Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. В какое время и где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях, происходивших в России в те времена?
События рассказа происходят в Сибири. Мы даже можем назвать приблизительное время, потому что в рассказе есть такие же факты, как и в жизни писателя. У Астафьева не стало матери, когда ему было 7 лет (у героя мать тоже утонула), значит, происходящее относится к началу 30-х годов. Люди тогда жили бедно, еще не было никаких бытовых приборов, машин. В СССР в 30-е годы проходила коллективизация, и в рассказе про колхозы уже слышали, но здесь люди живут пока своих хозяйством. На место действия указывает река Енисей, которая протекает в Красноярском крае.
2. От чьего лица ведется повествование?
Повествование ведется о имени мальчика-сироты. Мы понимаем, что он живет у бабушки и деда. Бабушку зовут Катерина Петровна.
3. Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Прочитайте описание внешности Саньки. Согласны ли вы с автором, что «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? Как рассказчик относится к нему?
Семья Левонтия отличалась от всех других отсутствием хозяйства, денег, порядка и количеством детей. Такое ощущение, что живут они только одним днем: если будет еда, то тогда появятся дрова для печки, нет еды – нет и дров. Пируют в семье Левонтия только в день получки, которой хватает только на день-два: покупается куча еды и сладостей, все сразу съедается и пропивается отец.
Внешность Саньки (его шишки, исцарапанные руки, налитые кровью глаза после драки) указывает на его вредность, задиристость и, наверное, можно согласиться с автором, его злость. Именно так он приноровился выживать в условиях голода и бедности.
Рассказчик к Саньке неприязни не испытывает, хоть и понимает, что попался на его уловку и пошел у него на поводу. Но пошел-то сам и пошел потому, что не хотел в глазах Саньки выглядеть трусом.
4. Прочитайте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Какое впечатление этот дом оставляет у читателя?
«Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни».
Какая художественная деталь даёт представление о неустроенности семьи Левонтьевых?
На неустроенность дома Левонтьевых сразу обращают наше внимание неряшливо вставленные в окна стекла. Это потом мы узнаем, что эти стекла при каждой выпивке хозяина дома им же бьются, а на следующий день вставляются. Отсутствие забора, наличников, ворот – всего, что всегда есть у деревенского дома, указывают не просто на неустроенность, а заброшенность этого жилища. Ничего, кроме уныния и жалости, такое строение не может вызвать, тем более что в таких условиях жили дети. Семья дяди Левонтия не имела даже нормального огорода, домочадцы весной немного ковырялись в земле и не более. Но с таким отношением разве можно что-то вырастить? Разве можно таким образом детей приучить к труду?
5. Проследите, как менялось настроение героя рассказа после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, её интонации, в поведении героя?
Когда герой вернулся из леса с туеском травы, присыпанной ягодами, у него сначала был только страх разоблачения. Но бабушка не стала пересыпать ягоды, и обман пока не раскрылся. Ночью мальчик очень хотел все рассказать бабушке, не мог заснуть, словно запутавшийся преступник. Свой обман он называл злодейством. На следующий день к вечеру его охватила настоящая тоска: он заскучал по деду, слезы были рядом, мальчик чувствовал и страх, и стыд. Герой так и не показался в тот вечер бабушке на глаза.
6. Из каких эпизодов мы узнаём, как герой был втянут в тяжкий обман?
Мальчик сам никогда бы не додумался до такого обмана, но в ходе событий он оказался в безвыходном положении: или прийти домой с пустыми руками и быть выруганным, или обмануть бабушку и оттянуть наказание.
Все началось, когда, услышав обвинение в жадности, герой высыпает усердно собранные ягоды на землю, а левонтьевские сметают их в миг. Затем вместе с ними он убегает веселиться, хотя растерзанную рыбу и убитую птицу весельем назвать невозможно, потом все бегают по пещере. Когда пришла пора идти домой, времени на сбор новых ягод не осталось, и левонтьевские ребятишки бросают мальчика одного, подсказав ему, как можно обмануть бабушку. И обман свершился.
7. Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке?
Для меня эпизод, в котором чувствуется не только сожаление, но и раскаяние героя, это утро, когда приехал дед. Мальчик слышит, как бабушка рассказывает ему о продаже земляники. И на том месте, когда покупательница, видимо, обнаружила обман, герой проваливается от стыда вместе с бабушкой, и ему очень хочется немедленно умереть.
Рекомендуем также ознакомиться: