюмого. Лесного сторожа так прозвали окрестные мужики за его нелюдимость и суровость. Но эти его качества появились не просто так: его бросила жена с двумя детьми, он живет в крайней нищете и единственный способ выжить — хорошо служить своему хозяину, а значит честно ловить и наказывать воров. 

         Рассказ получил такое название, чтобы читатель имел представление об образе главного героя. 

4. Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа «Бирюк»? 

         Я считаю, что автор относится к своим героям с жалостью. Он не винит никого. 

  

Совершенствуем свою речь 

1. Опишите (устно) избу лесника. Мы читаем слова охотника: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло». Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Так ли вы представляли себе героев? 

         Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. 

         Да, я испытал такое же ощущение.  

         Рассматривая иллюстрации, я пришел к такому выводу, что именно так я и представлял себе героев рассказа. 

2. Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову «сказал» у Тургенева (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т. д.) Подумайте, что достигается  этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному и сказавшему? 

         Такое количество синонимов указывает на то, что большая часть рассказа состоит из диалогов. Достигается эмоциональность и динамичность повествования. Авторская оценка и отношение также выражается через подобранный синоним.  

3. Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня жизни лесника — на выбор). 

  

Творческое задание 

Известны свидетельства современников писателя о том, что в решении Александра II освободить крестьян «Записки охотника» сыграли большую роль. 

Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были  выгравированы слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян. 

Покажите на примере рассказа «Бирюк» значение подобного произведения в решении отмены крепостного права в России. 

         Не только это произведение, но и весь цикл “Записки охотника” рассказывает о бедной и тяжелой жизни крестьян. В своих произведениях Тургенев без прикрас рассказывал о труде и быте крестьян. 

  

Фонохрестоматия 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

И. С. Тургенев. «Бирюк» 

1. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать особое, редкое явление природы — грозу в лесу? Какие чувства  гроза заставляет пережить рассказчика, читателя и слушателя? К каким событиям подготовляет читателя и слушателя такое начало рассказа? 

         Актер менял интонацию, делал логические ударения. Гроза заставляет тревожиться, переживать. Такое начало готовит к неблагоприятной ситуации. 

2. Какие чувства и мысли автора передаёт актёр при чтении описания избы лесника? 

         При чтении описания избы возникает чувство неизбежности, опустошенности. Автор показывает бедность простого народа и окунает читателя полностью в эту гнетущую атмосферу. 

3. Как меняются интонации актёра, когда он переходит к описанию внешности лесника? 

         Интонация становится грубее. 

4. Как вы думаете, почему музыка начинает звучать после восклицания рассказчика: «А, ты Бирюк?!» 

         Потому что дальше идет описание Бирюка и то, как о нем думают другие люди. 

5. Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника подчёркивает актёр, воспроизводя этот разговор?  

         Он говорит мало, прерывисто. Это говорит о его нелюдимом характере. Он не привык с кем-то общаться, а тем более с барином. 

6. Какие черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актёр, читая диалог лесника и крестьянина-вора? 

         Бирюк показан милосердным, снисходительным. 

7. Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина? 

         Сначала он не хотел его отпускать, а потом смиловался. Бирюк говорил о том, что много еще таких. Реагировал он спокойно, зевал. 

8. Какое объяснение неукоснительного исполнения лесником своего долга звучит убедительнее: «Воровать никому не след» или «Я тоже человек подневольный»? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Я считаю, что объяснение «Я тоже человек подневольный» звучит убедительнее, так как в многих произведениях Тургенева поднимается тема крепостничества, бедности и зависимости от барина и государства в целом. 

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021