Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Толстой - Кавказский пленник (5 класс. Коровина, 1 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

1. Что считал Л. Толстой своей главной задачей в Ясной Поляне?

         Своей главной задачей в имении Ясной Поляне Л.Н. Толстой считал улучшение быта своих крепостных крестьян и овладение обширными знаниями.

 

2. Рассказ о Л.Н. Толстом

         Лев Николаевич Толстой родился в тульском имении Ясная Поляна в 1828 году. Родители мальчика умерли рано. Мать – Мария Николаевна, умерла, когда Леве еще не было и двух лет, а отец – Николай Ильич, умер, когда будущему писателю только исполнилось 9 лет. Его, троих его братьев и сестру воспитывала Татьяна Ергольская, дальняя родственница.

         Начальные знания Лев Толстой получил на дому, с ним занимался гувернер-француз. С 1844 по 1847 год юный Лев Толстой учится в Казанском университете, потом из него уходит и живет в Ясной Поляне, в Москве и Петербурге.

         В 1850 году он пишет автобиографическую повесть «Детство», а в 1851 году уезжает на службу на Кавказ, потом в Крым, где во время русско-турецкой войны принимает участие в защите Севастополя. В это время он пишет рассказы и повести.

         После войны Лев Толстой вышел в отставку и в 1862 году сочетался браком с Софьей Андреевной Берс. В их семье родилось 13 детей, пятеро из них умерли еще во младенчестве.

         Проживая в Ясной Поляне, Лев Толстой организовал школу для крестьянских детей, даже создал для них «Азбуку».

         На рубеже семидесятых годов появляются романы Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», которые приносят писателю огромную популярность и славу.

         Последние годы писателя были посвящены философским размышлениям и поискам духовного смысла, занятиям физическим трудом, общению с крестьянами. Лев Толстой помогал им и другим бедным людям. Также писатель перешел на вегетарианскую пищу и стал одеваться по-простому.

         Умер Толстой в возрасте 82 лет 20 ноября 1910 года. Похоронен писатель в имении Ясная Поляна, в парке.

 

1. Какие события подсказали Л. Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

         Идею создания рассказа «Кавказский пленник» Толстому подсказали действия, происходившие во время войны русских солдат с горцами на Кавказе, события, случившиеся в жизни самого Толстого на Кавказе, например, преследование чеченцами, едва не закончившееся пленением писателя. А также к этому подтолкнули некоторые книжные источники о кавказской войне и плене, в частности, мемуары кавказского офицера Ф.Ф. Торнау, который находился в чеченском плену.

         Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что Толстой акцентирует внимание в тексте именно на офицере Жилине. Именно его образ писатель наделяет положительными, героическими качествами и считает героем. Хоть центральных персонажей двое – Жилин и Костылин.

         Основная идея рассказа— человек должен быть стойким, деятельным, не терять присутствие духа и не опускать руки в опасных и сложных ситуациях, стремиться к достижению намеченной цели.

 

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

         Жилин и Костылин оказались на опасной дороге, потому что ехали с обозом домой на побывку. Жилин, получив письмо пожилой мамы, взял отпуск, чтобы повидаться с ней и, возможно, жениться. Костылин тоже ехал по делам. Солдатский обоз двигался очень медленно, и офицеры ускакали от него далеко вперед. Жилин хотел быстрее домой, а Костылин хотел есть, и ему было слишком жарко. В результате они одни оказались без сопровождения на опасной дороге.

 

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту.

         Деревня представилась Жилину утром вполне мирной. Татарский аул состоял из 10 домов, церковки с башенкой и сакли. Жилин видел во дворах коз и лошадей. Двое мальчишек их гоняли на водопой. В ауле занимались работой в основном женщины, дети и слуги-ногайцы.

         Когда Жилина привели в дом, он вошел в светлицу и увидел, что стены ее гладко вымазаны глиной, а пол земляной. На стенках висят дорогие ковры, на коврах орудие в серебре. В доме имеется небольшая печь. В светлице офицер увидел пятеро татар, которые, сидя на коврах среди пуховиков, угощались просяными блинами с растопленным коровьим маслом.

         Жилин наблюдал, как одеваются татары, что они носят двойную обувь, как женщины, так и мужчины. Женщины и девочки одеты в длинные рубахи и шаровары. Они не сидят вместе с мужчинами, а только прислуживают им. После еды мужчины моют руки и молятся.

 

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

         Костылина завели в дом татарина, где принуждали Жилина написать письмо с просьбой о выкупе. Жилин не соглашался и смог сбавить сумму выкупа до 500 рублей, но даже и тогда написал неверный адрес. Пленники обрадовались встрече. Их посадили на голый пол, где они принялись общаться. Костылин стал говорить Жилину, что ружье дало осечку, а лошадь под ним стала. Он не защитил приятеля, а увидев, что Жилина схватили татары, смалодушничал и трусливо бросился наутек.

         В плену Костылин вел пассивный образ жизни, он целыми днями сидел или лежал в сарае, считая дни до прихода выкупа. Жилин прохаживался по аулу, пытался сориентироваться, в какой стороне находится русская крепость, определить к ней путь и, когда представится такая возможность, совершить побег. Также он рукодельничал – лепил кукол и фигурки животных, плел корзины из прутьев, чинил часы и оружие, лечил татар.

         Для татарской девочки Дины Жилин слепил куклу. Она ей обрадовалась и, почувствовав его добродушие, постепенно перестала бояться пленного русского, и они подружились. Дина помогала Жилину, приносила ему тайно лепешки и молоко.

         Описывая дружбу пленного офицера и татарской девочки, автор показывает нам, что дети чувствуют доброту и тянутся к ней, не зависимо от национальной принадлежности человека. В них нет вражды, как у взрослых.

         Первый побег не удался, потому что Костылин по дороге стер ноги в кровь и, не сдержавшись от боли, закричал. Этим он привлек внимание проезжего татарина, и, хоть Жилин и пробовал нести Костылина на себе, чтобы уйти, как можно дальше, татары их нагнали и снова привезли в аул.

         К Жилину татары относились с уважением, потому что он вел себя с ними с достоинством, храбро, не боясь их. Также их привлекало в нем то, что он был искусным мастером, делал им много полезного и даже лечил.

         Смысл рассказа в том, что человек должен быть смелым, выносливым, стойким, при любых обстоятельствах идти к своей цели.

         Писатель осуждает войну, вражду между народами, считает ее бессмысленной и жестокой. Также он осуждает малодушие, трусость и предательство, присущие Костылину. Автор симпатизирует татарской девочке Дине, отмечая ее храбрость и доброту. Дина понимала, что отец ее может жестоко наказать, но помогала русскому офицеру.

 

5. Проследите по статье Б. М. Эйхенбаума о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

         Писатель взял для своего рассказа реальные события кавказской войны, из мемуаров Ф. Торнау взял за основу случай его пленения горцами и дружбу с горской девочкой, которая прибегала к нему тайком и приносила что-то из еды. Ф.Торнау был тоже человеком разносторонних увлечений, он рисовал, был искусным мастером резьбы по дереву, и в плену он украшал многим горцам резьбой палки для ходьбы по горам. Также в рассказ Толстой включил и случай из собственной жизни, когда за ним гнались чеченцы и едва не взяли в плен.

         Авторский вымысел в рассказе состоит в истории побега из плена Жилина. Также вымыслом является и введение в рассказ второго героя – Костылина.

         Автор рассказа хочет донести до читателя различные мысли. Он без прикрас описывает ужасы войны и плена, предостерегая от трагических событий будущие поколения. Толстой призывает людей быть милосердными, добрыми, отзывчивыми, гуманными. Также писатель учит читателей быть храбрыми, стойкими, целеустремленными, выносливыми людьми, не терять присутствия духа даже в сложных и опасных ситуациях.

         Сюжет — это последовательность связанных по смыслу событий, происходящих в произведении.

         Рассказ— это небольшое по объему художественное произведение, имеющее одну сюжетную линию и неразветвленную систему образов.

 

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

         У меня вызвал страх эпизод, когда Жилина берут в плен татары и у него на глазах безжалостно уничтожают его лошадь. Обидно за предательство Костылина, что он не стал стрелять, хоть у него и было ружье, а поскакал прочь, оставив Жилина. Сочувствие вызывает тяжелая жизнь русских офицеров плену, особенно после первого побега, их почти перестали кормить и держали в яме. Грусть вызывает эпизод расставания Жилина и Дины, сцена их прощания. И одновременно страх, волнение и радость вызывает второй побег Жилина, тот момент, когда за ним гонятся татары, но он успевает добежать до спешащих к нему навстречу солдат и оказаться в крепости.

 

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

         На иллюстрации Петрова мы видим татарских женщин в очереди за водой у сакли. Они с кувшинами, кто присел, кто стоит. Картина черно-белая, невзрачная.

         На иллюстрации Родионова запечатлен момент, как Дина пытается сбить с ноги Жилина колодку. Это красивая иллюстрация в цвете. Она привлекает своей трогательностью, отчаянным желанием Дины помочь русскому другу.

         Наиболее удачной иллюстрацией я считаю картину Иткина, на которой запечатлен момент второго побега Жилина, когда он с помощью Дины выбирается из ямы. На этой картине мы видим наибольшую динамику развития чувств героев, яркое отражение их характеров. Здесь изображены и отчаянная решимость Жилина, и безразличие Костылина, и напряжённое, пугливое ожидание Дины.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021