Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Державин (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 90-92)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

Используя материалы статьи учебника и словаря «Русские писатели XVIII века» подготовьте устное сообщение о поэте. 

         Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Он не окончил гимназию. Занимался стихами. Но его поэтическая карьера началась со статской службы в Петербурге. 

         Он был решительным и прямолинейным, это и мешало его продвижению по карьерной лестнице. Только в отставке он смог полностью посвятить себя литературе.  

         Державин соединял слова разных стилей, тем самым делал язык реалистичнее. Его литературное наследие навсегда осталось в нашей жизни. 

 

Проверьте себя 

  1. Какие стороны мастерства Державина отразились в «Признании»? 

         В стихотворении «Признание» Державин вновь использует слова разных стилей. Например: “гений”, “бог” из высокого стиля и “надуваться” из низкого. Это характеризует его как мастера-новатора.  

         Державин ведет повествование о своей жизни, чего раньше никто не делал. 

2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времён в своём стремленье...» и четверостишие «На птичку»? 

         «Река времён в своём стремленье...» о том, как важно ценить время, как важно не упустить момент и сделать что-то стоящее, о чем будут  помнить. 

         Четверостишие «На птичку» о том, что заниматься делом нужно по собственному желанию. В противном случае ничего дельного не получится.  

3. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии? 

         Державин-гражданин и Державин-поэт боролся против “злодейства и неправды”. 

 

Творческое задание 

Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений. 

         Державин известен не только как талантливый писатель, но и министр юстиции Российской империи. После знакомства с творчеством М. Ломоносова и А. Сумарокова, Державин начал сам писать стихи. Первые его произведения были неудачными. 

         Когда Гавриил Романович приехал в Петербург, ему было приказано уничтожить все рукописи, все то, что он успел написать к этому времени. Он восстанавливал все по памяти. 

         Служил при Павле I. Был дважды женат. Именно Державин стал автором первого неофициального гимна России.  

         Он ушел с государственной службы и посвятил свою жизнь литературе.  

 

Обогащаем свою речь  

1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы отнесли бы к устаревшим, какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается? 

         Устаревшие слова и словосочетания: моление, един, мо-ея, жен, коль, пламень. 

         Разговорные: надуваться (саном), походить (на святого).  

         Просторечные: человечье, брякнуть, пожрется. 

         Такое смешение стилей речи добавило его произведениям выразительности и реалистичности. 

2. Как вы понимаете строки: 

 «Я любил чистосердечье, 

Думал нравиться лишь им: 

Ум и сердце человечье 

Были гением моим.»; 

«Падал я, вставал в мой век»? 

         Державин говорит в этих строчках о том, что он трудился для людей светлых и чистых, поражая их ум и сердце, но не всегда это получалось. 

3. Объясните смысл слов и введите их в собственную речь: чистосердечье, блистать, лира, потомки, мнил, отчизна, суета, забвенье. 

Чистосердечье - человек со светлой душой. 

Блистать - сиять. 

Лира - муза. 

Потомки - дети. 

Мнил - думал. 

Отчизна - Родина. 

Суета - неразбериха. 

Забвенье - отсутствие памяти насчет определенного момента. 

 

Творческое задание  

Подготовьте «Похвальное слово Державину — поэту и гражданину». Введите в текст «Слова» цитаты из стихотворений поэта. 

         Гавриил Романович - человек с невероятно сложной судьбой. Он долго не был успешен в литературных кругах, его талант признали не сразу. Но благодаря его мастерству, выразительности речи он смог достичь огромных высот в поэзии.  

         Державин писал о правде через метафоричные формы. Он хотел донести до народа, что нужно быть самим собой, не надо притворяться. (“...Не умел я притворяться...” 

 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать своеобразие державинского стиля? 

         Повышение голоса в важных моментах, постановка логического ударения, паузы. 

2. Какие особенности характера автора стихотворения сумел донести до слушателя актёр? 

         Сдержанность, искренность, прямолинейность. 

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021