Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума»

Все материалы с раздела: Анализы стихотворений М.Ю. Лермонтова

Заказ сочинений

Вариант 1

         Чтобы максимально точно понять смысл данного произведения, нужно понять, какая царила обстановка в то время.

         1838 году Лермонтов служил на Кавказе. Там он познакомился с ссыльными декабристами - людьми, воля которых невероятно сильна и непоколебима. Декабристы пытались совершить государственный переворот, до этого Михаил Юрьевич не общался с такими личностями. И контраст с его обычным окружением так поразил его, что поэт смог приступить к работе над «Думой».

        Можно выделить два направления в данном стихотворении: сатиру и элегию. Поэт начинает произведение ярко, с присущей ему пылкостью, а потом вносит романтические нотки. И на протяжении всей «Думы» мы видим, как Лермонтов ловко переплетает противоречивые понятия: ненависть и любовь, холод и огонь. Поэтому стихотворение можно отнести к жанру элегия и сатира одновременно, ведь четкой грани не существует.

        Лирического героя мы видим, окруженного его соотечественниками, но при этом он невероятно одинок. Встречается со стеной непонимания, но при этом хранит все переживания в себе. Героя не волнует физическая смерть, он не страшится ее. Гораздо больнее умереть духовно, перестать испытывать чувства.

        Лермонтов умело пользуется различными тропами и выразительными синтаксическими конструкциями, украшающими «Думу». Например, мы можем увидеть метафоры («старость души», «жизнь-путь»), сравнения. Много встречается эпитетов («рабы презренные», «голос благородный»). Даже гиперболу можно выделить: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов».

        Каждая строфа, встречающаяся в стихотворении «Дума», несет определенную мысль. В первой части Лермонтов рассказывает о тех проблемах, которые он заметил в современном поколении. Во второй строфе вспоминает о том, что его волновало раньше, пытается найти выход из сложных ситуаций. Третья часть немного противоречива: автор осуждает окружающих его людей, но при этом считает себя частью этого общества. А в заключении уже смотрит на мир глазами своих современников.

        Рифмы, без которых стихотворение не является законченным, различны и основаны на созвучии слов разных частей речи. Можно сказать, что это придает определенную изюминку, вместе с тем и сумбурность.

        Основной проблемой в стихотворении «Дума» является безысходность от того, что современная молодежь бездействует, не решает свои проблемы. Лермонтов начинает с этого свое произведения и заканчивает тем же. Михаил Юрьевич жестко порицает тех, кто сначала боролся за справедливость, а потом решил смириться с реакцией власти. Призывает всех встрепенуться и обратить все силы на борьбу, облагораживание общества.

Заказ сочинений

Вариант 2

         Стихотворение Михаила Лермонтова «Дума» с первых строк заставляет задуматься о значимости решений, которые мы принимаем в некоторых вопросах. Лермонтов считает, что самой важной составляющей разумного, зрелого, да и просто живого человека является следование своему жизненному идеалу и цели. Огорчает поэта то, что у подавляющей части его поколения этой цели попросту нет. Начиная свой жизненный путь, каждый имеет оставленное родителями наследство – их жизненный опыт. И важно не превратить свою жизнь в бессмысленное существование только потому, что родители поступили так со своей жизнью. Ведь наши действия (или наоборот, бездействия) отражают не только наши сугубо личные взгляды на жизнь, но и являются автопортретом всего поколения. Именно автопортретом, ведь мы сами его пишем.

        Поэт описал своё поколение таким, каким он его видит. Лермонтова глубоко огорчает, что, присутствуя на самом ярком и неповторимом празднике, который называется жизнью, его ровесники остаются просто приглашенными. Они сидят в стороне и наблюдают за торжеством других. Во главе сидят сильные мира, обладающие властью, и никто до сих пор не возымел вдоволь духа, чтобы восстать перед ними. Да и те, кто все же восстают, делают это из чувства сопричастности. Чувство сопричастности – это чувство, характерное поколению, которое описывает Лермонтов. Однако значение этого слова не имеет той доброй составляющей, которую мы привыкли в нем узнавать. Это не та сопричастность к горю бедных и обездоленных. Это не та сопричастность к успехам друзей, коллег и просто знакомых. Восставшие лермонтовского поколения причастны только к толпе. Толпе людей, у которой нет своего мнения. Толпе людей, которая готова принять любые истины и правды, навязанные ей несколькими лидерами. Толпой легко управлять, и поэт разглядел признаки этой самой бездумной толпы в своем поколении. Люди живут по инерции, ненавидя тех, на кого указал им совершенно чужой человек. Они ненавидят только потому, что все так делают. Они любят только тех людей и те вещи, которые принято любить, которые имеют качества, одобряемые обществом. Повсеместный страх и умственная лень овладевают окружением поэта. Эти чувства не дают его поколению жить полной жизнью, не дают им радоваться победам своих ближних, наслаждаться запахом цветов и мелодичностью стихов.

        Прожив такую жизнь, нечего завещать детям и внукам. Живя такой жизнью, не хочется за неё держаться.

        Стихотворение было написано в 1838 году, но то, что Михаил Лермонтов разглядел в своем поколении, до сих пор не искоренилось. От нас зависит, будут ли узнавать в этом стихотворении себя и следующие поколения так же, как узнаём в нем себя мы.

Вариант 3

         Стихотворение «Дума» было написано величайшим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. В названный период времени он проходил военную службу на Кавказе.

        Молодой Лермонтов, как и многие поэты его времени, не поддерживал правящий царский режим и был знаком с деятельностью кружков революционеров. Вольнодумие в творчестве играет с поэтами злую шутку, привлекая к ним пристальное внимание жандармерии, цензоров и, конечно же, самого императора Николая I.

        Лермонтова сподвигло на написание данного стихотворения отношение к жизни современного ему общества.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…

        Лермонтов пишет о том, что современную ему молодежь не привлекает ничто такое, за что можно было бы самоотверженно бороться. Молодые люди, представители знатных семей, пресмыкаются перед властью императора и его правительства, они не привыкли бороться за свои идеалы, предпочитая просто проживать день за днем обычной для них рутинной жизнью.

        Это стихотворение является в какой-то степени и сатирическим трудом. Автор высмеивает все пороки, которые он только мог наблюдать со стороны, общаясь с представителями столичного общества.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны…

        Лермонтов отмечает не только трусость своего поколения и раболепие перед властью - он указывает на то, что его поколение является просто-напросто толпой, в которой нет выдающихся людей, нет лидеров, которые могли бы повести за собой эту толпу, как в свое время это попытались сделать декабристы. Толпа пройдет – люди проживут свое отпущенное Богом время, а после смерти их имена даже никто и не вспомнит.

        Стержнем произведения является некий образ уставшего человека, который, томясь в состоянии одиночества, спешит отказаться от достояния предков, от их идейных вдохновений и стремлений.

        В данном стихотворении автор дает оценку не только обществу, используя для этого эпитеты, сравнения и метафоры, он отражает сущность своей эпохи.

        Лермонтов указывает на тот факт, что над миром довлеет бесплодная наука, которая мешает развиваться поэзии, искусству.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят…

        Лермонтов в своем произведении выступает в качестве судьи, рассматривая жизнь общества как бы со стороны. Он отмечает, что современное ему общество отнюдь не надлежащим образом относится к жизненному опыту людей, живших раннее. Точно также не будут помнить о современных Михаилу Юрьевичу Лермонтову людях и их потомки, а если и вспомнят – то память эта будет вызывать, скорее, насмешки.

И прах наш с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

        Поэт считал, что потомкам будет стыдно за людей, живших в 30-х годах XIX века, стыдно за их стремление к невзрачной жизни, скоропостижной смерти, жизни без простого человеческого счастья, без романтики, вдохновений и идей.

Вариант 4
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» (9 класс, по плану, кратко)

История создания

         Стихотворение «Дума» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. Оно считается самым сильнейшим произведением автора. В нем он категорично и хлестко дает характеристику поколению 30-х годов, обвиняя его в нигилизме, равнодушии, бездействии, в бесцельном существовании. Произведение в 1839 году опубликовали в «Отечественных записках», а в 1840 году оно вошло в поэтический сборник Лермонтова.

         К созданию этого стихотворения автора подтолкнуло знакомство с бывшим декабристом на Кавказе, который отличался от окружения поэта силой духа, стойкостью, верностью своим принципам. Это и заставило Лермонтова высказать собственное мнение о поколении современников.

Тема

         Основная тема в произведении – духовная и социальная трагедия потерянного поколения, бессмысленное существование дворянства.

         Лермонтов считает, что человек, не способный быть добродетельным, видеть и чувствовать прекрасное, не умеющий любить и не желающий познавать Бога, никчемный. Он никому не принесет пользу, не оставит после себя доброго следа на земле. Таким он видит свое поколение.

Композиция

         Стихотворение состоит из 5 строф, объединенных общей темой. Это откровенная лирическая исповедь, она ведется от 1-го лица множественного числа.

         Произведение написано в основном в шестистопном ямбе, имеет перекрестную рифмовку и богатую, насыщенную рифму.

Жанр

         Стихотворение относится к поэтическому жанру отечественной литературы – думе. В нем встречаются также и элементы элегии, сатиры, эпиграммы.

Художественные средства

         Из средств выразительности в стихотворении преобладают эпитеты, многие из которых имеют негативную окраску – «презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «тощий плод», «угрюмая толпа», «презрительный стих» и другие.

         Имеются в тексте и сравнения – «нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».

         Есть метонимия – «и к гробу мы спешим без счастья и без славы».

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021