Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Чехов - Хамелеон (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 328, 332-333, 337, 339-340)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Проверьте себя 

1. Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью? 

         В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово под Москвой. Здесь он наблюдает жизнь крестьян и ведёт среди них большую общественную работу (в качестве врача, попечителя школы). 

2. Каким человеком предстаёт перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели? 

         Писатели отмечают искренность, свободу и легкость Чехова, его неповторимый язык повествования. Он не любил изобилие эпитетов, не восторгался своими трудами. 

 

Совершенствуем свою речь 

Используя воспоминания современников, материалы словарей «Русские писатели XIX века», подготовьте устное сообщение о жизни писателя. 

         Чехов рос в небогатой семье. Его отец держал лавку, в которой они продавали разные товары. Антон часто помогал отцу. Детей в семье воспитывали строго, многое не разрешали.  

         Антон Павлович получил медицинское образование, после чего стал работать врачом, писать заметки в журнал. Т.е. всячески пытался зарабатывать на жизнь и помогать отцу. 

         Ранние рассказы он писал под псевдонимами, которых у него было много. Но вскоре стал печататься под своим настоящим именем.  

         Чехов помогал общественности, но не смог уберечь себя. Из-за туберкулеза он был вынужден переехать в Ялту, так как тот климат был благоприятен для его состояния. Но и это не помогло. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры? 

         Детали рассказа делают его смешным. Например, палец Хрюкина, который он всем демонстрировал и пальто Очумелова, которое он то снимал, то снова одевал. Грустно стало от того, как менялось поведение Очумелова в зависимости от того, кому принадлежала собака. Фамилии героев как нельзя точно передают их характер.  

2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными? 

         Чехов детально описал движение Очумелова: сначала он просто идет, кругом тишина, негде и незачем развернуться его деятельности. При появлении собаки герой «делает полуоборот налево и шагает к сборищу», - четкие, по-военному, движения. Его реплики лицемерны и заносчивы: «По какому случаю тут?», «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!», «Сними-ка, Елдырин с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Автор явно недолюбливает Очумелова.  

3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах? 

         Отношение Очумелова к Хрюкину меняется от того, когда он узнает, кому принадлежит собака. Если она генеральская, то Хрюкин сам виноват, а если ничья, то нужно собаку наказать. В первом случае, Очумелов называет Хрюкина болваном, ругает его, а во-втором, относится более уважительно.  

4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа? 

         Рассказ назван так, потому что это животное, которое меняет свой окрас в зависимости от ситуации. Очумелов подходит под это описание. Он полностью менял свое поведение и отношение к Хрюкину несколько раз. Детали важны в этом произведении. Например, то же пальто, которое постоянно снимал Очумелов.  

         Очумелов - приспособленец, готов угождать всем, кто имеет высший чин. Живет не по -совести, а ради своей выгоды. Хрюкин получил укус заслуженно, хотя этого не признал. Толпа - простой народ с разными мнениями, зеваки и прохожие. 

5. Как с помощью речи героев определяется их характер?  

         Прочитайте самостоятельно рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Подумайте, над чем смеётся автор и что его огорчает. 

         Речь героев играет немаловажную роль в этом рассказе. По репликам Хрюкина понятно, что он человек малограмотный. А Очумелов лицемерный, готов подстроиться под любую ситуацию. 

         В рассказе “Злоумышленник” Чехов смеется над необразованностью мужика, а огорчает его то, что мужик доволен своей жизнью и менять ничего не собирается. 

 

Pазмышляем о прочитанном 

1. Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора? 

         Потому что юрист говорил официально, формально, а писатель пытался установить связь жизненных явлений.  

         Горький объясняет такую позицию юриста отсутствием опыта, называя его иронично “юный ревнитель правосудия”. 

         Чехов не принял позицию товарища прокурора, он сравнил его с граммофоном, поющим, ничего не чувствуя. 

2. Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? Подготовьте развёрнутое устное рассуждение на эту тему. 

         Поступок Дениса - проблема всего общества. Этот герой безграмотный, мало понимающий в жизни. В рассказе показано расслоение общества. Что и такие люди, как Денис существуют. 

3. Какие эпизоды из сказок, повестей, прочитанных вами в классе и дома, вызвали у вас весёлый, добродушный смех? Против чего были направлены эти «весёлые стрелы смеха»? Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?  

         Мне было смешно при чтении рассказа А.П. Чехова “Хамелеон”. Особенно тот эпизод, когда Очумелов стал хамелеоном. Такие произведения актуальны до сих пор. В нашем обществе полно таких, как Очумелов. 

4. Объясните, какую роль выполняет смех в художественных произведениях, включённых в ваш учебник. Отвечая на этот вопрос, внимательно перечитайте в справочнике по теории литературы раздел, посвящённый сатире и юмору. 

         Юмор - доброе явление, а сатира - изображение реального действия через комическое. Смех важен в художественных произведениях. Иногда он возникает, когда ситуация действительно смешная, а бывает смешно от нелепости героев. 

 

Творческое задание 

Из записных книжек А. П. Чехова... Прочитайте, объясните, как вы понимаете эти записи. 

         «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас». 

         «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». 

         Можно ли отнести последнее высказывание к известным вам литературным героям? Если да, то к кому? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос. 

         «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас». Это юмористическое выражение о плодородности почвы т.е. если в нее посадить оглоблю, то повозка вырастет.  

         «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Сатирическое высказывание очень характерное для образа жизни и мыслей А. П. Чехова. Он не любил дураков, если тебя хвалит дурак, то ты и сам такой же. 

 

Литература и другие виды искусства 

1.Какие произведения Чехова вы видели в театре и в кино? Какие из них показались вам наиболее интересными? 

         Я видел экранизацию “Вишневый сад” еще до того, как прочитал текст произведения. Несколько дней я находился под впечатлением от увиденного. 

2. Используя ресурсы Интернета, найдите иллюстрации к рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник». Какие из них вернее, по вашему мнению, передают характеры героев? 

         Я считаю, что В. Герасимов наиболее точно изобразил происходящее в рассказе “Хамелеон”. Там Очумелов и Хрюкин напротив друг друга, между ними собака. Сзади них толпа. 

         К. Ротова мастерски отобразила образы героев в своей иллюстрации к рассказу “Злоумышленник”. На картине стол, за ним сидит прокурор в пенсне. Напротив него стоит простой мужик босиком и белой рубахе.  

 

Читаем самостоятельно 

Прочитайте самостоятельно рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня». Подумайте, о чём эти повествования, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует. 

         Рассказ “Тоска” о том, как извозчик потерял сына, как он переживал эту сильную утрату, но всем окружающим было не до него. Лишь лошадь его слушала. Чехов показывает одиночество и безразличие, выражая сочувствие главному герою.  

         Рассказ “Размазня” о том, как хозяин рассчитывает гувернантку своих детей. Он проводит эксперимент: сокращает размеры причитающегося ей жалования, а она при этом не протестует, соглашается с его претензиями. 

         Чехов осуждает жестокий эксперимент, еще он размышляет о том, что легко быть сильным, если ты в положении сильного. А как же часто удается быть сильным, если ты в положении зависимого? 

 

Творческое задание 

Напишите читательский отзыв об одном из самостоятельно прочитанных рассказов А. П. Чехова. 

         Самостоятельно я читал рассказ “Толстый и тонкий”. Он о той же насущной проблеме, что и “Хамелеон”.  

         Встретились два друга. Толстый и тонкий. Они вспоминали были годы учебы, как вдруг Толстый рассказал о своих достижениях на работе. Тонкий сразу изменил свой тон общения, появилось чинопочитание. Это рассказ о лицемерии и услужливости.  

 

 Фонохрестоматия 

Слушаем актерское чтение 

А. П. Чехов. «Злоумышленник» 

1. С каким чувством актёр читает описание внешности Дениса Григорьева? Как вы считаете, совпадает ли отношение актёра к герою рассказа с авторским?  

         Актер читал описание внешности с некоторым удивлением и нотками пренебрежения. Я считаю, что отношение актера и автора к герою совпадает. 

2. Почему на первый вопрос следователя так естественно прозвучало недоумённое «чаво?» крестьянина? Каким образом актёру удалось подчеркнуть то обстоятельство, что герои рассказа говорят на разных языках, но понимают друг друга? 

         Это слово было произнесено актером полушепотом, еле слышно. Актер интонационно выразил понимание героев. 

3. Следователь уверен в том, что мужик прикидывается дураком. Согласен ли со следователем автор? Какими средствами художественного чтения актёр усиливает позицию автора? 

         Автор со следователем солидарен. Актер читает реплики следователя настойчиво, громко, выразительно и убедительно. 

4. Каково отношение автора к следователю? Помогло ли вам чтение актёра понять, как автор относится к героям рассказа? 

         Автор относится к следователю, как к человеку, который выполняет свою работу, в нем нет человечности. Чтение актера помогло это понять. Следователь показан дотошным, хитрым, рассудительным, хорошо знающим свое дело, но абсолютно не вникающим в чужую судьбу и личность. 

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021