Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Что хочет сказать автор о русской женщине этими строками?
Автор хочет сказать о красоте русской женщины. У неё величавая походка и взгляд царицы, она красива в любой одежде.
Поэт говорит о трудолюбии женщины. Она ловка во всякой работе и понимает, что спасенье каждой крестьянской семьи в труде.
Также Некрасов говорит о храбрости, силе духа, решительности русской женщины. Она и в горящую избу войдет, и остановит коня на скаку, и спасет в любой беде.
Женщина является опорой крестьянской семьи.
При всем этом русская женщина никогда не унывает, задорная в играх.
2. Какие сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины? Приведите примеры.
Портрет русской женщины помогают создать следующие эпитеты:
С спокойною важностью лиц, с красивою силой, румяна, стройна, высока, на лице трудовая печать, тяжелые, русые косы, смуглую грудь, сердечного смеха, красивые ровные зубы, румяные губы, дельности строгой, внутренней силы печать, тёплая хата.
Сравнения: пройдёт - словно солнце осветит; лицо величаво, как в раме; зубы, что крупные перлы; как на стуле ребёнок на груди.
3. Какая рифмовка используется поэтом?
Поэт использует перекрёстную рифмовку АВАВ.
1. Вы прочитали стихотворение Некрасова "Крестьянские дети". Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?
Главные герои этого стихотворения - крестьянские дети. Автор с лаской, с нежностью, с любовью описывает их образы, детские забавы и увлечения, раннее их приобщение к труду взрослых. Поэтому оно так названо.
Это стихотворение о крестьянских детях, об их тяжелой судьбе и о счастливом, но коротком детстве.
Утомленный герой после охоты спал в сарае, а дети, наткнувшись на спящего, с интересом в щель наблюдали.
Герою сразу понравились выражения глаз детей, их любопытство, наблюдательность, внимательность, наивность.
Рассказчик – барин, он отдыхает в деревне, пишет стихи, ходит на охоту. Об этом говорят его дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.
Эпитеты: внимательных глаз, «серые, карие, синие глазки», святой доброты, милые плуты, русых головок.
Сравнения: «как в поле цветы», «так стаей с мякины летят воробьи».
Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Так об этом говорит автор: «В них столько покоя, свободы и ласки, в них столько святой доброты!».
2. Чему подивились дети и какой приговор изрекли? Почему они решили, что незнакомец не барин?
Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы и что у бар не принято сидеть рядом с извозчиком, поэтому решили, что незнакомец не барин.
3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
Автор в детстве вместе с крестьянскими детьми ходил за грибами, они раскапывали листья, обшаривали пни, примечали грибные места, лакомились лесными ягодами.
Они губили змей, считая это подвигом, складывали их на перила моста.
Одобрения и похвалы своим поступкам дети ожидали от людей, часто в одиночку и группами проходивших по Ярославскому тракту, мимо имения Грешнево, где проводил свое детство Некрасов.
Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.
Рассказами, притчами, сказками их радовали прохожие – городские и деревенские люди, представители разных профессий: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, плотник.
4. В чём состоит нарядная сторона труда и как привлекали родители детей к труду?
Нарядная сторона труда состоит в том, что дети наблюдали за работой родителей, оказывали им посильную помощь, это казалось детям игрой.
Родители специально брали маленьких детей в поле, на луг, в лес, чтобы они видели, как трудятся взрослые, помогали им и привыкали к различным крестьянским работам. Так прививали детям любовь и уважение к труду.
6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
Мне особенно запомнилась картина с шестилетним мальчиком Власом. Поразило то, что в сильный мороз, мальчик работал наравне с отцом, перевозил дрова из леса. Путь неблизкий и опасный, и мальчик преодолевал его, ведя лошадь по глубокому снегу пешком. Но он уже тоже считал себя взрослым, мужиком, и был горд, тем что, выполняет важную работу, обогревает свой дом и семью.
Мальчик вызывает чувство жалости, обиды. Жалко, что беззаботное детство Власа закончилось так скоро. А обидно оттого, что у бедных людей были тяжелые условия жизни, и их дети, рано взрослея, вынуждены были повторять их судьбу.
7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Картины ребяческих игр и забав пронизаны веселым настроением. Картины детского труда вызывают у меня грусть, хотя сами крестьянские дети с радостью помогают родителям и даже испытывают гордость от этого.
Я думаю, что на первый заданный мне вопрос ответила правильно.
Автор хотел сказать, что крестьянские дети очень рано начинают работать, что безоблачная, счастливая пора их детства очень коротка, что к труду они приучаются с малых лет.
8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
Поэт рисует веселые и счастливые картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами, общение со взрослыми, слушание их историй, встречи с представителями разных ремесел, знакомство детей с инструментами, их живой интерес ко всему.
Также он рисует уже менее радостные картины детского труда. Например, шестилетний мальчик Влас, в суровую и снежную зиму перевозивший дрова. Некрасов говорит о том, что начинают трудиться крестьянские дети в раннем возрасте и в будущем их ждет тяжелая доля.
Автор, называя детство красным, желает детям играть и расти на воле, призывает их вечно любить свою землю и трудовой хлеб, хранить наследство своих предков и через всю жизнь пронести память о самом коротком, но таком очаровательном периоде жизни как детство.
1. Как вы понимаете слова и словосочетания:
Вирши – стихи.
Коснулось души умиленье – стало светло, приятно на душе.
Милые плуты – милые проказники, озорники, хитрецы.
Святой доброты – бескорыстной доброты.
Грибные набеги – походы в лес за грибами.
Рубанки – плотницкие инструменты.
Синеющей лентой – голубая поверхность реки.
Вековое наследство – оставленное предками.
Хлеб трудовой – добытый тяжёлым трудом.
2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.
Вона - вон.
Гляди-тко - смотрите.
Чай – наверное.
Стволина - ствол.
Спроста - наивно, без причины.
Вестимо - само собой, разумеется.
Не засти - не заслоняй.
Украдут - украдут.
3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.
Изваяние – скульптура.
Величава – величественна, внушительна, значима.
Родименький – родной, близкий.
Удел – доля, судьба, рок.
Заповедать – завещать.
Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению "Крестьянские дети". Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.
Да, я думаю, что помогают. Иллюстрации Шмаринова отлично дополняют это стихотворение, ярко и реалистично показывают образы крестьянских детей.
Устные рассказы о детях, изображённых на иллюстрациях
На первой иллюстрации изображены дети, которые идут в лес или в рощу за грибами. Их четверо. Самая старшая из них – девочка, она одета в белую рубаху с длинными, широкими рукавами и длинную темно-синюю юбку. Ее голова покрыта коричневым платком. На руках у девочки малыш. На нем надета лишь белая рубаха. Впереди них присел мальчик. На нем длинная розовая рубаха с рукавами и голубые брюки. Мальчик палочкой трогает ёжа, которого они встретили на опушке, возле березового пня. К ним бежит ещё один мальчик с большой корзиной. На нем старый отцовский картуз, который ему велик, длинная рубаха, но, в отличие от брата, нет штанов.
Видно, что дети любят лето, им нравится быть на природе, раскрывать тайны леса и играть. Собирательство грибов для них – интересное, увлекательное и важное занятие.
На второй иллюстрации изображен шестилетний мальчик Влас, который помогает отцу возить из леса дрова. Мы видим зимние просторы, чернеющий вдалеке лес, в центре картины – мальчика, ведущего под уздцы лошадь с возом дров. Влас тепло одет. Он утопает в глубоком снегу, но уверенно преодолевает путь. Мальчик «шествует» важно и чинно, он чувствует ответственность, собственную значимость и гордится этим.
Рекомендуем также ознакомиться: