Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Пословицы и поговорки (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 16-17)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

  1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга? 

         Народ говорит в пословицах о Родине, о труде и семье, о поведении человека и его взглядах на дружбу. Немало пословиц о лодырях и болтунах. 

         Пословица легко запоминается благодаря ритму и рифме. 

         Общее в пословицах и поговорках то, что они не имеют автора. Отличается пословица от поговорки тем, что в ней есть законченная мысль. А поговорка служит украшением речи. 

  1. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость». 

О Родине 

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. 

На чужой стороне и весна не красна. 

О дружбе 

Не мил и свет, когда друга нет. 

Один в поле не воин. 

О трудолюбии 

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 

К большому терпению придёт и умение. 

Делу — время, потехе — час. 

Маленькое дело лучше большого безделья. 

О нерадивости 

Красна птица перьем, а человек ученьем. 

Без наук как без рук. 

Корень учения горек, да плод его сладок. 

О лени 

Лежебоке и солнце не в пору всходит. 

Дело не медведь, в лес не уйдёт. 

Говорил день до вечера, а слушать нечего. 

О трусости 

Молодец на овец, а на молодца — сам овца. 

Волков бояться, так и в лес не ходить. 

Пуганая ворона куста боится. 

На печи не храбрись, а в поле не трусь. 

О глупости 

Дураков не сеют, не жнут — сами родятся. 

На голове густо, а в голове пусто. 

В трёх соснах заблудился. 

Лоб что лопата, а ума небогато. 

  1. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл. 

         Я знаю такую пословицу: “Лень добра не делает”. Она означает то, что у ленивого человека, который ничего не делает, и добра не будет. Для того чтобы получить что-то хорошее, нужно приложить усилия. 

         “Доброе братство лучше богатства” - эта пословица про дружбу. Я понимаю ее так: нет такого богатства, которое дороже и лучше добрых друзей. 

  1. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы. 

«Сильнее кошки зверя нет» - басня “Мышь и крыса”. 

«А Васька слушает да ест» - басня “Кот и повар”. 

«У сильного всегда бессильный виноват» - басня “Волк и ягненок”. 

«Слона-то я и не приметил» - басня “Любопытный”. 

«А воз и ныне там» - басня «Лебедь, Щука и Рак». 

Развиваем свою речь 

  1. Определите смысл поговорок: 

Заткнуть за пояс — победить кого-то.  Он любого заткнет за пояс. 

Рвёт да мечет  — злится. Моя мама после школьного собрания рвет и мечет. 

При царе Горохе — очень давно. Это случилось при царе Горохе. 

Медведь на ухо наступил — отсутствие музыкального слуха. Катя говорит, что мне медведь на ухо наступил. 

  1. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей. 

         Я думаю, что В.И. Даль выбрал именно эту пословицу неспроста. Я понимаю ее так: нельзя оспаривать смысл пословиц. Ведь они существуют с древних времен и в них заложена мудрость многих поколений. (Любая пословица несудима. Пословица несудима, так как является суждением). 

  1. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц. 

«Видит око, да зуб неймёт» - не все можно взять, что на виду. 

«Дорого, да мило, дёшево, да гнило» - обычно все дорогое красивое, а дешевое выглядит хуже. 

«Делить шкуру неубитого медведя» - говорить об успехе, который еще не случился. 

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» - сначала проверь то, что хочешь сделать. 

«Близок локоток, да не укусишь» - то, что кажется доступным не всегда можно достать. 

«Мал золотник, да дорог» - не всегда нужно быть большим и сильным, чтобы принести пользу. 

         Как-то раз мы с Ваней нашли на улице деньги. Большая голубая бумажка лежала возле лавочки. Я увидел ее первый и положил в карман. Где-то полчаса точно мы обсуждали, куда потратим найденные деньги. Нам хотелось много вкусностей: чипсы, сок, мороженое, шоколадки. Пока мы мечтали, из подъезда вышла мама Вани и спросила не находили ли мы 1000 рублей? Как оказалось, она шла из магазина и потеряла деньги, когда доставала ключи из кармана. Купюру мы ей отдали. Вот что значит делить шкуру неубитого медведя. 

  1. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведении? 

         Я бы хотел использовать в своей речи такую пословицу: “Нет друга — так ищи, а нашел — так береги”. В процессе рассказов о писателях такая поговорка: “Бумага все стерпит”. А о героях - “Всяк человек своего счастья кузнец”. 

  1. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав ее по первой части: 

Пень не околица, глупая речь не пословица.  

Своя земля и в горсти мила.  

Век живи - век учись.  

Делу время, а потехе час.  

Волка бояться, так и в лес не ходить. 

Красно говорить, а слушать нечего.  

Маленькое дело лучше большого безделья 

По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный). 

         Когда я приезжаю к бабушке на летние каникулы, то все соблюдаю ее распорядок дня. С утра ношу ей воду, потом мы завтракаем. И уже в 7 утра начинаем работать на огороде. Бабушка старенькая у меня, но работать любит до сих пор. В 11 мы идем обедать, еще часик работаем во дворе, наводим порядки. Только потом мы отдыхаем. Бабушка часто мне повторяет: “Делу время, а потехе час”. 

  1. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах. 

         К примерам меткости я бы отнес “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. 

         Образность - “Большому кораблю – большое плавание”. 

         Рифма - “Всяк сверчок знай свой шесток”. 

  1. Напишите рассказ на школьную тему озаглавив его одной из пословиц. 

“Повторенье - мать ученья”. 

         Учусь я на 4 и 5, но это только благодаря нашему классному руководителю. Зинаида Петровна ведет у нас русский язык и литературу. Каждый урок она говорит одну и ту же фразу: “Повторенье - мать ученья”. Меня это всегда раздражало, но учителя я слушал и повторял все за ней. 

         В феврале я с одноклассниками играл в снежки. Мороз стоял сильный, а снежки так и норовили упасть мне за шиворот. На следующий день я почувствовал себя плохо: сильно болела голова, сопли ручьем текли и было жарко. Мама сказала мне оставаться дома, но брать домашнее задание у одноклассников. А также повторять пройденный материал. 

         Как только мама уходила на работу, я играл в компьютер или смотрел телевизор. Учебники лежали на столе по-прежнему нетронутыми. Так прошли две недели моего больничного. 

         Когда я пришел в школу, то понял, что много материала я пропустил, я не понимаю темы. Только тогда я понял, как важно повторять изученное. 

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021