Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Проверьте себя
1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля.
Ломоносов с детства тянулся к обучению. Оно получилось достаточно интенсивным. Он, скрыв свое происхождение и не получив разрешения отца, ушел в Москву учиться. Образование он получил экстерном. Ломоносов посвятил свою жизнь науке. Он стал профессором и совершил множество научных открытий. Его поэтическая деятельность проникнута подлинным новаторством.
2. Какие жанры относятся к каждому из «трёх штилей»?
Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.
3. Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова.
Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. С детства он помогал отцу, но это не помешало ему научиться читать и писать, а также освоить грамоту.
Михаил уехал учиться в Москву, где получил достойное образование, изучил латынь и другие науки. Он вернулся в Петербург, где и началась его деятельность как академика. Ломоносов стал инициатором открытия университета в Москве.
Он также написал множество сочинений, всего себя он посвятил науке и ее развитию.
В своих произведениях Ломоносов поднимал тему России, подчеркивая ее могущество.
Размышляем о прочитанном
1. К каким «штилям» относятся приведённые в учебнике произведения Ломоносова?
Оба произведения относятся к высокому штилю.
2. Какова главная мысль каждого из них?
“К статуе Петра Великого” прославляет Петра, возносит его достижения.
«Ода на день восшествия...» о талантливых умах России.
3. Какие труды Ломоносова вам известны?
Я читал такие его произведения:
«Я знак бессмертия себе воздвигнул»
«Ночною темнотою покрылись небеса…»
«Лишь только дневной шум замолк…»
Обогащаем свою речь
1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
Ода, поэма, трагедия - высокий “штиль”.
Драма, сатира - средний.
Эпиграмма - низший.
Особую торжественность приведенным отрывкам придают церковнославянизмы. Их использование характерно для высокого “штиля”. (Например: зрак, гласит, дерзайте, раченье, градской).
2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать, Науки юношей питают, /Отраду старым подают?
Он слыл известным музыкантом.
Дерзай, у тебя все еще впереди!
Я придумал для нас хорошую утеху.
В этих строчках Ломоносов хочет сказать о том, какие есть молодые таланты в России, для которых ум - необходимость, а для стариков - радость.
Творческое задание
Подготовьте «Похвальные слово Ломоносову — поэту, учёному, общественному деятелю», включив в его текст цитаты из произведений поэта.
Великий ум России, профессор и академик. Гордость нашей страны. Память о тебе жива до сих пор. “...Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде...”.
Невозможно выразить благодарность за такой бесценный вклад во многие сферы: литература, химия, физика, политика и т.д.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
М. В. Ломоносов. «Ода...»
В одах и поэмах Михаила Васильевича Ломоносова в высшей степени проявились талант стихотворца, глубина мысли учёного, безграничная любовь к Родине гражданина и патриота.
1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр.
Актер своим чтением создал образ человека рассудительного, вдохновленного своим произведением и любящим Россию.
2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию.
Я считаю, что последние четыре строчки можно было прочитать более торжественно, повысив голос, тем самым показать гордость за свою страну.
3. Подготовьте выразительное чтение отрывка из оды.
Рекомендуем также ознакомиться: