Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Если бы сказка «Спящая царевна» была народной, то ее можно было бы отнести к волшебным сказкам. Русскую народную волшебную сказку в ней напоминает волшебство, злой герой, помощники (чародейка, заменившая смерть на сон, и человек, рассказавший царскому сына о спящей царевне), зачин «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...». Автор использует в сказке народные выражения: «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит...».
Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдеющих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал...»
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.
Старая колдунья отомстила за неуважение тем, что самовольно появилась на пиру и предрекла царской дочери смерть от укола веретеном. Одна из чародеек смягчила злое пожелание: смерть обернется сном на 300 лет. Когда три столетия миновали царский сын поцелуем разбудил прекрасную царевну.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций. Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.
Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Манера сказывания народной сказки значительно отличается от художественного чтения литературной сказки. Народные сказки – это произведения устного творчества, в них много присказок, повторов, но нет деталей быта и описаний природы, людей. Литературная же сказка создавалась автором, в ней другие приемы и много изобразительно-выразительных средств. Читается она как художественное поэтическое произведение.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка говорит вкрадчиво, но ворчливо и зло, добрая же волшебница говорит обычным голосом, открыто.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация актера вновь приобретает бодрые и оптимистические оттенки, ведь до этого он описывал «сонное царство», а теперь перед нами – живой царевич, нужно показать его деятельность, стремительность. Появилась надежда на пробуждение царевны, счастливое завершение событий.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Выли ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в них больше действия, так как их рассказывали устно. Теперь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, появилась возможность сочинять такие длинные описания.
Размышляем о прочитанном
Особенности баллад В. А. Жуковского
1. Кто главные герои баллады?
Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.
Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует победу. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.
2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?
Царь проявляет жестокость, когда объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.
Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство – самоотверженность, благородство. Рыцарским можно назвать первый прыжок пажа, потому что он как бы берет удар на себя, ведь волю царя не выполнили ни латники, ни рыцари. Второй прыжок пажа свидетельствует о гордыне пажа, понадеявшись уже только на себя, он ныряет за богатством и положением.
3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете?
Просьба царевны пощадить молодого пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пылкими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.
4. Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуковский, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.
Автор восхищается смелым поступком пажа: «...вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед...» Поэт передает свое отношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; Отважность сверкнула в очах...» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой...» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну... глядит».
Учимся читать выразительно
2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, торжественные, печальные)?
При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, грусти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, когда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.
Рекомендуем также ознакомиться: