Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Афанасий Фет (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 202-204, 206-209)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

1. Вы прочитали небольшой очерк о поэзии Фета. Что в нём для вас оказалось новым, неожиданным? 

         Я был поражен детством поэта. Ведь Фет стыдился своей фамилии, винил во всех бедах не только отца, но и мать. Несмотря на эти факты, он отучился в пансионе и смог поступить в университет. И также его стихи понравились Гоголю. 

2. Какие стихотворения поэта вам известны? Прочитайте их вслух, когда будете пересказывать статью о Фете. 

         “Ель рукавом мне тропинку завесила”, “Ласточки пропали”. 

3. Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта? 

         Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. Как вы понимаете строки стихотворения: «ель рукавом мне тропинку завесила», «кругом всё гудёт и колышется», «тонко взывающий рог», «сладостен зов мне глашатая медного»? 

«ель рукавом мне тропинку завесила» - пушистые ветви ели раскинулись, 

«кругом всё гудёт и колышется» - ощущение того, что природа все слышит и понимает, 

«тонко взывающий рог» - звук рога, 

«сладостен зов мне глашатая медного» - приятен звук. 

 2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении? 

         Фет использует такие приемы:  

звукопись (аллитерация и ассонанс) (звуки "с","ш","м"."н","е","о"), 

эпитеты(“мертвые листья”, “медный глашатый”), 

метафоры (“ель тропинку завесила”, “все гудит”), 

инверсия (“обратный порядок слов”). 

         Чередование строк добавляет стихотворению определенную ритмику. 

 

 Творческое задание 

         О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «всё гудёт и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении («Шумно, и жутко, и грустно, и весело...»)? Или о той радости, которая рождается звуком рожка («тонко взывающий рог»)? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Я считаю, что это стихотворение об одиноком путнике, который верит в то, что сможет найти выход из леса. Он искренне рад звукам рога. Порой надежда творит чудеса и не дает опустить руки в трудную минуту. Только сильный духом человек поверит в свое спасение. Он будет рад любой детали, которая поможет выбраться. 

 

 Фонохрестоматия 

«Ель рукавом мне тропинку завесила...» 

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы? 

         Мне понравилось прочтение. Актриса передала всю гамму чувств, которые испытал путник. 

2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)? 

         Ощущение одиночества, страха и тревоги. 

3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему? 

         Да, мне знакомо это состояние. Например, когда я ухожу гулять, а уроки не сделал. Мне весело от того, что я могу провести время с друзьями, но я понимаю, что дома будет серьезный разговор. В такой момент я испытываю перечисленную гамму чувств. 

4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения? 

         Потому что он знает, найдет ли он выход и есть ли он вообще. 

5. Какие чувства звучат в строке «Сладостен звон мне глашатая медного!»? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии? 

         Чувство свободы. Он кажется сладостным, потому что путник понимает, что среди пугающей природы он не один. 

6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. Если в предыдущем стихотворении поэт говорит о радостях пробуждающейся от зимы природы, не называя времени года, которое имеется в виду, то в стихотворении «Ещё майская ночь» бурный восторг перед прилетевшим «из царства вьюг и снега» маем. Что же приводит поэта в восторг? 

         Автор восхищается, что наконец ушло царство льда и пришел май. Он рад соловьиному пению, звездному небу, убранству берез.  

2. Какую художественную роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении — грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю? 

         Такое повторение начала строк называется анафорой. Она используется Фетом для усиления эффекта его радости. Он восклицает о том, какая же ночь наступила! Мне кажется, что в этом стихотворении больше восторга.  

         Строки, передающие грустное настроение автора: “Разносится тревога и любовь”,  

         “Так деве новобрачной 

         И радостен и чужд её убор”. 

         “Невольной — и последней, может быть”. 

 

 Фонохрестоматия 

«Ещё майская ночь» 

1. Какими средствами выразительного чтения актёр усиливает состояние «неги», «тревоги», «любви»? 

         Актер читает стихотворение с восхищением, которое подчеркивает интонацией. Соблюдает определенную ритмику. 

2. Почему последняя строка стихотворения как будто замирает в устах актёра? 

         Потому что эта строка - кульминация стихотворения. В ней и заключен весь смысл произведения. 

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, сохранив атмосферу неги и восторга, сохранив плавность стиха. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»? 

         Потому что природа в некоторых ситуациях сильнее человека. И такой выдержке стоит поучиться. 

2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней? 

         Зима в этом стихотворении - собирательный отрицательный образ. Она выражает все проблемы человека.  Жестокость зимы показана с помощью таких эпитетов: “Жестокая пора!”, “застыли слёзы”, “злей метель”, “холод лютый”. 

         Мужество деревьев выражено с помощью метафоры “Они стоят, молчат”. 

         Радость весенних дней тоже отображена метафорой: “теплом и жизнию дыша”. 

3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении? 

         Речь идет не только об этом, а о все природе в целом. Фет показал, какие трудности могут пережить деревья для своего счастья. Стихотворение учит человека быть стойким, неприхотливым и верить в  светлое будущее. 

4. Как вы понимаете строки: «Учись у них — у дуба, у берёзы», «Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора», «Но верь весне. Её промчится гений...»? 

         «Учись у них — у дуба, у берёзы» - будь мужественным, учись их стойкости, 

         «Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора» - слезами горю не поможешь, 

         “Но верь весне. Её промчится гений...» - не отчаивайся заранее. 

 

 Фонохрестоматия 

«Учись у них — у дуба, у берёзы...» 

1. «Жестокая пора», «застыли слёзы», «всё злей метель», «холод лютый»—эти выражения определяют эмоциональное содержание первых двух строф. При помощи каких средств выразительности актриса передаёт это содержание? 

         Актриса удалось передать содержание этих строф ритмичностью чтения, тембром, создающим атмосферу вечной мерзлоты и действительно страшной атмосферы. 

2. Какие мысли, чувства поэт утверждает в последней строфе? Какова эмоциональная окраска последних строк? 

         Последняя строфа содержит такой смысл: никогда не унывай, какой бы безвыходной ситуация не казалась, выход всегда есть. 

         Последние строки стихотворения дарят ощущения умиротворения, надежности и спокойствия. 

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передавая динамику, движение, развитие эмоционального содержания стихотворения. 

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021