Testsoch.ru
Сочинения по картинам и литературе

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Все материалы с раздела: Анализы стихотворений Н. А. Некрасова

Заказ сочинений

         Знаменитое стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» было создано в 1864 году в тяжелый для государства период, когда политическое устройство претерпевало ряд изменений: крестьяне обрели свободу (Крестьянская реформа 1861 года – отмена крепостного права). В этот период времени начинается интенсивное усиление капиталистического производства (оно продолжает строиться на закабалении трудового населения), активизация бунтарской революционной мысли и формирование новых политических взглядов.

        Эпиграфом к данному произведению служит диалог, происходящий между мальчиком Ваней и его отцом. На вопрос ребенка о том, кто построил железную николаевскую дорогу, папаша называет имя графа Петра Андреевича Клейнмихеля.

        П. А. Клейнмихель был главноуправляющим путей сообщения и публичных зданий Российской империи во время правления императора Николая I. Этому чиновнику приписывают авторство создания знаменитой железной дороги, соединяющей Москву и Петербург.

        Н. А. Некрасов передал читателю беседу сына с отцом, показывая на ее примере разное видение создания железной дороги.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.

        Картина осенней зарисовки, впечатляющей своим видом, представляет собой весьма оптимистичное начало для стихотворения. Однако же первая часть произведения трактуется автором следующим образом: за прекрасным видом природы, который не омрачен никакими «безобразьями», скрываются эти самые «безобразья» в политической и общественно-социальной жизни государства.

        Вторая часть стихотворения начинается с того, что автор просит папашу рассказать мальчику историю создания железной дороги.

Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

        Далее автор повествует юному генеральскому сыну о том, кто создал дорогу и каким трудом.

Труд этот, Ваня,  был страшно громаден, -
Не по плечу одному.
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

        Повествователь рассказа указывает на то, что генерал ошибся: железная дорога – труд не одного Клейнмихеля, который был всего лишь навсего надсмотрщиком при строительстве.

        Голод стал мотиватором создания Николаевской железной дороги, сюда в поисках работы приходило огромное количество людей, нашедших позднее на стройке свою смерть.

А по бокам-то все косточки русские…

        Рассказ автора показывает мальчику реальную картину создания данного государственного объекта. Простые мужики, принимавшие участие в строительстве, поведали Ване рассказ о своей тяжелой доле.

Мы надрывались под зноем, под холодом…

        Вся вторая часть стихотворения посвящена тяжелому мужицкому труду. Некрасов пишет о сильной воле духа простого народа, которую не сломит никакая тяжелая работа.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!

        Третья часть стихотворения повествует о том, что генерал спешит опровергнуть доводы рассказчика, поведавшего Ване истинную картину сотворения железной дороги, выражая свою речь в форме монолога.

        Генерал, побывавший в Европе, утверждает, что все увиденные предметы искусства и архитектурные строения простой человек создать не может, ему дано лишь воровать и разрушать.

Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать – разрушать мастера,
Варвары! Дикое скопище пьяниц!..

        Генерал просто уверен - неграмотный русский вечно пьяный мужик не сможет создать подобный шедевр. В четвертой части стихотворения читатель наблюдает завершение строительства дороги – «видение» светлого будущего рабочих. Подрядчики все рассчитали таким образом, что мужики якобы свои деньги брали во время строительства, а по окончании работ им уже и получать нечего, еще и недоимки остались.

        Некрасов показывает, как лицо, обладающее властью, бесчестно обкрадывает мужиков, присваивая себе чужие деньги. В качестве заработной платы строителям железной дороги выступает бочка вина и прощение недоимок.

        Стихотворение состоит из четырех частей, для его написания был применен четырехстопный дактиль, один из излюбленных Некрасовым стихотворных роазмеров, с использованием перекрестной рифмы. При зарисовке пейзажной картины автор использует эпитеты (здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший).

        «Железная дорога» Н. А. Некрасова имеет не только важное литературное значение, но и историческое: оно отображает жизнь простого населения, стремящегося спастись от голода.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

TESTSOCH.RU
© 2013-2021