Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Пушкин (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 95-98, 100-101, 107-109)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Проверьте себя 

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина? 

         Я прочитал все отзывы, но больше всех меня впечатлил Гоголь. Именно его высказывание ближе мне и выражает мое отношение к поэту. Жизнь Пушкина показалась мне интересной тем, что его воспитанием в большей мере занималась няня. А также его лицейские годы. Это такая дружба, которую лицеисты смогли пронести сквозь года и различные испытания судьбы. 

 

Творческое задание 

Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы А. С. Пушкина? 

         Я обратил внимание на то, с какой теплотой написано это стихотворение. Как поэт хотел поделиться с читателем процессом появления своих произведений. Также я заметил, что многие строки начинаются с союза И, что говорит о том, что это стихотворение - единое связное повествование.  

         Своеобразие творческой работы А.С. Пушкина заключается в том, что его стихотворения - не результат воображения, они идут от души. Строки появляются, льются, как плоды мечты. Затем появляются рифмы, которые переносятся на бумагу. 

 

Литература и изобразительное искусство 

Рассмотрите репродукции портретов поэта, фотографии памятников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Портреты поэта», «Памятники Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» (на выбор). 

Сообщение-рассуждение на тему: “Каким я представляю себе Пушкина”. 

         Я рассмотрел несколько портретов А.С. Пушкина и сделал некоторые выводы, касательно не только внешности, но и личности поэта и писателя. 

         Александр Сергеевич предстает пред нами почти на всех полотнах в одном образе. У него кудрявые темные волосы, бакенбарды и задумчивый взгляд куда-то в сторону. Его образ мне симпатичен. Мне кажется, что Пушкин находится в некотором подвешенном состоянии или снова ловит рифмы у себя в голове.  

         Его портрет явно располагает. Также есть изображение Александра Сергеевича, где он нарисован в белой рубашке с расстегнутым воротником, а шея его укутана длинным темно-зеленым шарфом. Пушкин кажется мне романтичным, похожим на героя своих произведений. 

         Пусть он такой разный, но таким видели его современники, художники и ценители искусства. Пушкин своеобразный, загадочный, но такой любимый русский поэт. 

 

Обогащаем свою речь 

  1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение? 

         Меня поразила динамика развития событий, которая получилась благодаря использованию глаголов. Я не представлял себе это сражение так масштабно и грандиозно. Но А.С. Пушкину удалось погрузить меня в эту атмосферу. Я испытывал переживания вместе с лирическим героем. 

2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью? 

«Горит восток зарею новой» - начало нового дня без смертей и потерь, 

 «Дым багровый кругами всходит к небесам» - дым от стрельбы, наполненный кровью, 

 «В кустах рассыпались стрелки» - спрятались, 

 «Поле роковое» - место, на котором все решится, 

«Как пахарь, битва отдыхает» - с удовольствием, ценит время отдыха, 

«И за учителей своих заздравный кубок подымает» - за тех, кто дал знания, которые помогли победить. 

         При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя. 

         При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы: 

  • аллитерации («...браздами, саблями звуча, / Сшибаясь, рубятся с плеча»); 
  • метафоры («Горит восток зарею новой»); 
  • олицетворение («битва отдыхает»); 
  • сравнение («могущ и радостен, как бой»); 
  • многосоюзие и ряды однородных членов («И Шереметьев благородный, / И Брюс, и Боур, и Репнин»); 
  • эпитеты («верный конь»); 
  • антонимы («...лик его ужасен... он прекрасен»).  

         Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.   

3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении? 

         Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.  

         Упоминание реальных исторических лиц, например, Карл, Петр I, а также видов оружия и остальных деталей, дают читателю полное понимание того, о каком историческом сражении идет речь. 

4. Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение,  поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев. 

         Я считаю, что по этим описаниям понятна позиция автора. Пушкин говорит о Карле, как о герое, но при этом называет его недуги: болезненность, пассивность и т.д. 

         Но к Петру I совершенно другое отношение. Об этом герое я и хочу рассказать. Автор показал его отличным полководцем, энергичным. Об этом говорят его движения и действия.  В поэме он показан в самом бою и уже на праздновании победы. На пиру он щедр, угощает всех. 

         Автор явно выделяет Петра и выражает ему восхищение.  

 

Литература и изобразительное искусство 

  1. Рассмотрите репродукцию картины М. В. Ломоносова «Полтавская  баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, её автор провёл со своими учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»? 

         На меня картина произвела неизгладимое впечатление. Совпадений немало. Это и большое количество людей, дым, Петр I.  

2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту? 

         По моему мнению, это К.И. Рудаков, А.И. Лебедев, Вл. А. Серов. 

3. В поэме «Медный всадник» воспевается град Петров. Познакомьтесь с этим текстом. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. Понравился ли вам отрывок? Какие литературные приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России? 

         Мне отрывок понравился. Пушкин использует в нем эпитеты («бедный челн», «печальный пасынок», «ветхий невод», «громады стройные», «задумчивые ночи». «державное течение»). 

2. Как вы понимаете строки: 

«Сюда по новым им волнам 

Все флаги в гости будут к нам...»? 

         Эти строки посвящены открытию нового города, в который будут стремиться попасть многие. 

3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам? 

         Я считаю, что автор гордится правлением Петра, его целеустремленностью, достижениями. Мне эти чувства передались. 

 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

А. С. Пушкин. «Медный всадник» 

1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец. Найдите свидетельства о том, как читал свои произведения сам Пушкин (во второй части учебника, в разделе «Поработайте самостоятельно»). 

         После прослушивания произведения я пришел к выводу, что автор разбивает его на две части. Первая о том, как Петр укрепляет владения на берегах Балтийского моря. Вторая о любви Евгения к Параше. 

         Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. <...> Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно производило глубокое впечатление на слушателей. 

2. Как бы вы озаглавили эти части? 

         Первая - могущественный Петр I. 

         Вторая - история любви, который не суждено сбыться. 

3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части? 

         Первая часть прочитана с чувством гордости за такого великого правителя, а вторая с пониманием и состраданием к Евгению. 

4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет...» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха? 

         Потому что через сто лет все действительно изменится. 

5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга? 

         Выразительно, мощно, проникновенно. 

6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть. 

  

Литература и изобразительное искусство 

1. Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев? 

         Мне кажется, это Васнецов. Картина написана контрастно, живо, проникновенно. Когда на это полотно смотришь, сразу понимаешь, каким человеком и государем был Петр I. 

2. Какие памятники Петру I вам известны? Какой из них произвёл на вас сильное впечатление? Почему? 

         Самый известный и самый впечатляющий памятник создан Фальконе. На нем Петр I изображен покорителем, которому подвластно все. 

 

Paзмышляем о прочитанном 

1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего? 

         Кудесник рассказал про князя, что он хороший воин, смелый, он известен не только на Руси и что у него есть ангел-хранитель. Тексты баллады и летописи отличаются своим оформлением. Но это не главное отличие. Летопись - документ, содержащий в себе исторические факты. В балладе они тоже есть. Пушкин сделал образ князя художественным, а также выразил свое отношение к нему. 

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ. 

         Из прочитанного диалога я понял, что князь не поверил предсказаниям старца, хотя тот выразил к нему уважение. Олег рассердился на кудесника. Он полностью уверен не только в своей силе, но и власти. 

         Мудрец относится к князю уважительно, он не боится говорить свои предсказания. Мне, как и автору, предсказатель понравился больше. Он не струсил перед Олегом и сказал правду. 

З. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Я согласна с этим суждением. Так как слова волхва имеют такую мысль: важен не правитель, а слово. Именно этим словом мог владеть Пушкин.  Поэт считал, что его способность слагать стихотворения - это что-то божественное. Возможно, он и выразил свою жизненную позицию через речь кудесника. 

 

Творческое задание 

Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву А. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег" не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». 

Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина? 

Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. 

         “Песнь о вещем Олеге” мне понравилась потому, что она кардинально отличается от других баллад разных авторов. Мне она интересна тем, что Пушкин наделил героев чувствами. А благодаря использованию эпитетов, произведение приобрело возвышенный слог.  

         Прощание с конем для меня драматическая сцена:  

“... Князь тихо на череп коня наступил 

И молвил: «Спи, друг одинокой! 

Твой старый хозяин тебя пережил:….” 

         Так автор показал смерть коня, который был другом для князя. 

 

Обогащаем свою речь 

  1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление  не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр. 

         Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады. 

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)? 

         Вещий - тот, кто вещает. Я считаю, что больше этот эпитет подходит к кудеснику. Ведь именно он вещал князю о будущем.  

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова? 

         Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик. 

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова? 

         Эта замена выражает отношение к коню. Верный - значит, преданный, тот, кто в любой трудной ситуации не испугается и будет рядом. Так и получилось. Слово верный добавила теплоты в отношение к коню от строго князя. 

 

Литература и другие виды искусства 

1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие виды изобразительного искусства предпочтительнее для иллюстрации каждого из текстов (графика, скульптура, живопись)? 

         Конечно же, летопись лучше пересказать, а балладу прочитать по ролям. Мне кажется, что графика и скульптура подойдут для летописного текста. Так как это тоже своего рода исторический “памятник”, а вот живопись поможет оживить балладу. 

2. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он  выглядел (из чего сделан, где поставлен)? 

         Я представлял себе Олега по-другому. На иллюстрации он выглядит надменно, слушает слова волхва неохотно, с недоверием.  

         Я бы поставил памятник кудесник. Из мрамора или гранита. Размером с человека, примерно 170 см. А поставить его можно было в исторических музеях. 

3. Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге». 

 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»  

1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду  любого возьмёшь ты коня...»? Что он хочет сказать этим об Олеге? 

         Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать. 

Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?  

         Нет, интонация дает понять, что чтец сомневается. 

2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?  

         Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении. 

3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой...» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой  Фразе? 

         То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь. 

4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём? 

         Интонация, тембр, логические ударения, паузы. 

5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик...»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег? 

         Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021