Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Крылов - Волк на псарне - Свинья под дубом - Ворона и лисица (5 класс, Коровина, 1 часть, стр. 59, 62-63, 64-65, 67)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

1. Что помогло И. А. Крылову стать начитанным, образованным человеком?

         Иван Крылов полюбил чтение благодаря своей матери, о которой помнил всю жизнь и отзывался с особой нежностью. Страсть к чтению помогла ему стать начитанным и образованным человеком, а для этого нужно было быть настойчивым и усердным человеком.

 2. Подготовьте рассказ о писателе, подчеркнув роль самообра­зования, самовоспитания и самостоятельного чтения.

         Иван Андреевич Крылов – самый известный русский баснописец. Он родился в Москве хоть и в дворянской, но бедной семье, не имевшей даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать, она же была для него поддержкой в стремлении получить образование. Крылову пришлось работать, помогая семье, с восьми лет. А когда умер отец, мальчик пошел в услужение, платой за работу была возможность учиться. В самообразовании сыну наставницей стала мать – она составила план учебы и помогала выбирать книги для чтения.

         Жизненные трудности не помешали в самовоспитании и самообразовании будущему поэту, он старался всегда читать новые книги, изучал языки и всегда старался узнавать новое, потому что считал, что учиться никогда не поздно, и доказал это, выучив в 50 лет древнегреческий язык.

         Иван Андреевич Крылов с детства считал важными качествами для человека: основательность, практичность и самостоятельность, потому что именно благодаря им человек может достичь поставленных целей. Цель Крылова – стать образованным человеком, и он достиг ее. Его работа всегда была связана со словом: Крылов писал стихи и прозу, переводил басни Лафонтена, был издателем и журналистом, но стал знаменит и остался в веках как великий русский баснописец.

 

стр. 62-63

Фонохрестоматия ((«Слушаем актёрское чтение »))

И. А. Крылов. «Волк на псарне»

1. Какими средствами звукозаписи передаётся переполох, воз­никший на псарне, когда туда внезапно забрался Волк?

         Переполох, возникший на псарне, передается многочисленным злобным лаем собак.

2. Как актёр воспроизводит льстивую речь хищника? Каково от­ношение автора и актера к Волку?

         Актёр льстивую речь волка передает вкрадчивыми, мягкими, заискивающими интонациями. Но и актёр, и автор не верят сладким речам волка, его уверениям в дружбе и верности, это мы чувствуем в словах и интонациях Ловчего.

3. Как меняется характер речи актёра, когда он начинает речь Ловчего? Как вы его представляете? Опишите устно внеш­ность, характер Ловчего.

         Голос актера при словах Ловчего приобретает старческие интонации человека, знающего свое дело, понимающего жизнь и твердого в своих решениях и действиях. Перед глазами сразу возникает крепкий, седой, пожилой, мудрый мужчина, решительный и смелый.

 

 Размышляем о прочитанном

1. Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строч­ки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года – «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню...», «В минуту псарня стала адом...», «Огня! – кри­чат, – огня!», «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец...», «И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум...“», «Тут Ловчий перервал в от­вет, – „Ты сер, а я, приятель, сед..."», «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»?

         Басня И.А. Крылова отражает события Отечественной войны 1812 года.

         Строчка: «Волк ночью, ду­мая залезть в овчарню, / Попал на псарню...» говорит о том, что при нападении на Россию Наполеон надеялся на скорую победу, как это у него получилось со странами Европы. В представлении Крылова, для французов русские люди были, как стадо овец.

          «В минуту псарня стала адом...» – пишет Крылов. Надежды Наполеона не оправдались: в борьбу с непрошенными «гостями» вступила не только армия, но и простой народ в партизанских отрядах в тылу врага.

         «Огня! – кри­чат, – огня!» можно понять как намек на пожар в Москве, после которого Наполеон почувствовал себя загнанным в угол, так как продолжать дальше войну он не мог по объективным причинам: армия была голодна и деморализована. Тогда французский император послал письмо Александру I.

          «Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш ста­ринный сват и кум...» В письме русскому императору Наполеон предлагал условия для заключения мира.

         Но главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов, старый опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, – /Ты сер, а я, приятель, сед...»

         «И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Русская армия заставила французов отступать по Смоленской дороге, которой они и шли на Москву, разоряя все на своем пути. Гончие в басне – это армия Кутузова и партизанские отряды, которые гнали противника до границы.

 2. Что вы могли бы сказать о характерах Ловчего, Волка?

         Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и тру­сость. Волк – хищник, и даже если он предлагает мирные пере­говоры, он все равно остается хищником. Народ хорошо понима­ет и чувствует это. Крылов в басне передает народное вос­приятие Наполеона как хищника, которого надо изгнать с родной земли. Ловчий – человек опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.

 

 Обогащаем свою речь

В книге «Басни Ивана Крылова» читаем: «Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней. Поэтому, когда Ловчий говорит: „Ты сер, а я, приятель, сед", – то здесь содержится не только намёк на седину Кутузова, но и на на­родный опыт борьбы с захватчиками».

Так ли вы объяснили эти строки?

Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над сло­вами, словосочетаниями, рассмотрите иллюстрацию.

Объясните слова и выражения, подберите к ним синонимы, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне: попал на псарню, поднялся... двор, почуя серого, псы залились в хлевах, вмиг ворота на запор, ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, расчесться за овец, пустился в переговоры, уставим общий лад, с другими грызться рад, не делать мировой, выпустил на Волка гончих стаю.

Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, по­словиц?

         Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл. Во-первых, слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псар­ня – это не овчарня, псы могут защитить себя.

         «Поднялся... двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ. Почувствовав, поняв коварные намерения захватчика, «псы залились в хлевах», то есть, в прямом значении, залаяли громко, в переносном – после долгого отступления от границы к Смоленску и дальше к Москве армия хотела сражения: «и рвутся вон на драку».

         Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калуж­скую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.

         Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хо­тел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Ви­дит око, да зуб неймет». То есть Волк-Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

         Волку приходит черед «расчесться за овец». После освобож­дения России русская армия совершила заграничный поход, ос­вободив все европейский страны, которые захватил Наполеон. Наполеон понимал, что если он не покорит Россию, то не сможет удержать и другие завоеванные страны.

         «Пустился в переговоры», значит, начал переговоры. «На­чал» – в данном случае синоним слова «пустился». Но слово «пустился» звучит выразительнее, чем «начал». «Уставим общий лад» значит «заключим мирный договор». Волк-Наполеон пред­лагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть вое­вать на стороне России.

         «Не делать мировой» означает не заключать мирного догово­ра. «Выпустить на Волка гончих стаю» значит дать армии коман­ду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.

         Некоторые выражения из басни могли бы применяться в виде пословиц или крылатых выражений: «попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю».

 Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой басне вам известны? Расска­жите о них. Попробуйте нарисовать свои иллюстрации к басне «Волк на псарне».

         Нам известна иллюстрация художника А. Лаптева к басне «Волк на псарне». Можно было бы подготовить несколько ри­сунков на эту тему, например: Волк принюхивается, собираясь лезть в овчарню; Волк хитро разговаривает с Ловчим; Ловчий решительно отвечает Волку.

стр. 64-65

Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)

 «Свинья под Дубом»

1. Передал ли актёр авторское отношение к персонажам, дей­ствующим лицам басни? Какими исполнительскими средст­вами?

         Актер смог передать авторское отношение к персонажам этой басни. Голос Ворона очень похож на голос автора, потому что он здесь выполняет схожую роль. Голос Свиньи визгливый, со сры­вами, неприятный. Голос Дуба низкий, в нем звучат интонации сожаления.

 

 Размышляем о прочитанном

1. Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

         Басня «Свинья под Дубом» иносказательно (аллегорически) описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не по­нимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни Дуба, то есть разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит народная поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

         Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не умеют разговаривать. В действительности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корни у дуба.

 2. Какой описывает Крылов Свинью?

         Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном желудке.

 3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите раз­личные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

         Мораль басни заключена в последних четырех строчках:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

         Мораль этой басни можно проиллюстрировать примером: когда ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.

 4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется ис­тинное просвещение, с одной стороны, и невежество – с дру­гой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие – о невежестве?

         Конечно, в этой басне истинное просвещение про­тивопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция свиньи, которая в безразличии не желает понять, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

         Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

«Ведь это дереву вредит, –

Ей с дубу Ворон говорит, –

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

 

 Литература и изобразительное искусство

1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

         Эту басню иллюстрировали Алексей Лаптев и Георгий Куприянов.

 2. Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

         К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллю­страций.

Первая: Свинья под Дубом ест желуди.

Вторая: Свинья под Дубом спит.

Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.

Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.

Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

 

 Размышляем о прочитанном «Ворона и лисица»

1. Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мо­раль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни: Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых трех строках:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

         Смысл морали в том, чтобы дать урок нравственности: льстить плохо, вредно, но люди любят лесть. Однако лесть нико­гда не используют люди с чистым сердцем.

 2. Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится ав­тор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хи­трости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Мог­ло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

         Ситуация, когда Лисица обманывает Ворону, подтверждает эту мораль. Автор относится к Вороне с насмешкой и легким со­чувствием, а к Лисице с осуждением.

         Крылов называет Лисицу «плутовкой». Чтобы отобрать у Воро­ны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее мнимую красоту, голос и провоцирует ее на то, чтобы она спела.

         У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», то есть Ворона на­дулась от важности.

         Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глупую Ворону. По­добные ситуации часто происходят с людьми.

 3. Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, опре­делите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте во­просы для викторины, например:

1. «Квартет».

Мораль (выражена в словах Соловья):

«...А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

         Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш­ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно­стей, таланта и умения.

2. «Лебедь, Щука и Рак».

Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

         Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.

3. «Две бочки».

Мораль:

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку;

Кто делов истинно, – тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепко думу. Без шуму.

         Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое де­ло, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о . своих якобы делах.

 

Вопросы для викторины.

1. Из каких басен слова?

а) «...Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от этаких судей.

в) «...Слона-то я и не приметил».

г) «...Сильнее кошки зверя нет!»

2. Из каких басен мораль?

а) Случается нередко нам

И груд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи здесь годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не надобно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе все они едва ль не одиноки:

Послушать – кажется, одна у них душа, –

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

3. Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужик, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

 

 Фонохрестоматия «Зеркало и Обезьяна»

1. Актриса живо и выразительно воспроизвела речь персонажей басни. Расскажите, какими вы представили Обезьяну и Мед­ведя.

         Обезьяна представилась мне важной, с большим самомнением, не си­дящей ни минуту на месте, кривляющейся, но при этом смотрящей свысока на свое отражение. Медведь спокоен, мудр.

3. Встречались ли вам в жизни персонажи, подобные мартышке? Попробуйте написать сатирическую заметку в стенгазету под названием «Чем кумушек считать трудиться...».

         Леночка каждый день приходила из школы и на вопрос мамы: «Как дела в школе?» рассказывала о том, как шалят ее одноклассники на уроках и переменах. Мама постоянно слышала, что Вероника украдкой сидит в телефоне, Маша заснула на рисовании, Катя не выучила слова, Аня опоздала. И так продолжалось до тех пор, пока однажды учительница не позвонила маме и не вызвала ее в школу.

         Лена с замиранием сердца ожидала возвращения мамы. Как только мать переступила порог, она напомнила дочери строчку из недавно изученной басни Крылова: «Чем кумушек считать трудиться…». Лена сразу поняла, что мама знает о ее опозданиях, невыученных уроках и о том, что дочь заснула на уроке.

 

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен. Назовите эти басни. Какие иллюстрации наиболее полно и ярко раскрывают характеры героев И. А. Крылова? Вспомни­те эти басни. В чём заключается мораль каждой из них?

1. Басня «Осел и Соловей», Мораль:

«Избави бог и нас от эта­ких судей».

2. Басня «Волк и Ягненок». Мораль такова:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят.

3. Басня «Лебедь, Щука и Рак». Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

4. Басня «Квартет». Мораль:

«...А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

На мой взгляд, иллюстрации Е. Рачева полно и ярко раскры­вают характеры героев И.А. Крылова.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021