Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Какими талантами обладали А.П. Чехов, его братья и сестра? Как А.П. Чехов относится к чтению?
Чеховы были талантливой семьей. Антон и его брат Иван увлекались театром. Антон умел очень искусно перевоплощаться в различных персонажей пьес – стариков, женщин, юношей, любил разыгрывать театрализованные сценки. У сестры Марии проявились ярко художественные способности. Впоследствии брат Александр стал писателем, Михаил – литератором, Иван – педагогом, Николай – художником.
Антон Павлович увлекался литературой, он любил читать книги о путешествиях, приключениях юмористические издания.
2. Подготовьте рассказ о писателе, используя материалы статьи в учебнике и ресурсы Интернета.
Знаменитый писатель Антон Павлович Чехов родился в купеческой семье. Дед Чехова был крепостным, а его отец Павел Егорович Чехов сначала служил приказчиком, а затем был держателем бакалейной лавки в Таганроге. Он был человеком взыскательным и требовательным, воспитывал юного Антона и его четверых братьев довольно жестко, за провинности даже пускал в ход ремень.
Поэтому дети семьи Чеховых унаследовали таланты по линии отца, а по линии матери - тонкую, чувствительную душу. Отец всех детей учил грамоте, ремеслам, торговле, старался им дать достойное образование. Сначала это была школа грека, потом Таганрогская гимназия, куда Антон с братьями поступает в 1868 году. В гимназии их любимый учитель Ф. Н. Покровский на уроках Священной истории иногда рассказывает о Пушкине, Шекспире, Гёте. Именно Покровский дал будущему писателю литературный псевдоним Антоша Чехонте.
С 1875 года Чехов занимается выпуском рукописного журнала «Заика» и работает в драматическом направлении. С 16 лет Чехов остается в Таганроге, когда остальные члены семьи переезжают в Москву. В 1879 году Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет. С 1884 года после окончания Университета Чехов работает доктором, чем очень радует родителей. Но через некоторое время он оставляет врачебную деятельность и окончательно уходит на литературное поприще. Он пишет рассказы такие как, «Жалобная книга», «Налим», «Хирургия», «Экзамен на чин», «Пересолил» и другие. Также он серьезно работает над пьесами «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и иными произведениями.
1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?
Чехов рассказывает о зубной хирургии – стоматологии, Он показывает, какой она не должна быть – халатной, приносящей пациентам еще большую боль и вред их здоровью. Автор высмеивает глупого и неумелого фельдшера, выдающего себя за опытного зубного лекаря.
2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или... собственные размышления о провинциальных лекарях?
К созданию этого рассказа Чехова побудили и детская инсценировка, и наблюдения доктора Архангельского, и его собственные размышления о работе провинциальных докторов. Но я думаю, что в большей степени сыграл роль случай из наблюдения врача Архангельского.
3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?
Земская больница выглядела убого, бедно, как и её пациенты. Одна комната служила и приёмной, и кабинетом доктора. В ней стояла банка с карболовым раствором, был шкаф, в нем и повсюду лежали инструменты.
Пациентами больницы были простые люди: крестьяне, рабочие, мелкое духовенство, например, дьячок, старики.
Рассказ вызывает чувство жалости и к уровню медицинского обслуживания в то время, и к людям, которые были вынуждены лечиться в такой больнице. А также в процессе чтения рассказа возникает чувство негодования и возмущения по отношению к некомпетентности и самоуверенности фельдшера Сергея Кузьмича Курятина.
4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?
Фельдшер Сергей Кузьмич Курятин - толстый человек лет сорока. Одет он небрежно: поношенная жакетка и истрепанные брюки. Курятин постоянно курит зловонную сигару. Он плохой специалист. Зато как человек – самоуверен, хвастлив, раздражителен.
Дьячок Ефим Михеич Вонмигласов – необразованный старик. В начале приема он ведет себя подобострастно, почтительно, заискивающе, желая избавиться от острой зубной боли, получить медицинскую помощь. Потом его отношение к фельдшеру и поведение меняется: от боли и неумелых действий Курятина он все больше сердится, и в конце разочарованный и возмущенный старик уходит восвояси.
Фельдшер вызывает больше смеха, дьячок - больше сочувствия.
5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?
Да, этот рассказ юмористическим назвать можно. В нём описан смешной случай. Юмор основан на высмеивании таких негативных пороков людей, как невежество, глупость, подобострастие, необразованность, самоуверенность, халатность, непрофессионализм.
Писатель сознательно для высмеивания отрицательных профессиональных и личностных качеств фельдшера Курятина и дьячка Вонмигласова использует прием гиперболы, намеренно преувеличивая проявление этих черт.
Нужно отметить, что смех в рассказе на грани сочувствия. Медицина того времени была и так на низком уровне, а, обращаясь за помощью к таким горе-лекарям, как Курятин, пациенты страдали еще больше от боли и от нанесения вреда здоровью.
Я считаю, что не может быть смешным то, что приносит страдание другим.
Как художники иллюстрировали рассказы Чехова? Чем интересны иллюстрации? На что в первую очередь художники обращают внимание?
Иллюстрируя рассказы Чехова, художники в первую очередь старались ярко отразить черты характера героев, их эмоции и чувства. Некоторые использовали прием гиперболы, подвергая высмеиванию пороки и отрицательные качества персонажей. На иллюстрации Кукрыниксы к рассказу «Хирургия» мы видим испуг дьяка перед операцией (широко раскрытый рот, выпученные глаза) и самоуверенность Курятина, который выбирает инструмент для удаления зуба.
Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку...). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?
Эти действия говорят о том, что фельдшер не знает, каким инструментом и как правильно удалять зуб. Он понимает, что нужно дергать, но не знает чем и как. В итоге Курятин своими неосторожными и неумелыми действиями лишь срывает верхнюю часть зуба, коронку, Вонмигласову, тем самым доставляя ему еще больше страданий.
На протяжении всей процедуры с зубом фельдшер говорит о помещике Египетском, который рвал у него зуб, и комментирует свои действия.
В его речи встречаются просторечные слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь; медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси; фразеологизмы: «в мгновенье ока», «раз плюнуть», «Христом-Богом».
Лексикон Курятина беден, но он типичен для малограмотного деревенского фельдшера того времени.
Исходя из особенностей его речи, поведения и профессиональных манипуляций, можно сделать вывод, что Курятин – человек низкой культуры, плохой специалист и что это – высокомерная, самоуверенная личность, не признающая своих ошибок.
Рекомендуем также ознакомиться: