Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

К читателям (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 5-6)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

 1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение – вот лучшее учение»?

       Я думаю, что каждая книга содержит в себе знания, которые помогают познанию. Знания – это все новое для читателя: люди, страны, обычаи, животные, события. А познание – это понимание человеческих взаимоотношений, себя и своего места в мире. Книга – тренировка для ума и души. Чем больше человек читает, тем больше у него возникает вопросов, тем больше он испытывает разных чувств, проживает множество жизней героев и ситуаций.

 2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?

       Книжное слово стало доступно читателям благодаря первопечатнику Ивану Федорову, который первым на Руси организовал типографию и издал первую печатную книгу «Апостол».

       В современном издательском мире много профессий: дизайнеры разрабатывают внешний вид книги, компьютерные верстальщики делают макеты страниц, корректоры вычитывают тексты, чтобы не было ошибок и неточностей, полиграфисты печатают книги, а отвечают за результат редакторы, технические, художественные, выпускающие.

3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между ав­тором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и меж­ду вами и автором возникал «доверительный разговор»?

       Я думаю, что «уметь читать», – это не простое складывать из букв слова, а уметь понимать смысл книги. Погружаясь в чтение, ты становишься рядом с писателем, перед тобой открывается мир, который он создал, и тогда начинается «доверительный разговор» читателя и автора. Писатель показывает, рассказывает, убеждает, очаровывает и разочаровывает, увлекает за собой, а ты, бывает, сопротивляешься, не понимаешь, почему именно так поступил герой, почему зло иногда остается безнаказанным. Когда книга интересна, когда читаешь ее с увлечением, понимаешь это особенно остро в момент прочтения последних страниц, потому что жаль расставаться, жаль до слез.

4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художни­ки — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, во­просы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ ста­тьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам пред­стоит работать в этом году (содержание, оформление)? Ка­кова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.

План статьи

  1. «Чтение – вот лучшее учение»
  2. Значение деятельности Ивана Федорова
  3. Писатель и читатель.
  4. Важно правильно выбрать книгу.
  5. Хороший читатель – это перечитыватель.

       Первая часть учебника по литературе для 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества, прозу и поэзию XVIII-XIX веков. В конце пособия есть справочные материалы и словарь литературоведческих терминов. В книге много иллюстраций и фотографий, что, конечно, поможет нам в изучении материала: мы будем знать в лицо знаменитых писателей, поэтов и видеть, как понимали их произведения авторы рисунков.

       Учебник литературы для 5 класса состоит из двух частей. У учебного пособия три автора: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и В.И. Коровин. Составители работали над содержанием учебника: подбирали тексты и вступительные статьи к разделам, разрабатывали задания. Также мы видим, что по условным обозначениям можно понять характер задания: творческое оно или связано с пониманием текста, со словами предстоит работать или с фонохрестоматией.

       Художественный редактор учебника отвечал за подбор фотоматериала. Технический редактор и верстальщик располагали материал на страницах, а корректор вычитывал тексты, чтобы не было опечаток, ошибок и неточностей.

 Обогащаем свою речь

1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике.

       Читая содержание учебника, мы видим имена авторов, с произведениями которых знакомились в начальной школе: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов. Впервые мы будем знакомиться с творчеством М.В. Ломоносова, Н.В. Гоголя, А. Погорельского, И.З Сурикова, И.С. Никитина.

         Переплёт – это конструкция, скрепляющая листы книги между собой. Переплет состоит из нескольких деталей.

         Обложка – лист плотной бумаги или мягкого картона, которым оборачивают книжный блок. Обложка служит для защиты, поэтому, чтобы сохранить учебник, нужно выбрать для него обложку.

       Титульный лист – одна из первых страниц книги, на которой печатаются основные сведения о книге. Автор, название, год и место издания. В нашем учебнике на титульном листе мы видим информацию, что книга предназначена для общеобразовательных организаций, одобрена Министерством образования и науки РФ, это 5-е издание, выпущенное в издательстве «Просвещение» в 2015 году.

       Выходные данные – это последний лист, на котором располагается подробная информация о книге: авторы, читательская аудитория, кто работал над изданием, объем книги, тираж, на какой бумаге отпечатана, сведения о типографии и телефоны.

         Форзац – элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную». В нашем учебнике на форзаце размещены иллюстрации.

2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?

       Владимир Владимирович Набоков «хорошим читателем» назвал человека, который перечитывает книги, то есть пытается разобраться в прочитанном и все понять. Если появилась потребность перечитать книгу, значит, это произведение захватило читателя и у него, наверное, остались вопросы, ответы на которые он попытается найти при перечитывании.

       Мой читательский опыт еще небольшой, но перечитывать сказки я просил еще и маму, и бабушку, а когда научился читать, стал перечитывать их сам.

3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно.

       При поиске фотографий старинных книг мое внимание привлекли рукописные книги древней Руси, потому что они были большие, с необычными обложками, многие из которых были украшены камнями, золотом, серебром и имели красивые ремни-застежки.

       На фотографиях видно, что эти книги не бумажные, потому что листы очень плотные и большой толщины. Я узнал, что это пергамент (специально выделанная кожа). Не менее удивила меня и красочность старинных книг: каждая страница начинается с очень красивой буквы (буквицы) обычно красного цвета, в книгах много иллюстраций и орнаментов. 

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите страницы из старинных книг, воспроизведённые в вашем учебнике.

2. Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?

       В нашем учебнике есть фотографии разворота начального листа и страницы из первой печатной русской книги «Апостол», которую выпустил Иван Федоров. От современных книг их отличает очень крупный шрифт, в тексте практически отсутствуют большие буквы, нет предложений и абзацев. Несмотря на то, что это книга на русском языке, многие буквы нам непонятны, потому что в современном языке они уже не используются.

Совершенствуем свою речь

1. Подберите пословицы об учении, выучите их наизусть. Например:

– Корень учения горек, да плод его сладок. Учение – это работа. Она бывает трудной не потому, что чего-то не понимаешь, а потому, что тяжело себя заставить учиться прилежно. Но если это получится, то в результате можно иметь хорошие отметки, хорошо сдать ЕГЭ, поступить туда, куда хочется. А образованный специалист всегда найдет себе достойную работу.

– Повторениемать ученья. Повторение – это основа учения, потому что при повторении знания лучше запоминаются.

– Ученьесвет, а неученьетьма. Ученому человеку везде дорога, а вот у неученого – выбор работы невелик. Ученье несет знания и дает возможность правильно ориентироваться в мире. А малознающий человек, он, как пещерный человек, всего боится.

– Не учась и лаптя не сплетёшь. В любом деле необходимо учение: и как лапти сплести, и как суп сварить, и как компьютерную игру пройти.

– Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Серьезное учение занимает много времени, если образование человеку не нужно, то он и времени на это не тратит, а если у него цель – получить хорошее образование, тогда нужно очень много заниматься и читать книги.

– Красна птица перьем, а человек ученьем. Красивая птица может гордиться своим оперением, а человек – своими знаниями и умениями, которые получил в результате учения.

– Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. Школьные уроки и книги плохому не учат, они, наоборот, помогают человеку сделать правильный выбор как поступить в той или иной ситуации. Если учиться и читать, то плохое не пойдет на ум не только потому, что некогда, но и вообще не придет на ум, потому что плохому нет места в думающей голове – она занята другими мыслями.

– Нетрудно сделать, да трудно задумать. Придумывание – процесс творческий. Например, объявили конкурс кабинетов к празднику. Украсить кабинет несложно, а вот придумать, как украсить так, чтобы это было необычно и ярко, – это не каждый может.

          Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте не­большой рассказ, используя одну из них.

         Летом мы с родителями отдыхали на турбазе. Вечерами посещали общие мероприятия, которые были интересны и взрослым, и детям: мы соревновались в спортивных эстафетах, различных конкурсах, интерактивных играх. И вот однажды на одной из станций при прохождении квеста нашей команде нужно было не только разгадать кодовое слово, но и быстро объяснить его. С первой половиной задания взрослые справились легко: они получили слово «бублик» и стали объяснять, что это такое. Но я вдруг вспомнил, что квест с литературным уклоном, а значит, этот бублик может быть совсем и несъедобным. И тут мне на ум пришел Бублик из книги про Незнайку, я выпалил, что это герой из Цветочного города, который ездил на газированном автомобиле. И ура! Больше никто из команд не смог объяснить это слово. Мы выиграли! В подарок получили большой фонарь. В комнате папа вручил мне его со словами: «Ученье – свет! А неученье – тьма!» В нашем случае эта пословица получилась и в прямом и в переносном смыслах!

 2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «дове­рительный разговор»? Введите эти слова в предложение соб­ственной конструкции.

         Доверие – это уверенность в человеке, что он никогда не предаст и не подведет. Доверительный разговор может быть, когда люди уверены друг в друге, когда можно говорить без утайки, искренне, ничего не опасаясь.

         Мои родители доверяют мне, их доверие основывается на том, что я никогда не обманываю их даже в ситуациях, когда я сделал что-то неправильно. Доверительные разговоры с отцом помогают мне в решении проблем общения с одноклассниками.

3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы назы­ваем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпо­чтительнее для разговорной речи:

         хорошо — отлично — классно — блеск — клёво; плохо — худо — дрянь — лабуда?

         Сленг – это слова, которые употребляются людьми определенного круга общения. Сленг может быть, например, профессиональным (у компьютерщиков клавиатура – клава, материнская плата – мамка, операционная система – винда) или молодежным (злиться – агриться, вести трансляцию в интернете – стримить, молодец – красава).

         К сленгу можно отнести слова: классно, блеск, клево, лабуда. Слово «худо» – это разговорное слово, которое употребляют все люди.

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021