Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Прочитайте статью К. Паустовского «Заметки о живописи», из которой взят отрывок для учебника. Какое отношение к природе К. Паустовский называет преступным? Как перекликается эта мысль писателя с рассказом Е. Носова «Кукла»? Подготовьте статью «В защиту родной природы» для школьной газеты.
Константин Георгиевич Паустовский называет преступным отношение к природе, когда человек вмешивается в нее неразумно или без надобности, а хуже всего, когда из корыстных побуждений. Но, даже пользуясь природными богатствами по необходимости, люди должны это делать с любовью и благодарностью, а не варварским способом. Автор считает, что сохранение русского пейзажа – дело государственное.
Размышления К.Г. Паустовского о пагубном влиянии человека на природу перекликаются с тем, о чем говорится в рассказе Е.И. Носова «Кукла»: обмеление и захламление рек как результат бездушной деятельности людей.
Каждую весну на майских праздниках мы с дедушкой и бабушкой ходили в лес. Дед брал лопату, бабушка и я – перчатки и мусорные мешки. И мы спешили на помощь природе. Километрах в пяти от нашего дома есть в лесу замечательное место, где протекает лесной ручей, где огромная поляна окружена вековыми соснами, высокими-превысокими, корабельными. Дед каждый раз радовался, что до этих красавиц еще не добралась пила человека, как до хвойника на соседней поляне, которая теперь изуродована колеями от тяжелой техники, захламлена обрубленными сучьями.
И вот мы приготовились к очередному походу, выдвинулись в путь, не прошло и часа, как были на месте… Шли убирать поляну, а пришли ее оплакивать. Дедушка стоял, как вкопанный, мне казалось, что он плачет, хотя слез я не видел. Бабушка охала и причитала: где теперь будем землянику собирать. Мы стояли и смотрели на то, что когда-то было живой красотой, а сейчас походило на картинку к сказке о царстве злого колдуна.
У меня и сейчас перед глазами это безобразное зрелище, мне стыдно за этих людей. Они своими пилами и машинами не поляну изуродовали, а душу нашего леса.
2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века – Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Некрасова и Бунина... и, конечно, художников-пейзажистов... Попробуйте определить, какое настроение несёт каждое из стихотворений.
Стихотворение В. Брюсова «Первый снег» – это гимн природному волшебству и преображению мира. У Ф. Сологуба в стихотворении «Забелелся туман над рекой…» мы чувствуем грусть, одиночество героя, надеющегося на встречу. Сергей Есенин («Топи да болота...») не перестает удивляться тому, как неброская красота природы родных мест ласкает взор и заставляет по-иному биться сердце русского человека. Этим же настроением пронизано и произведение Н. Заболоцкого («Я воспитан суровой природой…», где герой стихотворения готов раствориться в лугах и небе, настолько они просты, но непостижимы. Николай Рубцов («Тихая моя Родина») тоже говорит о любви к родной земле и кровной связи с ней: нет дороже для человека тех мест, где он вырос, откуда он ушел в большой мир.
1. Какие особенности ритмики, лексики, эмоциональной окрашенности стихотворения подчёркивает, усиливает, дополняет музыка французского композитора Клода Дебюсси?
Музыка Дебюсси подчеркивает восторг, который выражен множеством восклицательных знаков. Быстрый темп музыки соответствует ритму стихотворения, потому что взор и мысли героя стремительны. Легкость музыки дополняет такие слова, как “блестки, грезы, призраки, волшебством”.
2. Согласны ли вы с актрисой, создавшей атмосферу сказки, грёзы, нереального, волшебного, зыбкого, полупризрачного мира? Испытывали ли вы что-то подобное, видя заснеженную, преображённую снегопадом природу?
Исполнение актрисы, по-моему, полностью соответствует настроению стихотворения и замыслу автора. Каждый год мы наблюдаем первый снег, и каждый раз эта картина на самом деле приводит в восторг, потому что мы видим настоящее волшебство.
3. Напишите сочинение-миниатюру «Снег-волшебник».
Этот волшебник приходит к нам не на страницах сказок и не во снах – он появляется каждый год в одно и то же время, но каждый раз неожиданно. Его волшебной силы хватает для всех: людей, зверей и птиц. А уж для детей забав принесет – не счесть!
С ним можно играть и строить, он не позволит разбить в кровь коленки, на нем можно кувыркаться, кататься. Его даже можно есть! А сколько сокровищ в нем! Днем, на солнце, это самоцветы, ночью при луне – голубое серебро, и хрустит так приятно под ногами. А имя ему – снег.
1. Помогает ли вам музыка понять чувства и настроения лирического героя стихотворения? На что настраивает музыка Георгия Свиридова – на воспоминания или на мечты о будущем? Как вы думаете, могут ли совпадать воспоминания и мечты в одном настроении?
Музыка Георгия Свиридова помогает почувствовать грусть и одиночество героя стихотворения. Но эта мелодия не печальная, а задумчивая, настраивающая на лирические воспоминания и мечты, которые одновременно звучат в душе героя.
2. Чего больше – грусти или надежды – вам слышится в словах «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один»?
В этих слова больше надежды, и она сконцентрирована в словах: «воскрешу» и «помечтаю».
3. Каков финал стихотворения? Как бы вы его определили – грустный, радостный, печальный, оптимистичный, безысходный, светлый?
Финал стихотворения, несомненно, светлый, потому что в нем звучит надежда.
1. Ранние стихи Сергея Есенина обычно читают на высоком эмоциональном подъёме, подчёркивая свойственное молодости «половодье чувств». Народный артист России Сергей Сазонтьев читает стихотворение сдержанно, скупо проявляет чувства. Стало ли от этого воздействие произведения на слушателя слабее?
Мне думается, что сдержанность в прочтении стихотворения усиливает воздействие на слушателя, а не ослабевает.
2. Подготовьте письменный отзыв на чтение актёром стихотворения С. Есенина.
Мне понравилось чтение актера. Сергей Сазонтьев так же скуп на чувства в чтении, как скуп на восторженность и сам автор. Сергей Есенин описывает неброскую картину родной природы, в ней нет ничего примечательного, но она все равно дорога и мила, потому что она родная, русская. Для меня чтение актера совершенно органично с текстом. Если бы он читал восторженно, то сразу бы появилась какая-то неуместная наигранность, неестественность, а то, что я услышал, дало возможность не только представить картину, но и самому стать героем этого стихотворения.
1. Начиная читать стихотворение, актёр выделяет голосом эпитет «суровый». Как вы думаете, согласуется ли это с позицией автора? Почему автор использовал инверсию в первой строке стихотворения?
Актер выделяет слово «суровой», потому что автор именно для этого и использовал инверсию в этой строчке, чтобы акцент падал на это слово. Если читать «суровой природой», то получится, что героя стихотворения воспитывала природа, а эпитет «суровой» потеряет смысл, который в него вложил Н. Заболоцкий.
2. Почему и поэта, и актёра более всего волнует обычное, простое в окружающей природе?
Самое простое и обычное в природе по сути своей совсем не обычно и не просто. В природе все взаимосвязано, гармонично, она воплощает постоянное обновление и вечную жизнь, в ней волшебство и гармония, на которые обращает внимание не каждый человек. Но тому, кто это видит и чувствует, она дает силы и вдохновение, открывает тайны мироздания.
3. В каких строках стихотворения с наибольшей полнотой выражена мысль о единении человека и природы?
В последнем четверостишии идет речь о единении человека и природы:
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
1. Когда-то поэзию Николая Рубцова называли «тихой лирикой». В самом деле, она тиха, без эмоциональных всплесков, восторгов. Лирический герой благоговейно смотрит на проходящие перед взором картины родной земли. Так же негромко, как бы боясь спугнуть видение, читает стихи народный артист России Леонид Кулагин, чуть слышно звучит музыка Георгия Свиридова. Но в конце стихотворения, в финале, у актёра всё же прорываются страстные чувства любви к Родине, «самой жгучей связи» с нею. Согласны ли вы с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения? Почему?
Я согласен с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения. То, о чем говорит и что описывает в стихотворении Н. Рубцов, близкому каждому человеку. У всех Родина начинается там, где родился и где прошло детство, это и есть «смертная» связь, которая с годами не рвется, а только укрепляется, и будет до самой смерти.
1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися?
Для меня самыми яркими и запоминающимися стали образы: купола церкви, заросшего яркой травой; зеленый простор, туманная и всегда бегущая речка, деревянная школа с новым забором.
2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) помогают автору в этом?
Мне очень понравилось лирическое стихотворение С. Есенина «Топи да болота…», оно наполнено и радостью, и грустью. Радость наполняет героя от встречи с родным краем, грусть оттого что скоро будет расставание. Для создания настроения в произведении используются эпитеты: «темные ели», «суховатая липа», «забытый край», «ветряной посвист»; метафоры: «хвойной позолотой взвенивает лес», «синий плат», «лесные кудри»; и олицетворения: «ракиты слухают», «елям снится». В стихотворении много народных выражений: «тенькает», «плат», «гомон», «слухают».
Рекомендуем также ознакомиться: