Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Сочинение на тему: Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя « Мёртвые души»

Все материалы с раздела: Сочинение по поэме «Мертвые души»

Заказ сочинений

         Произведение «Мёртвые души» отнесено Гоголем к жанру поэмы. Повествование о предприимчивом путешествии  скупщика душ, Павла Ивановича Чичикова, разбавлено поражающими мелодичностью и красотой лирическими отступлениями. Лирические отступления – это отход автора от основного сюжета, его рассуждения, дополняющие события в произведении, придающие им особую эмоциональную окраску.

        Так как «Мёртвые души» - это поэма в прозе, то именно эти авторские отступления придают поэтическую напевность. Они помогают автору выразить свою любовь к Родине, размышления о её будущем и мысли об исключительном русском народе.

        Весь первый том наполнен этими размышлениями. Литературоведами условно они разделяются на две группы. Во-первых, это лирические отступления о Родине и переживания автора; во-вторых - размышления о национальных особенностях русского характера.

        Первое лирическое размышление встречается в пятой главе, после того как Чичиков узнаёт о прозвище, данном Плюшкину сметливыми мужиками - «заплатанной». Эта точная характеристика поражает Чичикова и наталкивает автора на мысли о меткости русского слова. Мудростью веет британская речь, легкомысленным щегольством – французская, а русская речь – самая бойкая и животрепещущая. Каким восторгом наполнено это лирическое отступление! Какой любовью к чистому русскому говору из глубинки!

        Сожаления об утраченной юности проносятся перед читателем в начале шестой главы. Н.В. Гоголь сокрушается, что ушёл в прошлое юношеский восторг, с которым воспринималось абсолютно всё окружающее, что нет больше возвышенных фантазий о воображаемой идеальной жизни незнакомцев. К сожалению, взрослый герой видит только «пошлую наружность» деревень. Тоска по свежести мыслей и беззаботности юношества наполняет эту лирическую вставку.

        Не осталась в стороне и тема о назначении писателя в современном мире. В седьмой главе проводится параллель между двумя видами писателей. Первый – всеобщий любимец, получающий бесчисленные похвалы и восторги публики за то, что в своих творениях он превозносит идеализированные характеры героев, что не видит сам и не показывает другим грязи и пошлости, встречающейся повсеместно. Он живёт легко и радостно.

        Противоположный же тип – писатель, открывающий глаза на пороки, несовершенства мира. Его образы изображены правдиво, без лишней идеализации. И эта искренность обрекает его на постоянное одиночество. Горько Гоголю осознавать эту непризнанность.

        В одиннадцатой главе первого тома звучат строки о России. О её бескрайних просторах, навевающих умиротворение. О загадочной связи русского человека с этим чудным, не похожим на другие земли краем. Нет здесь великолепных дворцов, прекрасных садов, но звенящая тоска песни проникает в самую душу, рождая в ней волнение и восторг. Мотив дороги навевает раздумья о вечном путешествии гордой и прекрасной Руси из прошлого в будущее. Великолепный образ птицы-тройки создал Гоголь. Воистину, летящая вперёд тройка лошадей символизирует нашу неповторимую Родину. Русь могучая, сильная, заставляющая другие страны посторониться, оставляющая всех позади. Несущаяся вперёд, она не даёт ответа на вопрос о будущем. Гоголь не знает, что будет впереди. Но он верит, что Россия сбросит и оставит позади иго пошлости и сребролюбия, что не будет в будущем ни Маниловых, ни Ноздрёвых, ни Плюшкиных. Что свершится важная историческая миссия самобытной красавицы птицы-тройки.

        Лирические отступления в поэме Гоголя дополняют образы, созданные им. Они различаются по своей эмоциональной окраске от иронии до патетического восторга. Благодаря этим лиричным вставкам, образы, создаваемые автором, становятся понятнее и ближе читателю. Гоголь делится своими раздумьями о судьбе любимой России, заставляя задуматься и своего читателя.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021