Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Стихотворения о родной природе - 7 класс. Коровина, 2 часть.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Прочитайте статью К. Паустовского «Заметки о живописи», из кото­рой взят отрывок для учебника. Какое отношение к природе К. Па­устовский называет преступным? Как перекликается эта мысль писа­теля с рассказом Е. Носова «Кукла»? Подготовьте статью «В защи­ту родной природы» для школьной газеты.
Константин Георгиевич Паустовский называет преступным отношение к природе, когда человек вмешивается в нее неразумно или без надобности, а хуже всего, когда из корыстных побуждений. Но, даже пользуясь природными богатствами по необходимости, люди должны это делать с любовью и благодарностью, а не варварским способом. Автор считает, что сохранение русского пейзажа – дело государственное.
Размышления К.Г. Паустовского о пагубном влиянии человека на природу перекликаются с тем, о чем говорится в рассказе Е.И. Носова «Кукла»: обмеление и захламление рек как результат бездушной деятельности людей.

Статья для школьной газеты: В защиту родной природы.

Каждую весну на майских праздниках мы с дедушкой и бабушкой ходили в лес. Дед брал лопату, бабушка и я – перчатки и мусорные мешки. И мы спешили на помощь природе. Километрах в пяти от нашего дома есть в лесу замечательное место, где протекает лесной ручей, где огромная поляна окружена вековыми соснами, высокими-превысокими, корабельными. Дед каждый раз радовался, что до этих красавиц еще не добралась пила человека, как до хвойника на соседней поляне, которая теперь изуродована колеями от тяжелой техники, захламлена обрубленными сучьями.

И вот мы приготовились к очередному походу, выдвинулись в путь, не прошло и часа, как были на месте… Шли убирать поляну, а пришли ее оплакивать. Дедушка стоял, как вкопанный, мне казалось, что он плачет, хотя слез я не видел. Бабушка охала и причитала: где теперь будем землянику собирать. Мы стояли и смотрели на то, что когда-то было живой красотой, а сейчас походило на картинку к сказке о царстве злого колдуна.

У меня и сейчас перед глазами это безобразное зрелище, мне стыдно за этих людей. Они своими пилами и машинами не поляну изуродовали, а душу нашего леса.

2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века – Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Некрасова и Бунина... и, конечно, художников-пейзажистов... Попробуйте определить, какое настроение несёт каждое из сти­хотворений.
Стихотворение В. Брюсова «Первый снег» – это гимн природному волшебству и преображению мира. У Ф. Сологуба в стихотворении «Забелелся туман над рекой…» мы чувствуем грусть, одиночество героя, надеющегося на встречу. Сергей Есенин («Топи да болота...») не перестает удивляться тому, как неброская красота природы родных мест ласкает взор и заставляет по-иному биться сердце русского человека. Этим же настроением пронизано и произведение Н. Заболоцкого («Я воспитан суровой природой…», где герой стихотворения готов раствориться в лугах и небе, настолько они просты, но непостижимы. Николай Рубцов («Тихая моя Родина») тоже говорит о любви к родной земле и кровной связи с ней: нет дороже для человека тех мест, где он вырос, откуда он ушел в большой мир.

Брюсов «Первый снег»

1. Какие особенности ритмики, лексики, эмоциональной окрашенности стихотворения подчёркивает, усиливает, дополняет музыка француз­ского композитора Клода Дебюсси?
Музыка Дебюсси подчеркивает восторг, который выражен множеством восклицательных знаков. Быстрый темп музыки соответствует ритму стихотворения, потому что взор и мысли героя стремительны. Легкость музыки дополняет такие слова, как “блестки, грезы, призраки, волшебством”.

2. Согласны ли вы с актрисой, создавшей атмосферу сказки, грёзы, нереального, волшебного, зыбкого, полупризрачного мира? Испыты­вали ли вы что-то подобное, видя заснеженную, преображённую снегопадом природу?
Исполнение актрисы, по-моему, полностью соответствует настроению стихотворения и замыслу автора. Каждый год мы наблюдаем первый снег, и каждый раз эта картина на самом деле приводит в восторг, потому что мы видим настоящее волшебство.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Снег-волшебник».
Этот волшебник приходит к нам не на страницах сказок и не во снах – он появляется каждый год в одно и то же время, но каждый раз неожиданно. Его волшебной силы хватает для всех: людей, зверей и птиц. А уж для детей забав принесет – не счесть!
С ним можно играть и строить, он не позволит разбить в кровь коленки, на нем можно кувыркаться, кататься. Его даже можно есть! А сколько сокровищ в нем! Днем, на солнце, это самоцветы, ночью при луне – голубое серебро, и хрустит так приятно под ногами. А имя ему – снег.

Федор Сологуб «Забелелся туман над рекой…»

1. Помогает ли вам музыка понять чувства и настроения лирического героя стихотворения? На что настраивает музыка Георгия Свиридо­ва – на воспоминания или на мечты о будущем? Как вы думаете, могут ли совпадать воспоминания и мечты в одном настроении?
Музыка Георгия Свиридова помогает почувствовать грусть и одиночество героя стихотворения. Но эта мелодия не печальная, а задумчивая, настраивающая на лирические воспоминания и мечты, которые одновременно звучат в душе героя.

2. Чего больше – грусти или надежды – вам слышится в словах «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один»?
В этих слова больше надежды, и она сконцентрирована в словах: «воскрешу» и «помечтаю».

3. Каков финал стихотворения? Как бы вы его определили – грустный, радостный, печальный, оптимистичный, безысходный, светлый?
Финал стихотворения, несомненно, светлый, потому что в нем звучит надежда.

С. А. Есенин. «Топи да болота...»

1. Ранние стихи Сергея Есенина обычно читают на высоком эмоцио­нальном подъёме, подчёркивая свойственное молодости «половодье чувств». Народный артист России Сергей Сазонтьев читает стихотво­рение сдержанно, скупо проявляет чувства. Стало ли от этого воз­действие произведения на слушателя слабее?
Мне думается, что сдержанность в прочтении стихотворения усиливает воздействие на слушателя, а не ослабевает.

2. Подготовьте письменный отзыв на чтение актёром стихотворения С. Есенина.
Мне понравилось чтение актера. Сергей Сазонтьев так же скуп на чувства в чтении, как скуп на восторженность и сам автор. Сергей Есенин описывает неброскую картину родной природы, в ней нет ничего примечательного, но она все равно дорога и мила, потому что она родная, русская. Для меня чтение актера совершенно органично с текстом. Если бы он читал восторженно, то сразу бы появилась какая-то неуместная наигранность, неестественность, а то, что я услышал, дало возможность не только представить картину, но и самому стать героем этого стихотворения.

Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...»

1. Начиная читать стихотворение, актёр выделяет голосом эпитет «су­ровый». Как вы думаете, согласуется ли это с позицией автора? Почему автор использовал инверсию в первой строке стихотворения?
Актер выделяет слово «суровой», потому что автор именно для этого и использовал инверсию в этой строчке, чтобы акцент падал на это слово. Если читать «суровой природой», то получится, что героя стихотворения воспитывала природа, а эпитет «суровой» потеряет смысл, который в него вложил Н. Заболоцкий.

2. Почему и поэта, и актёра более всего волнует обычное, простое в окружающей природе?
Самое простое и обычное в природе по сути своей совсем не обычно и не просто. В природе все взаимосвязано, гармонично, она воплощает постоянное обновление и вечную жизнь, в ней волшебство и гармония, на которые обращает внимание не каждый человек. Но тому, кто это видит и чувствует, она дает силы и вдохновение, открывает тайны мироздания.

3. В каких строках стихотворения с наибольшей полнотой выражена мысль о единении человека и природы?

В последнем четверостишии идет речь о единении человека и природы:
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1. Когда-то поэзию Николая Рубцова называли «тихой лирикой». В самом деле, она тиха, без эмоциональных всплесков, восторгов. Лирический герой благоговейно смотрит на проходящие перед взо­ром картины родной земли. Так же негромко, как бы боясь спугнуть видение, читает стихи народный артист России Леонид Кулагин, чуть слышно звучит музыка Георгия Свиридова. Но в конце стихотворе­ния, в финале, у актёра всё же прорываются страстные чувства люб­ви к Родине, «самой жгучей связи» с нею. Согласны ли вы с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения? Почему?
Я согласен с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения. То, о чем говорит и что описывает в стихотворении Н. Рубцов, близкому каждому человеку. У всех Родина начинается там, где родился и где прошло детство, это и есть «смертная» связь, которая с годами не рвется, а только укрепляется, и будет до самой смерти.

Проверьте себя

1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, по­казались вам особенно запоминающимися?
Для меня самыми яркими и запоминающимися стали образы: купола церкви, заросшего яркой травой; зеленый простор, туманная и всегда бегущая речка, деревянная школа с новым забором.

2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотво­рение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) по­могают автору в этом?
Мне очень понравилось лирическое стихотворение С. Есенина «Топи да болота…», оно наполнено и радостью, и грустью. Радость наполняет героя от встречи с родным краем, грусть оттого что скоро будет расставание. Для создания настроения в произведении используются эпитеты: «темные ели», «суховатая липа», «забытый край», «ветряной посвист»; метафоры: «хвойной позолотой взвенивает лес», «синий плат», «лесные кудри»; и олицетворения: «ракиты слухают», «елям снится». В стихотворении много народных выражений: «тенькает», «плат», «гомон», «слухают».

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021