Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Сравните стихотворения А.Плещеева и Ф.Тютчева, посвящённые весне, вешнему настроению, вешним картинам (,,Чиста небесная лазурь, / Теплей и яснее солнце стало..."), сердечным переживаниям (,,И сердечко очень так в груди / Стучит, как будто ждёт чего-то..."), бурному пришествию весны (,,Весна идёт, весна идёт!"). Как воспринимаете вы каждое из этих стихотворений?
Сравним стихотворения А.П. Плещеева "Весна" и стихотворение Ф.И. Тютчева "Вешние воды".
В этих произведениях много общего. Они объединены темой – наступлением весны, ее приходом, проникнуты общим настроем – светлыми, радостными чувствами, ярко выраженными позитивными эмоциями.
В обоих стихах поэты рисуют весенние картины, счастливые моменты пробуждения природы, которые как бы перекликаются в каждой строке. Читатели видят, что и для Плещеева, и для Тютчева, это время наплыва чувств, очаровательная, восхитительная пора.
В каждом из произведений повышенная эмоциональность, об этом говорят и восклицательные знаки, многоточия, запятые. С помощью их и различных выразительных средств передается настроение авторов.
В стихотворениях описывается процесс таяния снегов, сопровождающийся громким шумом могучих вод у Тютчева, которые «будят сонный брег», являясь гонцами весны, и звонко журчащими ручьями у Плещеева, служащими предвестниками весны, признаком того, что «Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою».
Также эти произведения сходны тем, что проникнуты всеобщей радостью. У Плещеева это выражено в строке "все личика отрадно смотрят", а у Тютчева это – «румяный, светлый хоровод майских дней".
2. Написать сочинение-размышление по теме: «Настроение поэта, переданное через картины осени, зимы, весны» (на выбор) (по русской литературе 19 века)
Многие поэты в своих произведениях описывают природу. Они показывают красоту и прелесть русских пейзажей в любое время года, делятся со своими читателями эмоциональным настроем, чувствами, мыслями.
Каждое время года прекрасно по-своему, и изображают его авторы по-разному. Если взять осень, то одни делают описание осенней поры ярким, красочным, светлым, несмотря на увядание природы, например, как Тютчев в своем стихотворении «Есть в осени первоначальной»: «Весь день стоит, как бы хрустальный, и лучезарны вечера» или «И льется тихая и теплая лазурь на отдыхающее поле». Это произведение проникнуто покоем, умиротворением, тихой радостью, веющей от погожих дней осени.
А иные поэты на фоне осенних пейзажей делают акцент на передаче своего неспокойного внутреннего состояния – чувств тревоги, удрученности, тоски, грусти и задумчивости, навеваемой светлыми воспоминаниями о лете или о чем-то еще. Это мы можем увидеть в произведении А. Майкова «Ласточки». Здесь автор дает непривлекательное изображение осеннего сада, он старается обратить внимание читателей на свое настроение. Видно, что осень для Майкова – тяжелое время. Пустота сада и ласточкиного гнезда оказывает на него гнетущее впечатление и становится поводом светлых воспоминаний о лете.
Можно сказать, что настроение поэта через картины осени и других времен года передается по-разному: может быть, как позитивным, радостным, умиротворенным, так и неспокойным, грустным, тревожным.
4. Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но и те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей. Перечитайте ещё раз стихотворения русских поэтов о природе. Подумайте, какие строки из этих стихотворений показались вам созвучными по настроению картинам природы, созданным художниками В. Поленовым, И. Остроуховым, Л. Каменевым.
При изображении картин природы поэты используют слова, а художники – холст и краски. Но шедевры, создаваемые ими, часто созвучны друг другу. Это может проявляться, как в иллюстрировании поэтических произведений и сочинении стихов к картинам, так и просто в случайных сходствах. Если задаться целью, то ко многим картинам русских живописцев-пейзажистов 19 столетия можно подобрать соответствующие (созвучные) отрывки стихотворений отечественных поэтов, их современников.
Например, картине Л. Каменева "Зимняя дорога" созвучны строки стихотворения И. Сурикова "Зима":
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Полотну В. Поленова "Заросший пруд" соответствует отрывок стихотворения И. Никитина "Утро":
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
Картине И. Остроухова "Золотая осень" созвучны строки стиха А. Майкова "Ласточки":
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает.
Согласны ли вы с этой мыслью? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений.
Да, я соглашусь с мыслью литературоведа Селезнева, что любовь к Родине неразрывно связана с любовью к родной природе, что истинный поэт должен иметь духовное родство «со своей землей, со своим народом, с его миропониманием». Это мнение Селезнева также подтверждают и строки Николая Некрасова.
Познакомившись со стихами поэтов 19 столетия: Плещеева, Тютчева, Сурикова, Никитина, Майкова - я увидела в их творениях, как прекрасна русская природа во все времена года, что она вызывает целую гамму чувств у отечественных поэтов, они очарованы ее прелестью, красотой, мастерски изображают, прославляют и воспевают ее. Так могут поступать только люди, чувствующие со своей родной землей нерушимую связь, любящие ее, а, значит, и Родину.
Какие изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения?
В произведениях поэтов 19 века Тютчева, Плещеева, Сурикова, Никитина, Майкова использованы традиционные выразительные средства – эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и другие художественные приемы и средства.
Особенно много различных эпитетов, их можно найти практически в каждом стихотворении, например: «ведьма злая», «прекрасное дитя», «сонный брег», «молодой весны», «тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод», «на праздной борозде» и другие.
Олицетворения – «бегут ручьи», «лес оденется», «дремлет чуткий камыш», «лес улыбается», «лес принакрылся», «отдыхающее поле». Это, конечно, далеко не все перечисления.
Метафоры – «подняли трезвон», «в глаза хохочет», «взбесилась ведьма», «умылася в снегу» и другие.
Сравнения – «день стоит как бы хрустальный», «Крест под облаками, как свеча, горит», «точно пеленою все его одело», «Темный лес что шапкой принакрылся чудной» и иные.
Также для описания природы и передачи своих чувств авторы используют и приемы аллитерации, и лексику высокого стиля, например, «брег», «гласят», и знаки препинания – тире, многоточия, восклицательные знаки и множество других средств. Нужно сказать, что поэты мастерски пользуются набором художественно-выразительных средств. Их стихи яркие, эмоциональные, чувственные.
Рекомендуем также ознакомиться: