Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Лесков - Левша (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 226, 268-272)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Проверьте себя 

1. Как начинался творческий путь Н. С. Лескова? 

         По служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые появляются в печати с начала 1860-х годов.  

         С первых литературных произведений Лесков проявил себя страстным полемистом. Его произведения печатали во второстепенных газетах. Однако именно в эти тяжёлые для Лескова 1860-е годы складывается его своеобразная манера письма, его особый стиль, который расцветёт в 1870—1880-е годы. 

2. Чем интересен герой произведений писателя? Используя материалы раздела «Литературные места России», подготовьте устное сообщение о музее Н. С. Лескова в г. Орле. 

         Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни.  

         В экспозиции музея представлены рукописи писателя, прижизненные издания его произведений, многочисленные фотографии, запечатлевшие различные этапы жизни писателя, его окружение, книги из личной библиотеки Н. С. Лескова с его пометами и комментариями на полях. 

         Гордостью музея является воссозданная (на основе подлинных мемориальных вещей) обстановка петербургского кабинета писателя. Музей является научным центром изучения творчества Н. С. Лескова.  

 

Размышляем о прочитанном 

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию? 

         Они взяли эту работу со словами: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Они не хотели опозориться перед царем и доказать ему, что и русский народ талантлив. 

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением? 

         Несмотря на свою крестьянскую одежду, Левша разговаривал с царем, не скрывая своего таланта. 

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось? 

         Когда царь задал этот вопрос Левше, тот ответил, что он работал мельче подковинок, он делал гвозди, которыми они скреплены, а там уже никакой мелкоскоп взять не может. 

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей? 

         Он долго не соглашался на различные предложения. Им удалось его заинтересовать тем, что они будут его по заводам всяким водить и искусство свое показывать. А потом на корабле привезут в Петербург. 

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает? 

         Платов показан уверенным в себе, преданным России. Главное то, что он не меняет своих решений. Автор любуется тем, как Платов пытается отстаивать русскую чем, но отвергает отношение к мастерам и к Левше. Его он схватил и закинул в коляску. 

 

 Учимся читать выразительно 

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы чувствовалась авторская едкая насмешка. 

В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове: 

«Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков». 

Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша». 

         Портрет, который нарисовал Лесков, не соответствует реальному изображению генерала М.И. Платова. Платов погиб за семь лет до погибели Александра I и не мог встречаться с царём Николаем I. 

 

 Совершенствуйте свою речь 

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа. 

         Сказитель сопровождает все произведение. Становится понятно, что он ближе к Левше. Например: “...идет в чем, но ничего, не конфузится...”. Это говорит о теплом отношении к Левше, что даже находясь у царя, ему не было стыдно за свой внешний вид. Становится ясно, что сказитель явно симпатизирует Левшу. 

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении. 

         Зачин: «Когда правитель Александр Павлович закончил венский совет, то он возжелал по Европе проездиться и в различных государствах чудес посмотреть». 

         Концовка: «А доведи он левшины слова в своё время до сударя, — в Крыму на войне с неприятелем совершенно бы другой оборот был». 

         Повторяются в тексте глаголы: “ловил, ловил”, “затосковал, затосковал”. 

         Все эти элементы добавляют сказочности этому произведению. 

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными мало грамотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат. 

  • двухсестная карета - двухместная бюстры - люстры  
  • буреметры - барометры 
  • мерлюзьи - верблюжьи 
  • нимфозории - имфузории  
  • египетские керамиды - египетские пирамиды  
  • мелкоскоп - микроскоп 
  • верояция - вариация 
  • преламут - перламутр  
  • свистовые казаки - вестовые 
  • валдахин - балдахин 
  • Аболон Полведерский - Аполлон Бельведерский 
  • пубель - пудель 
  • тугамент - документ  
  • студинг - пудинг  
  • клеветон - фельетон 
  • грандеву - рандеву  
  • пальто с ветряной нахлобучкою - пальто с капюшоном 
  • презент - брезент 
  • буфта - бухта 
  • полшкипер - подшкипер 
  • курица с рысью - курица с рисом 
  • щиглеты - щтиблеты 
  • долбица - таблица 
  • кавриль - кадриль 
  • гроботочивый - мироточивый 

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки. 

         Я нашел такие: 

  • «дело выгорело»,  
  • «бог простит»,  
  • «снег на голову»,  
  • «в Польше нет хозяина больше»,  
  • «кто кого перепьёт, того и горка»,  
  • «небо тучится, брюхо пучится». 

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом: 

а) « — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»; 

б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»; 

в) «...Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может»; 

г) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»; 

д) «...А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать». 

Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. 

         Левша показан трудолюбивым, талантливым, уверенным в своей работе, любящим Родину. Мне кажется, что можно дополнить описанием внешности: “...один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...” 

6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. 

         Потому что это собирательный образ всех работяг и мастеров. За левшой мог быть любой такой же исполнительный и талантливый мастер. 

 

 Творческое задание 

Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. 

         Я думаю, что эти слова имели такой смысл: что Лесков может быть понят последующими поколениями, чем нынешним. Новые читатели мыслят по-другому и смогли бы вынести правильный урок из произведений Лескова. 

 

 Литература и другие виды искусства 

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому? 

         Очень красочно и реалистично Кузьмин изобразил героев. Левша показал простым человеком, меньше остальных, как будто он на заднем плане. Художник отнесся с юмором.  

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри** его событие». 

Согласны ли вы с этим утверждением? 

         Да, я согласен с этим утверждением. Действительно, иллюстрации полностью соответствуют содержанию текста. 

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»? 

         Да, можно согласиться. Остальные герои - яркие, высокие, в мундирах. Становится ясно, что они влиятельные и богатые. Левша показан невзрачным, мелким. Как будто его никто не замечает. 

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева— 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным? 

         Я смотрел фильм “Левша” 1964 года выпуска. Мои представления полностью совпали с увиденным. Я получил удовольствие от просмотра картины. 

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова? 

         Это уникальный монумент. В центре четырехметровая фигура писателя, сидящего на скамье в плаще, а по разным сторонам от него, на колоннах возведены скульптуры героев его рассказов. 

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021