Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Александр Пушкин (5 класс. Коровина, 1 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

О Пушкине

1. Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?

         В московском доме, где прошло детство поэта, собирались известные писатели тех лет. Сергей Львович, отец поэта, его дядя, Василий Львович, и другие родственники писали стихи.

         В кабинете отца было много книг на русском и французском языках. Пушкин рано научился читать и с особым интересом читал книжки из библиотеки отца. В семь лет будущий писатель уже начал писать мелкие комедии на французском языке. С русским устным народным творчеством Сашу ознакомили бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна.

         Особый уклад семьи Александра Сергеевича Пушкина создавал идеальные условия для развития литературного таланта.

 

2. Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно, и ресурсы Интернета

         Великий русский литератор Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Пушкин рос в семье, где обожали литературу и поэзию. И отец, и дядя будущего писателя придумывали стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась рано. Уже в семь лет он придумывал на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед старшей сестрой Ольгой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

         Обучался Пушкин в Царскосельском Лицее. Рядом, во дворце, жил император Александр I. И дворец, и Лицей были окружены красивым парком. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейскую дружбу поэт пронес через всю жизнь.

         После окончания лицея Пушкину принесли известность его вольнолюбивые стихи. За это он был сослан сначала в южную ссылку, в Молдавию, а потом в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на первой красавице Петербурга Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге.

         Пушкин написал много прекрасных стихотворений, поэм, сказок, повестей и роман в стихах «Евгений Онегин».

         Поэт погиб на дуэли в 1837 году в возрасте 37 лет. Уже более двух веков прошло со дня рождения величайшего русского литератора-классика, а его знаменитые творения известны во многих странах мира, их с интересом и с удовольствием читают и дети, и взрослые.

 

«Няне»

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

         Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил своей няне Арине Родионовне Яковлевой. Оно проникнуто любовью, заботой, трогательной лаской.

         Поэт употребляет нежные обращения:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

 

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

         Пушкин представляет, как няне одиноко и тревожно живется в домике «в глуши лесов сосновых», как она грустит и волнуется за него. Няня, сидя у окна, по привычке вяжет на спицах и время от времени то с надеждой, то с грустью поглядывает на ворота.

 

3. Как вы понимаете слова и выражения: «Подруга дней моих суровых...», «Давно, давно ты ждёшь меня...», «Горюешь, будто на часах...», «Глядишь в забытые вороты...», «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь...»

         Поэт заставляет нас вдумываться в каждое выражение.

          «Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим воспитанником, утешала его и поддерживала.

          «Давно, давно ты ждешь меня...» - автор давно не навещал няню.

          «Горюешь, будто на часах...» — няня каждую минуту ждет его приезда и думает о нем.

          «Глядишь в забытые вороты...» — ворота, давно не отворявшиеся тем человеком, которого в доме очень ждут. Няня глядит на них с тоскою и тревогой.

          «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь...» — У няни тяжело на душе, она переживает и волнуется за дорогого человека.

 

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

         Напряженное ожидание няней своего питомца передается следующими художественными средствами:

эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь», дней суровых, «голубка дряхлая»;

сравнение: «Горюешь, будто на часах»;

метафоры: «Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь...», «Медлят спицы».

 

Творческое задание

Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня»

         Пушкин свою няню очень любил и был к ней особенно привязан. Даже став взрослым, он старался чаще навещать ее. Арине Родионовне Яковлевой поэт также посвятил некоторые стихи, один из них изучен нами на уроке.

         Няня тоже очень любила своего воспитанника, ведь она его пестовала и обучала с раннего детства: прививала интерес к сказкам, ласкала и утешала, была верным и добрым другом. Именно сказки няни положили начало собственным сочинениям Пушкина. В них он использовал народный язык.

         Арина Родионовна оказала огромное влияние на становление личности Пушкина и на его литературное творчество.

 

«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

          «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала различные настроения. Сначала возникли чувства грусти и жалости к царице, которая ждала царя и сильно тосковала по нему и которая умерла после рождения дочери. Потом возникает чувство тревоги за судьбу царевны, страх и возмущение. А потом на смену эти чувствам приходят радость, восторг, умиление.

 

2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

         Из героев этой сказки мне особенно понравились юная царевна, 7 богатырей и королевич Елисей. Злая мачеха вызвала чувства возмущения, досады.

 

3. Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне...» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

         Сказка Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не обиженная колдунья, а злая мачеха, как это часто встречается в русских народных сказках. Также Пушкин употребляет числа 7 и 3, тоже часто встречающиеся в народных сказках: царевна попадает к 7 богатырям, а Елисей трижды обращается за помощью к силам природы: к месяцу, солнцу и ветру.

         Сказка Пушкина нравится мне больше, так как она душевнее, чем сказка Жуковского.

 

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

         Особенно грустное настроение создает описание долгого ожидания царицей царя. Она все время, все девять месяцев, сидела у окна и ждала милого друга. Становится понятно, что она сильно тосковала и скучала.

 

5. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла...».

         После рождения дочери царице нельзя было волноваться, беспокоиться. Когда она увидела царя, то ощутила такой прилив волнения, радости и счастья, что от избытка чувств умерла. Она скончалась перед обедней, то есть перед церковной службой.

 

6. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

         Новая царица не похожа на первую. Первая была доброй, кроткой, любила мужа, а вторая любила только себя. Пушкин пишет о ней:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

 

7.Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?

         Да, мне понравилась юная царевна. Она вызывает и симпатии автора. Стихотворные строчки о ней начинаются с союза «но», потому что Пушкин противопоставляет молоденькую царевну царице, ее мачехе.

 

8. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

         Царица добивалась от зеркальца заверения в том, что она самая прекрасная.

         Пушкин называет по-разному героиню сказки, чтобы охарактеризовать ее поведение в разные моменты сказки.

         Царица относится к молодой царевне с ненавистью и черной завистью, когда узнает от зеркальца, что царевна превзошла ее по красоте. Она ведет себя не как царица, а как завистливая баба и злая мачеха. Словосочетание «злая мачеха» наиболее полно выражает причину недоброго отношения царицы к царевне.

 

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

         Когда царевна живет у семи богатырей, нам открываются черты его характера. Она добрая, работящая, скромная, хозяйственная, воспитанная.

         Богатыри храбрые, благородные, добрые, вежливые, обходительные.

         Они все полюбили царевну за красоту, кротость и нежную заботу, каждый из братьев был готов взять ее в жены. Но, узнав, что у девушки есть жених, они стали относиться к царевне, как к сестре, оберегая ее и по-братски заботясь о ней.

 

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

         Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру интересны тем, что автор использует в них прием олицетворения, делает силы природы одушевленными, живыми. Это сближает пушкинскую сказку с народной. В этих обращениях проявляются тревога, волнение, отчаянье, надежда и печаль королевича. Эти чувства появляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?».

         Услышав весть о царевне, Елисей безутешно рыдает.

 

11. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

         Царевна, оказавшись в лесу, поняла, что ее хотят погубить, и принялась умолять чернавку пощадить ее, обещая ей не забыть ее доброту. Чернавка любит молоденькую царевну и понимает, что та ни в чем не виновата. Она отпускает девушку и говорит ей: «Не кручинься, Бог с тобой». Чернавка надеется, что Бог поможет царевне.

 

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И молва трезвонить стала:               И трубит уже молва:
Дочка царская пропала!                  Дочка царская жива!

         Первое двустишье проникнуто тревогой, печалью, а второе радостью, ликованием. Двустишья различаются ритмом, Строки первого двустишья более длинные, в них по восемь слогов, а строки второго двустишья короче в них по семь слогов, Они произносятся четче и быстрее.

         Кроме разницы в ритме, в двустишьях автор использует глаголы «трезвонить» и «трубит». Первый глагол означает переполох тревогу, неистовство, второй – предполагает радостные, победные, жизнеутверждающие звуки

 

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

         Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, ждет-пождет милого друга, глядючи, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить.

         Слова из авторской сказки: белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва, вдруг погасла.

         Вдруг погасла жертвой злости, поникли головою.

 

Литература и другие виды искусства

1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

         Да, мы знакомы с иллюстрациями художников Т. Мавриной и Е. Пашкова. Я считаю, что именно иллюстрации Пашкова точнее отражают внешний и внутренний облик героев.

 

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

         По сказкам А.С. Пушкина композиторами были написаны оперы. Н.А. Римский-Корсаков создал оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д.Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую смешную оперу «Ай да Балда!».

         Особую популярность получила опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по поэме-сказке Пушкина.

         Фрагменты этих музыкальных произведений использовали режиссеры при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.

 

3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

         Строчки, посвященные первой королеве, могла бы сопровождать медленная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — мелодия более подвижная, но тоже плавная, царице-мачехе — резкая мелодия с изменением темпа, то стремительная, то неторопливая. Богатырям соответствует ритмичная, радостная, жизнеутверждающая музыка.

 

4. Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

         По этой сказке сняты художественный фильм и мультфильм. Есть два диафильма: с рисунками художника Е. Мешкова и с рисунками Л. Панова.

         Главные эпизоды: ожидание царицей царя, рождение царевны и смерть царицы, вторая женитьба правителя, зеркальце новой царицы, жених царевны – королевич Елисей, приказ царицы Чернавке, царевна в лесу, дом богатырей, разговор царевны с богатырями, сватовство богатырей к царевне, угрозы царицы Чернавке, старушонка у дома богатырей, роковое яблоко, гибель и похороны царевны, поиски невесты Елисеем, воскрешение царевны, свадьба.

 

Проверьте себя

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку

         Словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», – заканчивается «Сказка о золотом петушке»

 

Размышляем о прочитанном

1. Используя текст прозаических сказок из раздела "Русские народные сказки" и текст пушкинской "Сказки о мертвой царевне...",

покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.

         Прозаическая речь свободно идет от предложения к предложению, в ней отсутствует ритм, рифма, размер. В русских народных сказках она плавная, напевная, эмоциональная. В качестве примера возьмем отрывок русской народной сказки «Иван – крестьянский сын Чудо-Юдо»:

          «Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали — встречается им старый человек».

         Стихотворная или поэтическая речь подчинена определенному ритму, стихотворному размеру, конкретной рифме и рифмовке. Рассмотрим отрывок из пушкинской «Сказки о мертвой царевне…»:

«Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;»

         Мы видим, что концы строк созвучны, рифмованы: отворилась – очутилась, кругом – ковром и так далее. Рифма в отрывке парная. Отрывок, как и текст всей сказки, подчинен четкому ритму, в каждом двустишье строки имеют равное число слогов 8 или 7. Происходит четкое чередование сильных и слабых слогов.

 

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

         Ритм – это четкое чередование сильных и слабых долей в музыке, ударных и безударных слогов в строках стихотворного текста. Примеры разного ритма в «Сказке о мертвой царевне»:

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Как будто медом налилось!

         В этом отрывке Пушкин с помощью прилагательных, преимущественно кратких, и с помощью протяжного повторяющегося звука «о» описывает аппетитное с виду, но отравленное ядом яблочко. Здесь ритм плавный, неторопливый.

         В другом отрывке:

Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох.

         Здесь ритм резкий, быстрый, взволнованный, потому что автор употребил глаголы, предполагающие быструю смену действий и другие слова, например, наречие «стремглав», то есть «очень быстро», «стремительно».

 

У лукоморья

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

         В народных сказках происходят самые различные чудеса и превращения и необыкновенные герои. Лягушка превращается в Василису Премудрую, волк — в жеребца и в царевну, лента — в реку, гребень — в густой лес. Братец Иванушка превращается в козленочка. Баба-яга с избушкой на курьих ножках и летающей ступой — это один из самых необыкновенных сказочных персонажей.

         Животные разговаривают, помогают людям в трудные моменты, например, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич.

         Волшебные предметы помогают людям и нечистой силе, например, клубочек показывает героям путь.

 

2. Каково общее настроение этого отрывка?

         Общее настроение этого отрывка возвышенное, таинственное, Пушкин торжественно и с улыбкой описывает огромный волшебный мир.

 

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: там леший бродит, следы невиданных зверей, лес и дол видений полны, и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, королевич мимоходом пленяет грозного царя, царь Кащей над златом чахнет? Расскажите об этом.

         Когда мы читаем: «там леший бродит», то представляем маленького сгорбившегося старичка, в шляпе со связкой грибов на шее, с клюкой, неторопливо идущего по лесу.

          «Следы невиданных зверей» большие и маленькие следы, отчетливо видимые на тропинке, похожие на копыта и птичьи ножки.

          «Лес и дол видений полны». Мы представляет в вечерних сумерках по долинам и в лесной чаще движутся легкие полупрозрачные тени, похожие на людей, на животных, на птиц и на фантастических существ.

         Мы представляем морской берег и то, как из прозрачной толщи воды на него выходит отряд красивых витязей в золотящихся в лучах солнца защитных доспехах.

         Нам представляется смелый и сильный королевич со своим хорошо обученным, храбрым войском, который мимоходом, то есть легко и быстро берет в плен грозного царя.

         Еще мы наблюдаем, как по небу над морем летит колдун, а за его длинную бороду крепко ухватился богатырь и летит вместе с ним.

         Также мы видим злого и алчного Кощея Бессмертного, лысого, тощего, с крючковатым носом. Он наклонился над раскрытым сундуком, полным златых монет, в своих подземных апартаментах. При свете свечи он трясущимися от жадности руками перебирает монеты.

 

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы, когда читаете пролог к «Руслану и Людмиле» — «У лукоморья дуб зелёный...»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

         Когда мы читаем пролог к поэме «Руслан и Людмила», мы вспоминаем народные сказки, в которых встречаются Баба-Яга в избушке на курьих ножках, без окон, без дверей, либо ее родственник Кощей Бессмертный; сказку про Ивана-царевича и серого волка. В пролог Пушкин также вводит героев из собственных произведений: «Сказки о царе Салтане» и поэмы «Руслан и Людмила».

         Юмор и фантастика сочетаются в словах: «Русалка на ветвях сидит», «Под ним сидел и кот ученый свои мне сказки говорил», «Там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой…».

 

О сказках Пушкина

1. Прочитайте и перескажите статью, подтвердите сказанное примерами из пушкинских сказок.

         В каждое свое произведение, в каждое слово А. С. Пушкин вложил частичку своей души. В сказках автор мастерски – лаконично и точно дает описание природы, которое передает настроение героев. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» он дает описание моря: «Неспокойно, волнуется, черное».

         Также в сказках несколькими словами автор полно и глубоко передает различные чувства героев. Например, очень ласково и печально звучит строка «Тяжелешенько вздохнула». При этом легко укладывается в стихотворную речь, не нарушая ритма, длинное слово. А в следующей строке «Восхищенья не снесла» мы слышим последний вздох умирающей царицы.

         Сказки Пушкина приходят к нам в раннем детстве. Они наполнены глубоким смыслом и учат нас ценить чистую, простую и правдивую речь.

         Сказки Пушкина отличаются легкостью, ритмичностью, рифмой. Ритм в них подвижный, меняющийся. Он зависит от событий сказки и настроения персонажей. Например, «И молва трезвонить стала» или «И молва трубит опять» Эти строки сходны между собой по смыслу, но имеют разный ритм и несут разный настрой.

         Сказка читается легко и свободно, но в ней скрыта глубочайшая мораль, которой просматривается на протяжении всего текста. О такой особенности собственных сказок Пушкин говорит в «Сказке о золотом петушке»: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

         В основе пушкинских сказок лежат народные сказки, и творения великого литератора во все времена будут для нас образцом высочайшего поэтического мастерства.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021