Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», обсудили его содержание. Саша Чёрный рассказывает о впечатлениях детей, самостоятельно прочитавших этот рассказ и решивших воспроизвести его в своей игре. Какими героями в этой игре хотели бы вы быть? Почему дети не хотели быть Костылиным?
Валя и Катюша, придумав игру в кавказского пленника, не включили в нее Костылина. Они поняли, что это дурной человек, слабый и эгоистичный. Их симпатии были на стороне бедного Жилина и девочки, помогающей пленнику.
Я думаю, если бы мы стали играть в кавказского пленника. То трудно было бы найти желающего на роль Костылина – никто не захотел бы быть трусом.
Понравилась ли вам эта детская игра? Какой она вам показалась – весёлой, смешной, наивной?
Девочки здорово и интересно все придумали. Их переживания после прочтения повести вылились вот в такую наивную игру, в которой они хотели ощутить себя спасительницами Жилина. Но игра станет веселой, потому что герои поведут себя совсем не так, как в повести: Мишке и Тузику понравилось быть пленниками, и они не хотели сбегать из ямы. И в результате все они будут пленниками теплой ямы и неба над головой.
2. Ещё одна история, придуманная Сашей Чёрным, – про Игоря-Робинзона. Что в ней интересного, забавного? Что вам понравилось, а что показалось неинтересным?
В истории про Игоря-Робинзона мне было интересно и забавно все. В самом начале рассказа автор очень весело рассказывает про «подвиги» Игоря, которые должны подтвердить, что мальчик совсем не слабенький. Мне интересно было бы посмотреть, что за бюст Гоголя у него получился из теста, которого потом съел индюк. Мир, окружающий Игоря, описан очень ярко и как бы глазами ребенка.
Самый интересный эпизод – это появление и последующие действия собаки. Цезарь оказался очень умным псом и действительно помог Игорю.
Не менее интересно рассказано, что мальчик видел на острове и что там делал. Ему было страшно, но он не позволил крысе вылезти на остров, чтобы причинить вред кроликам.
В этом рассказе нет ни строчки, которая бы мне была неинтересна.
Придумайте одну или несколько игр, используя сюжеты прочитанных вами произведений. Роль какого литературного героя вы хотели бы исполнить в такой игре?
Мы с братом, когда ездим с родителями в поход с ночевкой, играем в Робинзонов. Мы расходимся в разные стороны от нашего лагеря и начинаем обустраиваться: готовить себе ночлег, придумывать, что будет ложкой, чашкой, плести корзинки, придумываем ловушки для диких зверей. Побеждает тот, у кого лучше устроен быт. Наше жюри – это родители.
Анализируя юмористическое произведение, подумайте: за счёт чего фразы становятся смешными? Как их надо произнести?
В кабинете на письменном столе сидел рыжий котёнок и, удивлённо прислушиваясь, потрогивал лапкой басовую струну мандолины...;
Чужеземный фикус подымал свежевымытые листья к окну, заглядывал в сад: «какая у них тут в Петербурге весна?»;
Сбоку дремал дубовый буфет.
Первая фраза про котенка стала веселой из-за описанной ситуации: котенок на письменном столе трогает лапкой мандолину, раздается звук, а котенок прислушивается, как будто что-то понимает.
Фикус – комнатное растение, нежное, ему только что вымыли листочки, и он, как бы с ленивым любопытством интересуется, ну а как там, за окном, так ли хорошо, как у нас дома. Здесь мы видим прием олицетворение.
В последней фразе тоже использовано олицетворение. Дубовый буфет представляется большим и старым.
Какие литературные средства и приёмы помогают сделать произведения юмористическими (сравнения, эпитеты, особые ситуации)? Приведите примеры.
Оба рассказа Саши Черного являются юмористическими. Их названия созвучны с общеизвестными произведениями, в которых сюжеты совсем не веселые. Мы читаем заголовок «Кавказский пленник» и ждем, что здесь тоже будет трагедия, а оказывается игра. Мы видим в названии имя Робинзон и можем предположить, что мальчик окажется в опасности, а он всего лишь попал на островок посреди пруда и пробыл там не более двух часов.
Есть в этих произведениях смешные сравнения и эпитеты: «дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака...», « одна нога босая, точно обсосанная»; «нелепое созданье», «цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву».
Некоторые ситуации юмористичны по своей сути, когда дети хотят одно, а получается другое: девочки стреляют в коня Мишки, а он кричит им, что не попали, и продолжает дальше бегать. Тузик в яме не сопротивляется, когда ему на ноги привязывают дощечки, мол, сами и снимите потом. Таких ситуаций много в обоих рассказах.
Рекомендуем также ознакомиться: