Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1.Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходившие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?
Да, мне понравилась сказка Антония Погорельского.
Меня увлекли события, происходившие с Алешей.
Мое отношение к Алеше по ходу чтения сказки менялось. В начале он мне нравился, потому что был добрым, отзывчивым, спас черную курицу от смерти. Также я относился к нему с сочувствием, когда он скучал в пансионе. Но когда Алеша получил конопляное семечко, стал ленивым и загордился, тогда он мне разонравился. Герой разочаровал меня. Потом Алеша заболел, и мне его стало жалко. А когда Алеша становится прежним, меня это очень радует.
2.Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?
Я думаю, что в народной волшебной сказке не могло быть такого детального, подробного описания и города Петербурга, и здания пансиона, потому что в ней обычно события происходят в вымышленных местах. А автор дает описание конкретного, реально существующего дома, который он видел, знал.
3.Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?
Алеша смотрел в «круглые дырочки, которыми был усеян забор», потому что за забором был переулок, и он надеялся увидеть волшебницу, которая могла бы принести ему письмо от родителей, игрушки, талисман или исполнить желание.
Приезд директора разочаровал Алешу потому, что он представлял директора иначе – не обычным человеком с лысой головой и приехавшим на экипаже с извозчиком, а особенным рыцарем в доспехах и верхом на прекрасном коне.
4.Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.
Однажды я как обычно собрался пойти покормить кур и полюбоваться своей Чернушкой. Только подошел к курятнику, сел на бревно и стал приманивать птиц, как увидел кухарку, которая подходила ко мне. Она была с ножом. Я понял, что она хочет поймать курицу, чтобы зарезать ее. Мне стало жалко курочек, я не смог сдержать слез, побежал от курятника и спрятался за забор, хотя кухарка и просила меня ей помочь. Было слышно, как она то манила куриц, то бранилась, а я ждал, когда она уйдет. Вдруг раздался куриный крик. В моей груди похолодело – это был голос Чернушки! Я побежал назад, к курятнику. Подбежав, я увидел, что кухарка схватила мою любимицу за крыло. Тогда я кинулся Трине на шею, обхватил ее. От неожиданности кухарка выпустила курицу, Чернушка быстро взлетела на крышу и, хлопая крыльями, продолжала громко кричать. С досады кухарка хотела пойти пожаловаться учителю, но я стал ее жалобно просить, чтобы она оставила мою Чернушку. Боясь, что она не согласится, я решил отдать подарок моей бабушки, все мое богатство – 1 империал. Хоть мне он и был дорог, но жизнь Чернушки дороже. Так я спас от смерти свою пернатую подружку.
5.Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное зёрнышко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.
Я с Алешей знаком давно, с первого дня его появления в пансионе. Его родители жили в далекой губернии, и на каникулы домой его не забирали.
Мне нравился этот мальчик, потому что он был скромным и добрым. Мы его любили, и, когда Алешу наказывали, то всем его было жалко.
Но однажды с ним что-то случилось. Алёша неожиданно обошел нас всех по учебе, принес большую славу хозяевам пансиона. Его всем показывали – и проверяющим, и родителям. Но характер его становился день ото дня все хуже. Алеша стал зазнаваться, грубить, смотреть на нас всех свысока. При этом никто из нас не видел, чтобы он учил уроки, что было странным. В то время, когда мы делали домашнее задание, Алеша только баловался и всем нам мешал.
От него постепенно все отвернулись. Мы тоже перестали с ним дружить и даже разговаривать.
Учителю тоже надоели Алешины шалости. Но однажды Алеша не смог рассказать домашнее задание, и его наказали – посадили на хлеб и воду. А когда Алеша снова, как ни в чем не бывало, проговорил наизусть двадцать страниц, учитель, решив, что он упрямился, потребовал от него объяснений. Алёша же принялся фантазировать, выдумывать какие-то небылицы. За что и был учителем наказан. Его выпороли, но нам его было совсем не жалко.
После этого Алёша долго болел, а когда выздоровел, то снова стал скромным и добрым. Постепенно мы к нему стали относиться лучше, и, думаю, что мы с ним снова будем дружить.
6.Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?
Алеша сначала не мог говорить о том, что произошло с ним во время каникул, потому что обещал Чернушке молчать, так как его рассказ мог навлечь огромные беды на народ, живущий под землей. Только под угрозой порки он не выдержал и рассказал, что с ним случилось. Ему никто не поверил, но своим рассказом он сделал несчастной Чернушку и подземных жителей, вынужденных из-за этого покинуть свое королевство. Ему было тяжело думать о Чернушке и обо всем, что произошло с ним. Он чувствовал себя виноватым. А после болезни, ему не хотелось вспоминать об этом.
7.Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок?
Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Нет, Алеша не похож на героев народных волшебных сказок. Это обычный мальчишка, который учится в пансионе г. Петербурга, вдали от родителей, со своими мальчишескими интересами. В целом он герой положительный, но когда получает конопляное зернышко от подземного короля, то постепенно зазнается и начинает вести себя надменно, шалить, мешать другим. Потом после болезни он снова становится положительным. Таких героев в народных сказках нет. Там герой либо полностью положительный, либо отрицательный.
Обогащаем свою речь
1.Объясните слова, подберите к ним синонимы, составьте с ними предложения: суровый, дряхлый, отдалённый, неведомый, невиданный, грозный, тужить, снарядился, желанный, тягаться, трезвонить, перечить, потешить, печальный.
Суровый – сердитый, недовольный. Сердитый пес неистово лаял.
Дряхлый – старый, древний. Старая шкатулка вдруг заиграла.
Отдаленный – неблизкий. До станции путь неблизкий.
Неведомый – неизвестный. На конкурсе победил неизвестный певец.
Невиданный – не встречавшийся прежде, необыкновенный. Необыкновенную прогулку мне обещали друзья.
Грозный – строгий, сердитый. Вид у деда был сердитым.
Тужить – печалиться, плакать, причитая. Саша печалился, что не смог встретить отца.
Снарядился – собрался, приготовился в путь. Я быстро собрался в поход.
Желанный – вожделенный, заветный. Вожделенный напиток наконец-то остыл.
Тягаться – равняться, мериться силами, опытом, бороться. Нашел на кого равняться!
Трезвонить – часто звонить по телефону или в дверь, разбалтывать информацию всем подряд. Не трезвонь, сейчас открою.
Перечить – возражать, выражать несогласие. Сережа активно возражал на доводы бабушки.
Потешить – позабавить, повеселить. Артист эстрады вышел повеселить публику.
Печальный – грустный, невеселый. Взгляд друга был грустным.
2.Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривали, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи?
Бекеша, околышек, лежанка, вакации, бранчливая, латы, империал, шандалы, мурава, паж, дортуары.
Рекомендуем также ознакомиться: