Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Астафьев - Васюткино озеро (ответы на вопросы, 5 класс)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

В.П. Астафьев

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?
Виктор Петрович Астафьев говорил, что писать его заставили книги и жизнь. Он всегда очень много читал, а писатель в нем родился на фронте. Письма домой у него всегда были длинные, потому что в них он рассказывал о событиях и своих боевых товарищах.

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. У него было сложное детство: он потерял мать, когда ему было всего семь лет, и отец в то время был арестован как вредитель. Будущий писатель жил у бабушки и дедушки. Это было хорошее время. А потом отец забрал его в новую семью.

Началась война. Как только Виктору Петровичу исполнилось восемнадцать лет, он добровольцем ушел на фронт. Сначала учебка – потом передовая. Довелось быть и шофером, и связистом гаубичной батареи. Несмотря на то, что после тяжелой контузии был комиссован, остался служить на Западной Украине. Виктор Петрович был награжден боевыми орденом и медалями.

После войны Астафьев жил на Урале. Здесь начался его долгий путь в литературу. В 1958 В.П. Астафьева приняли в Союз писателей СССР.
Признание читателей и критиков Виктор Петрович получил, когда из-под его пера стали выходить произведения о деревенских людях (например, «Царь-рыба», «Последний поклон») и книги о войне (например, «Прокляты и убиты»).

Для Астафьева всегда было важно писать правду, иногда неприглядную, даже жестокую, но правду, потому что лечить душу человека может только правдивое слово. Книги известного русского писателя переведены на иностранные языки, их читают во многих странах мира.
Виктора Петровича Астафьева не стало в 2001 году.

Астафьев - Васюткино озеро (Размышляем о прочитанном)

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что мальчик Вася заблудился в лесу, и, когда он искал путь домой, наткнулся на лесное озеро, в котором было очень много рыбы. После своего возвращения домой он рассказал о нем рыбакам.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба по­падалась в ловушки?
Писатель рассказывает о разной рыбной ловле на Енисее: бывает она азартной, когда неводом вытаскивают по несколько центнеров за один раз, и спокойной, когда лов идет на переметы и другие ловушки. Рыба попадалась ценная: осетр, таймень, стерлядь.

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
Васютка заблудился в тайге, потому что его охватил азарт, когда он увидел глухаря, подстрелил его, а потом погнался за раненой птицей. Когда он понял, что заблудился, то сразу вспомнил слова отца и деда, что тайга «хлипких не любит», поэтому мальчик взял себя в руки и, несмотря на страх, одиночество, стал искать путь домой. Васютка выжил благодаря смекалке, силе духа, знаниям, которые он получил от старших, рассудительности и внимательности.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки са­мым трудным и почему?
Я думаю, что самым трудным был для Васютки момент, когда он, вглядываясь с дерева в тайгу, не видел лиственниц, которые растут у воды. Во все стороны была зеленая тайга, и это не давало мальчику надежды на спасение.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным зву­кам, о чём разговаривал с лесными жителями?
В тайге Васютка вспоминал и звал на помощь своих родных, думал о том, что теперь делается дома. Конечно, и жалел себя, ведь ничего-то он еще не видел и нигде не бывал за свою короткую жизнь. Там, за тайгой, была другая жизнь, а здесь были только тайга и он. Он вспоминал школу, учительницу и завидовал одноклассникам. Мальчик разговаривал с тайгой и ее обитателями: утками, рыбой, а увидев большого глухаря, сказал ему, что больше не будет связываться с их братом.

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Это рыбное озеро нашел Васютка, и он же привел рыбаков к нему, поэтому совершенно справедливо взрослые назвали озеро его именем. Это для Васютки стало и наградой за смелость и находчивость, за победу над собой и тайгой.

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?
Мне хотелось бы нарисовать иллюстрацию, где Васютка склонился над озером, кишащим рыбой. А одна из рыбин выныривает из воды, на ее белых боках радужный отлив.

А еще можно нарисовать иллюстрацию, где Васютка на берегу Енисея машет руками и кричит в направлении проходящему по реке рыболовецкому боту.

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ и начинается, и заканчивается описанием Васюткиного озера на карте.

Обогащаем свою речь

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: поче­му мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»? «Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые па­троны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает? «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова загово­рил вслух: «Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону...» Почему Васютка стал разговаривать вслух?

Мать настаивала на краюхе хлеба, которую должен был взять с собой Васютка, потому что это была давняя традиция таежников: без хлеба в лес не ходить, потому что не нужно испытывать судьбу, случиться в тайге может всякое, даже с опытным охотником.

И трепет перед порохом и дробью у таежников объясняется тем же: в самую критическую минуту может как раз и не хватить того самого «припаса», чтобы спастись, выжить.

Мальчик разговаривал сам с собой, чтобы приободрить себя, как бы создавая иллюзию, что он не один, что кто-то подсказывает ему, что нужно делать.

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.
Холодная изморось – мелкий-мелкий моросящий дождь
Осётр – крупная ценная промысловая рыба
Стерлядь – рыба из семейства осетровых
Были – правдивые рассказы
Небылицы – рассказы с вымыслом
Хилые берёзки – березы с тонкими кривыми стволами и редкими ветвями
Затеси – отметины на дереве, сделанные топором, для обозначения пути
Белая рыба – рыба осетровых пород
Шлюпка – лодка для перевозки людей и грузов
Бот – общее название небольших парусных, моторных или гребных судов.
Пацан – подросток
Хлопец – парень
Варнак – разбойник
Рыбная тара. – мешки, коробки, ящики для перевозки рыбы

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся... – какие из этих слов вы часто используете в своей речи?
Я очень часто использую слово «пошел», а остальные слова употребляю в речи, когда рассказываю или пересказываю книгу, кинофильм или увиденное своими глазами.

4. Замёрз, продрог, окоченел... — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.
Словом «замерз» обозначается неприятное состояние, когда длительно находишься на холоде. Мы говорим «продрог», когда приходим с улицы, где холодно и ветрено. Словом «окоченел» мы обозначаем плохо работающие от холода руки, ноги, когда их чувствительность и подвижность снижается.

5. Устал, притомился, изнемог... — придумайте предложения с этими словами.
Я очень устал после двухчасовой спортивной тренировки. Бабушка в пути притомилась и присела отдохнуть на упавшее дерево. Мы изнемогали от жары и духоты: по лицу, шее, спине струился пот.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021