Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Лермонтов - Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 141,158-160, 163-166)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

  1. В чём особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в его жизни и творчестве? 

         Самые первые, а потому и самые прочные впечатления — это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии, первые воспоминания — русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачёве. 

         Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью — виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи.  Всё давалось ему легко. И всё же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Эти таланты помогли Лермонтову первому создать образ Ивана Грозного по народным песням.. 

2. Используя статью учебника и материалы биографических словарей, подготовьте сообщение о жизни поэта. 

         Жизнь поэта была, к сожалению, короткой, но полной впечатлений и событий. Детство его отличалось от других детей. Мать умерла, отец воспитанием не занимался. Всю жизнь с ним Лермонтовым была бабушка, которая и познакомила его с Кавказом. 

         Он поступает в пансион, затем в Московский университет. Там он  знакомится с произведениями Рылеева и Пушкина. Несмотря на то, что эти авторы были “под запретом”. 

         Когда Лермонтов начал писать стихи, то многие не понимали их размеры и думали, что он заимствует их у Байрона. 

         Основная тема его творчества - одиночество. 

         Он погиб на дуэли, но есть мнение, что это было политическое убийство.

 

Размышляем о прочитанном 

1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы, судьбы каких  героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней? 

         Мне стало грустно от гибели такого человека, как Калашников. Именно его судьба меня взволновала. Она названа Лермонтовской песней, потому что в ней есть элементы фольклора.  

2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?  

         Я представил картину пира так: сидит царь в золотом венце, все опричники вино пьют, царя славят. Кирибеевич в этом эпизоде был задумчив, сидел, опустив глаза. Лишь после того, как несколько раз глянул Грозный на любимого опричника, тот и поднял глаза. 

         В эпизоде кулачного боя царь был горделив, заносчивый, ждал тех, кто его повеселит, а он их наградит. Кирибеевич вышел и начал плохих бойцов задирать. А к нему вышел Калашников. По его внешнему виду и речи я сделал вывод, что купец не боится опричника, он готов умереть за правду. 

3. В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни...», которыми вы будете подтверждать свои мысли. 

         Алена Дмитриевна - собирательный образ женщины того времени. Она готова к любым невзгодам, кроме немилости мужа. Она верна ему, посвящает свободное время хозяйству и  быту.  

         В данном произведении речь героев не характеризует героев, так как это лишь тип героев, за которыми стоят гусляры. 

 

Творческое задание 

  1. По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит 

 Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства — оскорбления жены купеческой. Он обещает  позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: 

Я топор велю наточить-навострить... 

В большой колокол прикажу звонить,  

Чтобы знали все люди московские, 

Что и ты не оставлен моей милостью... 

Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением? 

Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос. 

         Я согласна с этим суждением. Но такое расхождение можно объяснить. Царь поступает по закону, а народ по-человечески. Но не стоит забывать о том, что он казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не разбираясь. А не делает он этого потому, что Кирибеевич - его любимый опричник. 

2. В. Г. Белинский так характеризовал трёх главных героев: 

«...Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего... но сильного и благородного по природе своей духа...» 

«Какая сильная, могучая натура! Её страсть — лава, её горесть тяжела и трудна... Вы видите, что любовь... — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» 

«...Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых — всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы...» 

         К кому относится каждая характеристика? Совпадает ли она с авторским, народным и вашим отношением к героям? Подготовьте ответ-рассуждение на эту тему, обоснуйте свои выводы, подтвердите их цитатами из текста поэмы. 

         Белинский - великий литературный русский критик. Я с его характеристиками полностью согласен. Первая характеристика принадлежит Ивану Грозному. Вторая - описание Кирибеевича. А третья относится к Калашникову. 

“Вот промолвил царь слово грозное, — 

И очнулся тогда добрый молодец.”  

         Эти строки подтверждают то, что все слушали царя и уважали. Его слово - закон. В разговоре с царем опричник называет себя рабом. 

         Убийство Кирибеевича  и есть подтверждение справедилвости поступка Калашникова. А вот что говорит сам купец про себя опричнику:  

“И жил я по закону Господнему: 

Не позорил я чужой жены, 

Не разбойничал ночью тёмною, 

Не таился от свету небесного...” 

 

Слушаем актерское чтение

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 

1. М. Ю. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает «Песню...» с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт у слушателя зачин песни, к чему готовит? 

         Зачин начинается с обращения к царю от народа. Но само произведение для слушателя, так как эта песня и ее должны напевать. Зачин создает приподнятое, веселое настроение и готовит к истории между царем, опричником и купцом.   

2. Какие интонации преобладают в голосе народного артиста России Сергея Сазонтьева, читающего описание царского пира? 

         Артист читает эпизод пира с явным восхищением, ликованием.  

3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр? 

         Черты героев артист передал с помощью интонации, напевности, ритмики. Он подчеркивает решительность и смелость.  

 4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как — красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие? 

         Конечно, интонация различается. Кирибеевич разговаривает с царем уважительно, с некоторой боязнью, говорит о том, что ни одна девушка на него не глядит, вызывает чувство жалости. Красавице он рассказывает о себе дерзко и самовлюбленно. Актер подчеркивает эти качества, чтобы показать на что способен такой человек. 

5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова? 

         Актер снова читает ритмично, весело, задористо. Это передает решительный характер купца. 

6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужу о том, что с нею произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу? 

         То, что она любит своего мужа и ей было страшно и неприятно находится у Кирибеевича. Она не боялась ничего, кроме немилости мужа. Она была напугана тем, что платок и вода остались у нее. Алена Дмитревна переживала, что оскорбили ее честь и ее семьи. Она просила помощи у мужа, боялась остаться одна, так как кроме него у нее никого не осталось. 

7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств? 

         В голосе актера звучит серьезность и торжественность. Сложность в том, что эти чувства несопоставимы.  

8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя? 

         Он показал Кирибеевича богатым, напыщенным, самолюбивым, хвастливым, а Калашникова верующим, уважающим окружающих. 

9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра? 

         Повышенный тембр голоса, ударение. 

10. Подготовьте выразительное чтение монолога одного из героев «Песни...»: царя Ивана Васильевича, Степана Парамоновича Калашникова,  Алёны Дмитревны, опричника Кирибеевича. Постарайтесь в своём чтении выразить характер персонажа, его душевное состояние. 

 

Слушаем актерское чтение

М. Ю. Лермонтов. «Молитва» 

1. Как меняется настроение, эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение? 

         Сначала настроение грустное, подавленное, а затем меняется чувство надежды на лучшее. 

2. Помогает ли музыка Эдварда Грига глубже почувствовать содержание стихотворения? Какими эпитетами вы охарактеризовали бы музыку: грустная, скорбная, весёлая, светлая, нежная, радостная?

         Музыка помогает почувствовать глубже это стихотворение. Я бы охарактеризовал ее как грустную, скорбную, нежную. 

3. Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы такое состояние? Когда? 

         Я считаю, что грусть может быть светлой. Я переживал такое состояние, когда мне было печально, но я верил в хороший исход. 

4. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте его выразительное  чтение, передавая движение чувств от грусти к тихой, светлой радости. 

 

Слушаем актерское чтение

М. Ю. Лермонтов. «Ангел» 

1. Как актриса средствами художественного чтения передаёт неземную  возвышенность, одухотворенность видения летящего ангела, небесных звуков его песни? 

         Она передает эти чувства интонационно, то замедляясь, то ускоряясь, добавляя напевность и полушепот. 

2. С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями актриса читает строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни? Согласны ли вы с актрисой? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы. 

         Актриса читает эти строки, используя просветленно-радостную интонацию. Я согласна с такой трактовкой, так как эти строки о мечтах ангела.   

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. 

 

Слушаем актерское чтение

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» 

1. В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в чтении стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» народной артисткой России Алиной Покровской? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах? 

         Да, я услышала такое противопоставление. Я считаю, что звуки земли противопоставлены видению Бога. Актриса подчеркивает это своей интонацией.  

2. Первые три строфы стихотворения — однородные придаточные предложения, начинающиеся с союза «когда», актриса читает примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью. Права ли она, ведь, изображённые поэтом картины, так различны: «желтеющая нива» — осень, «ландыш серебристый» — весна? Обоснуйте свой ответ. 

         Актриса права, так как такое чтение держит читателя в напряжении. Он ожидает, что же будет после когда..  

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженство, полнота жизни)?  

         Это романтичное лирическое стихотворение рассказывает о печали душ на земле. 

2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»? 

         Чувства светлой грусти и веры в силу молитвы. 

3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая  нива...» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым? 

         Душа становится счастливей, когда видит Бога, т.е. оказывается на небесах. 

  

Творческое задание 

Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос, напишите сочинение-эссе «Мой Лермонтов». 

         Меня поразило высказывание Бунина: «Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет». За свою короткую жизнь поэт подарил миру свои блестящие произведения. Нам не известно, сколько бы мог еще сотворить Лермонтов и о чем. Ведь то, что написал Лермонтов зачастую об одном - одиночестве. Какие бы шедевры он написал в минуты любви. Но об этом можно лишь рассуждать. 

 

 Литература и другие виды искусства 

Рассмотрите репродукцию портрета Лермонтова, фотографию памятника поэту, расскажите о своих впечатлениях. Какие ещё памятники Лермонтову вы видели? Расскажите о них. 

         Отличительная черта портретов Лермонтова - его глаза. Именно они надолго остаются в памяти. Они маленькие, черные, но такие грустные и полные одиночества. Становится жалко юного поэта, ведь столько всего ждало его на жизненном пути! 

         Я был в Пятигорске и видел памятник у горы Машук. Лермонтов изображен в задумчивой позе, как будто мечтает о своем светлом будущем, о том, чему уже не суждено сбыться. 

 

Обогащаем свою речь 

1. Прочитайте начало «Песни... про купца Калашникова». На какие  произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для современной русской речи? 

         Напевные интонации характерны для былин. В современной речи такие обороты и фольклорные элементы не используются. 

2. Как вы понимаете словосочетания: православный народ ею тешился; Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые;Твоему горю пособить постараюся; Заря алая подымается; лепечет мне таинственную сагу; внимали той песне святой; есть сила благодатная? 

         «Православный народ ею тешился» — русский народ получал удовольствие, ему нравилось происходящее. 

         «Опостыли мне кони легкие, Опостыли наряды парче­вые» — надоели, опротивели мне кони легкие (быстрые, луч­шие), наряды парчовые (дорогие). 

         «Твоему горю пособить постараюся» — твоему горю по­мочь постараюсь. 

         «Заря алая подымается» — рассветает. 

         «Лепечет мне таинственную сагу» — тихо, неясно расска­зывает мне таинственное сказание, легенду. 

         «Внимали той песне святой» — слушали с особым внима­нием, проникновенно, заинтересованно ту песню святую. 

         «Есть сила благодатная» — есть живительная, благотвор­ная сила. 

 

 Литература и изобразительное искусство 

Среди иллюстраторов «Песни... про купца Калашникова» есть знаменитые художники (И. Билибин, В. Васнецов, Б. Кустодиев). Кто из них, по вашему мнению, вернее передал быт, одежду, характеры героев? Отличаются ли трактовки характеров героев «Песни...» в иллюстрациях художников? 

         На картине Билибина изображен удар Калашникова Кирибеевичу. На картине Васнецова - сцена перед боем, встреча бойцов. На картине Кустодиева - начало боя, когда с купца слетела шапка. Все эти иллюстрации живые и динамичные. Мне кажется, что Билибин наиболее точно передал образы героев и атмосферу этого эпизода. 

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021